Эшпай Андрей Яковлевич
Эшпай
Андрей
Яковлевич
Разведчик, лейтенант

История солдата

По натуре Андрей Эшпай - человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. А за всем этим - глубокий ум, ранимость, душевная чистота. Он мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда протянет руку помощи, окажет поддержку.

Родился 15 мая 1925 года в старинном волжском городе Козьмодемьянске Марийской Республики. Супруга, Александра Михайловна, пианистка, много лет была заведующей фортепианным отделом издательства "Композитор". Дети: Валентин - научный работник Института Кино, Андрей (младший) - режиссер на киностудии имени М.Горького.

На формирование творческой личности Андрея Эшпая - выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители.

Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и является автором проникновенных акварельных зарисовок.

Яков Эшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений.

Подлинным примером служения искусству является подвижнический труд Я.Эшпая по записи и обработке народных мелодий (свыше 500 записей). Свое научное исследование он посвятил народным инструментам, защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата искусствоведения.

За заслуги перед Родиной Я.А.Эшпай награжден орденами Красной Звезды (1946) и "Знак Почета" (1951), двумя медалями. В память о своем выдающемся музыканте марийский народ установил на его родине в селе Кокшамары мемориальную доску, присвоил его имя одной из центральных улиц столицы республики, города Йошкар-Олы.

Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898-1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре. Она - племянница композитора А.Н.Тогаева, жившего в Мариинском Посаде (Чувашия), в доме которого и познакомились будущие родители А.Эшпая.

В 1928 году семья Эшпаев переехала в Москву. Отец учился в аспирантуре Московской консерватории, мать - в педагогическом институте. Начались музыкальные занятия и у их старшего сына Валентина. Трехлетнему Андрею тоже не терпелось поиграть на загадочном пианино, но его занятиям мешала ужасная непоседливость.

Каждое лето братья проводили на Волге, в Мариинском Посаде, в семье Тогаевых. Хозяин дома, где "даже воздух пропитан музыкой" (как сказал уже взрослый Андрей), Анатолий Николаевич Тогаев, композитор, автор многих задушевных песен, создатель нескольких хоровых коллективов, учитель пения, играл на гуслях и скрипке. Он был дружен со знаменитым Митрофаном Пятницким, который подарил ему сборник собственных песен с надписью "Родной душе - родные звуки".

К Тогаевым "на огонек" стекались все, кому дорого искусство, - от народного певца до маститого художника. Здесь бывали Мариан Коваль, Виктор Белый, венгр Ференц Сабо. А заводилой вечеров выступала жена Тогаева - Александра Васильевна, которая даже после выхода на пенсию продолжала играть на любительской сцене. В каждый свой приезд сюда непременными участниками импровизированных концертов становились и родители А.Эшпая. Ловко срезанная ветка в руках Якова Эшпая превращалась в дудочку, рожок или свирель, а скрипка под его смычком умела петь вселенской болью.

Удивительная жизнь и многогранная деятельность отца, притягательная сила просторов Волги, добрые и открытые сердца окружающих людей не могли не оказать благотворного влияния на чуткие души подростков. Не потому ли Андрей Эшпай так часто любит возвращаться в страну своего детства?

С 4 лет А.Эшпай учился в школе им.Гнесиных у Валерии Владимировны Листовой. Их знакомство состоялось, когда Андрею было всего 4 года. Но в этом ребенке, в этом маленьком человечке она сумела разглядеть задатки настоящего, большого музыканта. Валерия Владимировна пробудила в питомце фантазию мысли и звуков, интерес к урокам музыки, помогла ему найти живой отклик на природу, искусство и "планету людей".

Познания В.Листовой в различных сферах художнической деятельности были неистощимы. Ее воздействие - педагога-мыслителя, наделенного чувством Высшей Справедливости, - во многом способствовало становлению Эшпая как творческой личности.

Из воспоминаний А.Эшпая о Листовой: "Валерия Владимировна - воплощение ума, благородства, тонкого юмора, аристократична и проста. Мы - все ее ученики - были влюблены в нее".

Школьные годы Андрея были окружены заботой и вниманием многих наставников. Среди них знаменитые сестры Гнесины - Елена, Ольга и Елизавета Фабиановны. В роковом 1941 году музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано В.Листовой окончили два ярких ученика - Андрей Эшпай иСтанислав Нейгауз...
Учебу в 10-м классе средней школы Эшпай продолжил в Мариинском Посаде, в эвакуации. Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время тогда еще не пришло.

В январе 1943 года он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА, и с конца 1944 года Андрей Эшпай находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте.

В составе 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой Краснознаменной, ордена Суворова Островской дивизии 7-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии лейтенант взвода разведки А.Я.Эшпай был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал (западнее Быдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты.

Тяжелейшими были бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине. Район Маобит, театр Комише опер, рейхстаг - места, где вел битву против отборных эсэсовских частей взвод Эшпая. У стен рейхстага погибли два лучших друга Андрея, разведчики Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. После окончания войны еще до сентября 1946 года Эшпай служил в управлении информации (Берлин, Карлсхорст).

Боевой путь отважного разведчика лейтенанта Андрея Эшпая отмечен государственными наградами: орденом Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", польской медалью "За Варшаву, 1939-1945 гг.".

Именно на фронте А. Эшпай осознал свое призвание, почувствовал неодолимую тягу к творчеству. После демобилизации он стал студентом музыкального училища при Московской консерватории, где обучался на двух факультетах: фортепианном (класс Р.Чернова) и композиторском (класс Е.Месснера).

Сильное воздействие на формирование композиторского почерка А.Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. Он приступает к обработке песен, придавая им форму вокальных и инструментальных миниатюр. Я.А.Эшпай помогал сыну отбирать в своеобразнейших народных образцах самое интересное из записанного им в фольклорных экспедициях.

В 1948 году Андрей поступил в Московскую консерваторию и снова на два факультета: композиторский (класс Н.Ракова, Н.Мясковского, Е.Голубева) и фортепианный (класс В.Софроницкого). В итоге композиторские и исполнительские достижения Эшпая были признаны отличными.

Открывалась дорога в школу высшего мастерства - аспирантуру, куда он был принят в класс А.Хачатуряна (1953-1956).

Опусы А.Эшпая студенческих лет свидетельствуют о том, как быстро росло и развивалось мастерство молодого композитора. Он сочиняет Сонатину для фортепиано, пьесы для скрипки, кларнета, флейты, "Колыбельную" и "Танец" для двух роялей (1952), Пассакалью для органа (памяти Н.Мясковского, 1950). Много позже, в 1977 году, Эшпай посвятил памяти своего учителя еще одно произведение - Второй скрипичный концерт.

Шли годы. Накапливался духовный опыт, осмысливалось пережитое, а боль от утраты старшего брата Валентина и гибели друзей не утихала. Вот как рассказывает Эшпай о создании песни "Москвичи" ("Сережка с Малой Бронной", 1957): "Это просто поразительно! Все, о чем говорится в песне "Сережка с Малой Бронной", было у меня в жизни. Поэт-фронтовик Женя Винокуров, конечно, этих подробностей не знал.

Марк Бернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. Я прочел стихи и был буквально ошеломлен.

В полях за Вислой сонной
лежат в земле сырой
(Земля там сырая, форсирование Вислы - мои военные дороги в Польше.)
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
(Наша семья жила на Бронной, только не на Малой, а на Большой, старший брат Валя не вернулся с войны.)
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
(И моя мама не спала ночами.)
Свет лампы воспаленный
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
(И лампа пылала все ночи напролет.)
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
(Точнее не придумаешь).

Картину, подобную моим ощущениям, я наблюдал не раз во время концертов. Помню наши выступления с Иосифом Кобзоном в Казани - люди плакали, потому что это коснулось души каждого. Замечательные стихи поэта".

Замечательная, конечно, и музыка, благодаря которой песня стала одной из самых любимых в народе.

На небывалом подъеме композитор создал Первую (1959) и Вторую (1962) программные симфонии. Эпиграф Первой трагедийно-философской симфонии - "Надо вырвать радость у грядущих дней". Симфония состоит из двух частей: одна - реквием павшим, память о фронтовом братстве, другая - радость дней грядущих с реминисценцией-напоминанием - "Никто не забыт, и ничто не забыто". Ее первое исполнение состоялось в Большом зале консерватории 10 ноября 1959 года. Государственным симфоническим оркестром СССР
Сегодня можно найти массу информации о композиторе А.Эшпае, нам остались его песни.

Музыке Эшпая свойственны удивительно точное ощущение формы, богатство инструментария вкупе со всем арсеналом технических средств, особая симфоническая завершенность. Эшпаевская музыка, уже став неотъемлемой частью российского киноискусства, непрерывно находится в развитии, в поиске.

Несмотря на все трудности, испытываемые кинематографом сегодня, Эшпай своей музыкальной палитрой стремится к философскому исследованию сокровенных движений души и характера человека.

Кинематограф сблизил композитора со многими поэтами: Г.Регистаном, Р.Рождественским, Л.Дербеневым, В.Карпеко, Г.Поженяном, Е.Евтушенко, в содружестве с которыми написаны чудесные песни.

Творческие контакты не прекращались и после выхода фильмов на экраны. Песни обретали крылья, уносились в самостоятельную жизнь. Среди них: "С первой встречи с тобой", "Почему, отчего? Я не знаю сам", "Ты, только ты" - на стихи Г.Регистана; "Я сказал тебе не все слова", "Над рекой ленивой наклонилась ива..." - на стихи В. Карпеко; "Ночь была с ливнями" (или "Мы с тобой два берега у одной реки") - на стихи Г. Поженяна; "Тысячу лет дружит студент", "Если не вспомнишь меня" - на стихи Л.Дербенева; "Марш строителей", "А снег идет", "Что знает о любви любовь?", "Зашумит ли клеверное поле...", "Ольховая сережка" ("Уронит ли ветер в ладони сережку ольховую...") - на стихи Е.Евтушенко.

Умер в результате инсульта 8 ноября 2015 года в Москве.

Регион Севастополь
Воинское звание Разведчик, лейтенант
Населенный пункт: Севастополь

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: