Филин Александр Иванович
Филин
Александр
Иванович
генерал-майор / Летчик-испытатель
18.01.1903 - 23.02.1941
Регион Москва
Воинское звание генерал-майор
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Летчик-испытатель
Место рождения Москва
Годы службы 1921 1941
Дата рождения 18.01.1903
Дата смерти 23.02.1941

Воспоминания

Прочти и все поймешь. Место расстрела Москва ----ЗАСЕКРЕЧЕНО

Трагическая кончина При испытаниях МиГ-3 в НИИ ВВС была получена меньшая дальность, чем в специально организованном перелете Москва—Ленинград в условиях, отличных от принятых для государственных испытаний, и с оборудованием самолета дополнительным прибором, который позволял летчику устанавливать оптимальный режим работы мотора. "Результат перелета стал известен Сталину, и он предложил в этом разобраться комиссии под руководством наркома обороны Тимошенко, секретаря ЦК Маленкова и заместителя начальника Генерального штаба Ватутина. Конечно, такие руководители были далеки от понимания тонкостей летных испытаний, и они подтвердили жалобы главных конструкторов на Филина в том, что он занижал данные испытуемых самолетов[источник не указан 4020 дней]. За подписью вышеуказанных руководителей комиссии вышел приказ, которым генерал-майор Филин предавался суду военного трибунала. В первых пунктах приказа ему ставилось в вину занижение дальности МиГ-3. Ему же ставилось в вину, что самолеты были запущены в серийное производство без проведения войсковых испытаний, хотя на проведении таких испытаний настаивал именно Филин. Этим же приказом отстранялись от должностей группа инженеров и летчиков-испытателей, проводивших государственные испытания в НИИ ВВС. Приказ датирован 31 мая 1941 года. Филин был арестован 23 мая. Далее его участь решали заместитель Берии Кобулов и следователь НКВД Влодзимирский[источник не указан 4020 дней]. Они уже избегали авиационно-технических подробностей[источник не указан 4020 дней], а предъявили обвинение в антисоветском заговоре. Постановлением особого совещания при НКВД СССР 13 февраля 1942 года Филин был приговорен к расстрелу, и 23 февраля приговор был приведен в исполнение. Совершенно чудовищно, что Филина расстреляли в 1942 году, когда справедливость его требований к испытуемым самолетам была подтверждена на фронтах Отечественной войны. В следственном деле указано, что обвиняемый виновным себя не признал. («Летчики, самолеты, испытания» А. А. Щербаков, М., 1998) Нарком Шахурин А.И.: "Однажды Сталин после обсуждения с Филиным какого-то авиационного вопроса пригласил его обедать. Как сейчас помню красивое, бледное лицо Александра Ивановича, стройную фигуру, внимательный взгляд голубых глаз и улыбку. За обедом Сталин расспрашивал Филина о летной работе, самолетах. Интересовался здоровьем. У Филина был больной желудок, кажется язва. Спрашивал, нравится ли ему вино с наклейкой из обычной бумаги и напечатанным на машинке названием. Филин ответил: " Да, очень хорошее вино — слабое и приятное". Сталин заметил: "Вам это можно пить?". Затем, спросив, какие фрукты любит Филин, распорядился отнести ему в машину фруктов и несколько бутылок вина. Смотрел на него все время приветливо и дружелюбно. А через несколько недель стоило одному конструктору доложить: «Товарищ Сталин, Филин тормозит испытание моего истребителя, предъявляет всякие претензии»,— и в судьбе Филина произошел крутой поворот. "Как так?" — спросил Сталин. "Да вот указывает на недоработки, а я утверждаю, что самолет хороший". Присутствующий Берия что-то пробормотал про себя. Можно было понять только одно слово: «Сволочь...» А через несколько дней стало известно, что Филин арестован. Спустя некоторое время я попытался помочь Александру Ивановичу, но из этого ничего не вышло.". Реабилитирован 26 марта 1955 года. "в феврале 1941 года институт [НИИ ВВС] выполнил полеты на дальность на двух самолетах МиГ-3 и получил вместо заданных 1000 километров 820 и 857 километров. Этот результат был следствием невозможности пользоваться высотным корректором (устройством, позволявшим экономить топливо на больших высотах), об этом было написано в официальном отчете НИИ ВВС. Дальнейшие события развивались следующим образом. ОКБ договорилось с главным конструктором мотора А. А. Микулиным о временном (на один полет) снятии запрета на пользование высотным корректором и выпустило двух своих летчиков в перелет из Москвы в Ленинград. Он прошел успешно. После приземления из самолетов слили оставшееся горючее. Результат показал, что МиГ-3 способен пролететь 1000 километров....Доклад ОКБ, в котором излагались результаты выполненного перелета, вызвал, однако, совершенно неожиданные последствия. Где-то сравнили результаты, полученные ОКБ, с теми, которые были получены в НИИ ВВС, и, не вдаваясь в суть дела, сделали вывод о том, что институт преднамеренно занизил летные данные самолета МиГ-3. Последовали оргвыводы. А. И, Филина, А. С. Воеводина, П. С. Никитченко, Н. И. Максимова, Б. В. Лушина, С. Г. Онисько и еще нескольких товарищей из числа ведущих специалистов института отстранили от занимаемых должностей. Это случилось недели за три до начала войны" Рабкин И. Г. Награды

Награды

Два ордена Ленина, орден Красной Звезды,20-лет РККА

Два ордена Ленина, орден Красной Звезды,20-лет РККА

Однополчане

Таких уж нет,а если кто и есть будут молчать или делать вид ,что такого не было .

Таких уж нет,а если кто и есть будут молчать или делать вид ,что такого не было .

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: