Филиппов Сергей Георгиевич
Филиппов
Сергей
Георгиевич
капитан

История солдата

  Филиппов Сергей Георгиевич - это мой любимый и единственный дед, которого я знала и  до своих 14 лет, до дня его смерти в 76-ом, называла "папа Серёжа".   Он заменил мне отца: забирал из детского сада, не запрещал и терпеливо ждал, когда я напрыгаюсь с крыши гаража в высокий сугроб, при встрече неизменно покупал мне в палатке три зефирины в узкой картонной коробочке или французскую булку за семь копеек, вздыхая, шёл разбираться с контролёрами и молча оплачивал штраф за мой первый безбилетный проезд в троллейбусе, и при этом ни слова в упрёк, только: "Постарайся так больше не делать..."

   А когда я была в классе шестом и носила красный пионерский галстук, на 9 мая я попросила прийти его в школу - так сказала учительница - и рассказать что-нибудь о войне. Сначала он отказывался, потому что не любил вспоминать это время, да и немногословным он был человеком, но потом согласился. Сейчас, к сожалению, я не помню о чём он тогда говорил, но чувство гордости, что этот подтянутый, с прямой спиной и военной выправкой, ещё достаточно привлекательный для своих лет мужчина - мой дед, не покидает меня до сих пор.

  И сегодня, в 2015 году, в день 70-летия великой Победы, занося его имя в список "Бессмертного полка", я говорю ему: "Спасибо за то, что ты был в моей жизни, есть и будешь в моей памяти и памяти моей дочери, а потом и её детей! Спасибо за твой подвиг солдата и человека!"  Я люблю тебя, папа Серёжа!                                                                                                                                                                                                                                                       

Регион Москва
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

  Мой дед, коренной москвич, с Плющихи, был призван на срочную службу в ряды Красной Армии с 1934 по 1936 год, в 1940-ом успел повоевать на Финской, а Отечественную войну начал в звании младшего лейтенанта, командиром саперного взвода под Алитусом, а закончил капитаном, освобождая Венгрию и Польшу.

  В одном из нескольких документов, опубликованных на портале Минообороны, я прочитала то, что слышала ещё девчонкой, что мой дед, командир взвода 630 стрелкового полка 5-ой гвардейской стрелковой дивизии, 14 октября 1941-го был убит в бою и похоронен 1,5 км севернее деревни Косарево Калужского района. Увидела эту дату и заплакала так, будто сама получила похоронку на мужа в день, когда его старшей дочери Наде, в будущем моей маме, исполнилось два года. А через месяц, день в день, должна была появиться на свет его младшая дочь Людмила.

  Следующий документ — выписка из приказа, датированная октябрём 42-го, и она уже сообщает о том, что младший лейтенант Филиппов С.Г. жив и проходит службу в Красной Армии. Несколько строк лаконичного приказа, а за ними стоят — ранение в ноги в октябре 41-го под Калугой, боль и первые потери боевых товарищей, выздоровление и возвращение в строй моего любимого деда.

  Ну и последний документ — это наградной лист на медаль «За боевые заслуги» в марте 1944 года, подписанный командиром батальона майором Соколовым. В нём указано, что старший лейтенант Филиппов Сергей Георгиевич был помощником начальника штаба 28 мостового железнодорожного батальона 45 железнодорожной бригады 1 Белорусского фронта с января 1942 года, а "... с ноября 1943 по февраль 1944 временно исполнял должность начальника штаба...", был участником боевых действий по защите СССР с августа по октябрь 41-го на Западном фронте, а с 19.12.42  на Сталинградском, Донском, Южном и Белорусском фронтах, награждён медалью «За оборону Сталинграда»

Воспоминания

Константин Гостюхин, из статьи "5-ая гвардейская стрелковая дивизия"

1941 год - "...В числе самых первых 22 сентября 1941 г. 107-я стрелковая дивизия была переименована в 5-ю гвардейскую стрелковую дивизию. И это, не будем забывать, в том самом 41-ом году, когда цена наград была очень и очень высока и давали-то их довольно скупо.



В начале октября 5-ая гвардейская - на обороне Калуги. Неделя круглосуточных ожесточенных боев. Гвардейцы дерутся за каждый метр земли, за каждый дом. С боями отступают в сторону Алексина. Попадают в окружение, сжигают штабные документы, расчищая себе путь в бесконечных боях, дивизия упорно вырывается из кольца. Немцам все же удалось рассечь дивизию на две части. Остатки 765-го стрелкового полка под командованием майора Петрова с боями прорвались к Алексину. Ведут бои на окраине Петровского. Основные силы дивизии (586-й, 630-й стрелковые полки и штаб во главе с комдивом Мироновым) прорвались к Серпухову. 18 октября на Алексинском участке фронта остатки дивизии сменяет только прибывшая 238-ая СД. Потери гвардейцев огромны: согласно Ведомости численного состава на 1.9.41. в дивизии было 13360 человек, на 10.11.41. - 3695. Почти 10 тысяч человек! Оборона Калуги и сдерживающее отступление до Алексина - это был настоящий, безо всякой натяжки, подвиг. Если бы не эти «потрепанные части гвардейцев», как знать, возможно, и оккупация Алексина была бы значительно дольше..."

Р. Курчик, из статьи "Освобождение Калуги"

"...Октябрь 1941-го. Гитлеровцы оголтело рвутся к Москве. Чтобы выиграть время для прочной обороны столицы, нужно было любой ценой задерживать врага на всех промежуточных рубежах. Особое внимание советского командования при этом уделялось Калуге как важному стратегическому пункту.



Калуга и калужское направление прикрывались укрепленным районом (УРом) протяженностью около 60 км, передний край которого проходил по берегам Угры и Оки от Полотняного Завода до Перемышля. Однако УР был построен всего на 30-40 процентов и почти не имел войск. Поэтому создалась реальная угроза глубокого прорыва фашистов... Со второй половины дня 6 октября оборона Калуги и всего калужского направления была возложена на командование 49-й армии генерал-лейтенанта И.Захаркина. В этот же день сюда стали подходить отдельные немногочисленные воинские части: из 194-й стрелковой дивизии - 616-й стрелковый полк, дивизион 299-го артполка и некоторые тыловые подразделения; из



5-й гвардейской стрелковой дивизии - 630-й стрелковый полк. Это было все, чем располагало наше командование. Прибытие основных сил 5-й гвардейской стрелковой дивизии задерживалось. Поэтому наша оборона не представляла собой сплошной линии, а состояла из отдельных опорных пунктов, прикрывавших, главным образом, мосты, переправы и наиболее удобные места для форсирования рек. Немцы же вышли к нашему рубежу широким фронтом.



9 октября начались кровопролитные бои на дальних подступах к городу. По приказу И. Захаркина части 5-й гвардейской стрелковой дивизии полковника П. Миронова заняли оборону на рубеже Дворцы - Плетеневка - Желыбино - Корекозево - Голодское. Местность в полосе, занимаемой дивизией, не была подготовлена к обороне, мосты на Угре и Оке не были готовы к взрыву. Здесь двум армейским корпусам врага, усиленным значительным количеством танков и авиацией и насчитывавшим 50-60 тысяч солдат и офицеров, противостояли всего около 16 тысяч советских бойцов и командиров. Эти бои отличались необычайным упорством советских воинов, которые держали рубеж до конца, не отступали и не сдавались в плен, а погибали, покрывая себя вечной славой героев. Утром 9 октября передовые части 12-го и 13-го армейских корпусов врага подошли к Угре у Товаркова и попытались форсировать ее. Но все их атаки были отбиты 616-м и 630-м стрелковыми полками. На рассвете 10 октября развернулись ожесточенные, кровопролитные бои вдоль Угры...С утра 11 октября фашисты возобновили наступление с применением танков и авиации...Наши войска были вынуждены отойти к Калуге. Но наши воины не просто отступали. Они с исключительной стойкостью и упорством отражали атаки фашистов, часто переходя в контратаки и нанося врагу ощутимые удары, стояли насмерть, совершали поистине героические подвиги.



Только за 11 октября части 5-й гвардейской стрелковой дивизии потеряли до 35 процентов личного состава...12 октября Калуга подверглась сильному артобстрелу.



В этот день враг перешел в решительное наступление...12 октября в 21.00 в Калугу переправился на пароме головной полк 260-й пехотной дивизии врага, но не продвинулся (видимо, из-за темноты) дальше побережья. Бои же на ближних подступах к Калуге (в ее предместьях) начались 13 октября в 3 часа ночи. Немцы бросили на город 34-ю, 17-ю, 258-ю и 260-ю пехотные дивизии, поддерживаемые танками и авиацией. Наши же и без того немногочисленные войска в предыдущих боях уже потеряли почти половину своего личного состава. И вот снова тяжелые бои. В своем донесении командованию Западного фронта командарм Захаркин отмечал: «5-я гвардейская стрелковая дивизия показала исключительную стойкость и упорство в бою. Дрались смело, решительно. Ни одного случая паники не было»... Расчлененные и окруженные врагом подразделения защитников Калуги 13 октября с боями прорвали вражеское кольцо и отошли на восток - к Тарусе и Алексину.



И хотя Калугу враг взял, благодаря мужеству и героизму советских воинов продвижение немцев на Москву на этом участке фронта было задержано на целых 5 суток. А в то время для нас каждый выигранный день, даже час имели огромное значение..."

министр путей сообщения СССР /1982 - 1990/ Конарев Н.С., из книги "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945"

1945 год - "... восстановление на направлении Ченстохова – Штейнау общей длиной 330 километров вела 45-я железнодорожная бригада полковника А. И. Наталевича.
Восстановление мостового перехода через Одер у Штейнау поручили 28-му мостовому батальону подполковника В. А. Соколова.
Военный совет 1-го Украинского фронта потребовал на первом этапе за четверо суток соорудить железнодорожный мостовой переход через Одер для пропуска вагонов с грузами без локомотивов.
Мостовики понимали всю необходимость срочного пропуска к передовой боеприпасов, горючего. На обрушенные в воду пролетные строения закрепили деревянные рамы, по ним уложили балки, путь и раньше срока, установленного заданием, – через 2,5 суток – стали переправлять грузы на западный берег Одера. Состав подавали вагонами вперед, а на противоположном берегу к нему прицепляли другой паровоз, первый же уходил за следующим составом. Таким образом через Одер пропустили более 5 тысяч вагонов.
Строительство временного моста закончили 9 марта. Вражеская авиация совершала постоянные налеты на мостовой переход и 31 марта разрушила его. Но батальон, работая беспрерывно, через 3,5 суток возобновил движение поездов через Одер..."

Документы

other-soldiers-files/www.obd-memorial.ru__4.jpg

other-soldiers-files/www.obd-memorial.ru__4.jpg

other-soldiers-files/www.obd-memorial.ru1__0.jpg

other-soldiers-files/www.obd-memorial.ru1__0.jpg

other-soldiers-files/www.obd-memorial.ru_3.jpg

other-soldiers-files/www.obd-memorial.ru_3.jpg

other-soldiers-files/podvignaroda.ru__9.jpg

other-soldiers-files/podvignaroda.ru__9.jpg

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: