Глезер Лев Михайлович
Глезер
Лев
Михайлович
лётчик-испытатель 2 класса, майор
8.06.1913 - 31.08.1979

История солдата

Мой отец, Лев Михайлович Глезер, родился 8 июня 1913 г. в г. Бахмут (Украина, Донецкая область). Еврей. С 1918 по 1924 год воспитывался в детских домах (сначала в г. Мичуринске, а затем в Москве), т.к. мать Гинендель-Любовь Львовна Глезер (член коммунистической партии) активно участвовала в гражданской войне, а затем была послана на учебу в Свердловский университет и заниматься воспитанием сына не имела возможности. Случалось ему и беспризорничать. Отец Кушлин Михаил Александрович в воспитании сына участия не принимал, так как родители расстались ещё до рождения ребёнка. Когда Льву Михайловичу было 13 лет, он заболел стригущим лишаем на волосистом покрове головы. Лечили его рентгеновскими лучами. Но так как знали тогда о свойствах рентгеновского излучения не очень много, ему сожгли волосы, и в результате такого "лечения" Лев Михайлович остался в 13 лет лысым на всю оставшуюся жизнь!
С 1924 г. Лев Михайлович жил с матерью и учился. В 1928 г., окончив школу-семилетку, поступил на завод "Геодезия" (Москва), сначала учеником ФЗУ. Там же в 1928 г. вступил в комсомол. В 1930 г. окончил ФЗУ и затем работал там же, на заводе, механиком-геодезистом. В 1932 г. на заводе "Геодезия" был принят в кандидаты партии. В 1932 г., как кандидат партии, был мобилизован и направлен "по особому набору ЦК партии" сначала в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в 1933 г., а затем - в Оренбургскую ВАШЛ, которую окончил в 1935 г. По окончании лётной школы до июля 1939 г. работал военным летчиком в различных подразделениях  в/с 9172 (станция Монино). В 1939 г. был командирован "в счёт 1000" на работу в систему Министерства авиационной промышленности в качестве летчика-испытателя, где проработал на различных заводах, на самой передовой боевой технике, до конца 1951 г. В конце 1951 г. был отозван в армию (в часть), где проработал на различных лётных командных должностях до марта 1956 г., когда и был демобилизован в запас в звании майора "с выслугой 43 года".

С января 1957 г. до конца жизни работал в НИИ аппаратостроения в качестве настройщика спецаппаратуры.
Был награждён орденами: "Знак почета" (1944г.), двумя орденами Красной Звёзды (1945 и 1948 гг.), Красного Знамени (1954г.); а также медалями "За боевые заслуги" (1945 г.), "За победу нал Германией" (1945 г.) и другими.

В архиве Льва Михайловича сохранилась характеристика, данная ему на авиационном заводе № 82 (Тушино) для досрочного присвоения ему звания майора (дата не указана, но работал там он с 1943 по 1947 год). Вот текст этой характеристики.

              Характеристика на летчика-испытателя капитана ГЛЕЗЕР Лев Михайловича 
Глезер Лев Михайлович рождения 1913 года, рабочий, член ВКП/б с 1938 года, образование среднее. В армии с 1932 года по спец. набору ЦК ВКП/б/. 
В 1939 году откомандирован в счёт "1000" в систему НКАП в качестве летчика-испытателя, где работает и по сие время. 
С работой справляется хорошо. Дисциплинирован. Техника пилотирования отличная. Общий налёт 1971 час. Летает на всех истребителях. 
В сложных случаях работы решителен, настойчив, хладнокровен, быстро ориентируется в обстановке:

1) В 1943 году при пожаре в воздухе на самолете ЯК-7Б сумел покинуть самолёт на парашюте, несмотря на тяжелые ожоги лица и конечности, на малой высоте полёта - 300 метров.

2) В 1944 году при отказе мотора самолета ЯК-9у, в условиях очень тяжелой для вынужденной посадки местности Московского пригорода, посадил самолёт на крайне ограниченное без наличия подходов огородное поле, сохранив мат.часть.

3) В 1945 году на самолете ЯК-9у, произвёл вынужденную посадку вследствие отказа мотора на малой высоте, вызванного разрывом маслопровода винта, посадка произведена отлично, несмотря на отсутствие обзора (фонарь кабины был залит маслом).

Теоретически грамотен. В работе к себе и подчиненным требователен. Авторитетом пользуется. Физически развит хорошо. Вынослив. Политически развит и активен. Социалистической Родине и Партии предан. 
За время Отечественной войны тов. Глезер провёл испытания более 1000 серийных самолетов - боевых, а также ряд опытных работ, проявив при этом высокую квалификацию и отвагу.
За время, истекшее с момента последней аттестации, тов. Глезер был награждён за работу летчика-испытателя орденами: "Красная звезда", "Знак почета", и представлен к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", а также за выслугу лет и беспорочную службу в рядах РККА - награждён медалью "За боевые заслуги". 
Учитывая общую выслугу лет и работу, отмеченную Правительством, тов. Глезер достоин присвоения очередного звания - майор. 
Далее подписи: Директора завода 82 НКАП Агуреева; парторга ЦК ВКП/б/ на з-де Красова; Нач. летно-испытательной станции завода 82 Лесных; Начальника по лётной части ЛИС завода № 82 полковника Туржанского

Приведу ещё один отрывок из официального документа - "Отзыва на члена партии Глезер Лев Михайловича" с того же завода. Приведу для того, чтобы указания на замечательные человеческие качества отца, которые я могу назвать (и назову!), не казались субъективными из-за того, что о них говорит его дочь, а были названы сухим официальным языком. Итак:

"...В 1945-м году, когда отказал мотор самолета над летным полем, Глезер решил пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти людей, работавших на аэродроме, чем спас жизнь 240 человекам, а сам был тяжело ранен... 
...За время пребывания в коллективе завода т.Глезер проявил себя как грамотный, преданный член партии, высокого морального уровня, безупречной личной честности. Всегда проявлял чуткость к нуждам окружающих его людей и к товарищам по работе, оказывая им возможную помощь и поддержку. 
Имея личную машину, т.Глезер, учитывая трудности военного времени, по существу предоставил свою машину в общественное пользование: его машина безвозмездно обслуживала нужды аэродрома, он всегда по знаку останавливал и брал в машину любого рабочего завода, когда он ехал на завод, и всегда, уезжая с завода, нагружал машину до отказа, чтобы помочь товарищам добраться до дому. Помощью его машины широко пользовались товарищи, когда заболевали члены семьи или когда это требовалось другими обстоятельствами. 
Его чуткость и внимание к людям снискали ему любовь и популярность коллектива. 
С завода т.Глезер откомандирован приказом Министра в связи с перестройкой работы завода. 
Б.Начальник ("бывший"?) лётной станции   Сочнев 
Б.Парторг лётной станции           Зибров 
Подпись б.нач. летной станции тов.Сочнева и парторга тов.Зиброва на отзыв тов.Глезер 
Заверяю: 
Пом.директора завода по кадрам - Васильев"

К сожалению, эти великолепные человеческие качества - честность, принципиальность, требовательность - далеко не всегда и не всеми оценивались положительно.

С апреля 1947 г. по сентябрь 1948 г. отец работал на авиазаводе № 99 в г. Улан-Удэ. Там он столкнулся с серьезными нарушениями, исходившими от руководства завода. Я не могу знать конкретно, какими, но определенно они опасно отражались на деятельности всего завода. А завод все-таки выпускал военные самолеты, и эти самолеты должны были быть надежными! Отец не мог попустительствовать этой ситуации!
Тогда существовал такой вид почты, когда через парторга большой организации можно было послать сигнал о каких-то серьезных нарушениях напрямую в ЦК партии. И отец решил воспользоваться этой возможностью. Но парторг, которому отец отдал своё письмо для пересылки в ЦК, принёс это письмо директору завода. Началась травля и запугивание отца всеми способами, вплоть до стрельбы в окна, где жили мои родители. И эта травля продолжалась многие годы, вплоть до увольнения отца из Вооруженных сил. Да и увольнение было результатом этой травли.

Уволившись в запас, отец оставался тем же активным, принципиальным, прямолинейным (что, конечно, далеко не всем нравилось), борцом с недостатками и несправедливостью. Его не все любили. Но при этом он был очень, кристально честен и очень добр! Так что у него были преданные друзья, люди, которые его очень уважали и любили.

Некоторые дополнения к приведённой информации о Льве Михайловиче Глезер. 
Будучи уволенным в запас, отец сохранял свою активную жизненную позицию, не боялся идти на конфликты, вёл общественную работу: он был секретарем партийной организации комплекса, в котором работал; кроме того, какое-то время по поручению районного военкомата он работал с допризывниками, беседовал с ними, их родителями (если это было нужно), представителями ЖЭКа, всесторонне изучал особенности самого допризывника, его жизненной ситуации, склонности каждого из них. 
Физически Лев Михайлович был очень сильным человеком, несмотря на то, что был очень небольшого роста - 167 см. Будучи уже не очень молодым человеком - 55-60 лет, он играл в теннис и занимался подводным плаванием, даже участвовал в экспедиции (к сожалению, не имею точной информации, какой) на северном море. Я нашла его "Временное удостоверение подводного пловца" о том, что он прошёл подготовку в Московском городском клубе подводного спорта "Дельфин", и на основании акта квалификационной комиссии от 20 июня 1967 г. ему присвоено звание "подводный пловец" с правом погружения в аппаратах на сжатом воздухе. 
Сохранились также свидетельства о его довольно высоких спортивных показателях в годы учебы его в Ленинградской школе ВВС: отмечались его отличные показатели в стрельбе; бег на 100 м за 11,4 секунды; прыжки с разбега в длину на 6 метров 23 сантиметра.

Некоторая информация о летчике-испытателе Глезер Льве Михайловиче присутствует на сайте www.testpilot.ru.

 

 

 

Регион Москва
Воинское звание лётчик-испытатель 2 класса, майор
Населенный пункт: Москва
Место рождения г. Бахмут (Украина), с 1916 по 1924 г. - г. Артемовск
Годы службы 1931 1956
Дата рождения 8.06.1913
Дата смерти 31.08.1979

Фотографии

Тренировка с аквалангом.

Тренировка с аквалангом.

Теннис.

Теннис.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: