Иванов Александр Иванович
Иванов
Александр
Иванович
Инженер-капитан тяги

История солдата

Родился 25.12.1904г в г.Тула.

 На железндорожном транспорте начал работать в 1919г учеником слесаря
в ремонтных мастерских. С 1929г - помощник машиниста. С 1931г - машинист
паровоза. В 1933г окончил железнодорожный техникум. С 1938г - Заместитель
начальника депо Курск-2.

Регион Москва
Воинское звание Инженер-капитан тяги
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

 С декабря 1942г по январь 1946г в должности начальника колонн №9 и №69
паровозов особого резерва НКПС (ОРКП НКПС) выполнял задания по проводке
эшелонов с грузами военного назначения для фронта. Под бомбежками
и обстрелами возглавляемые им колонны в установленные командованием сроки
доставляли грузы в Сталинград, на Курскую дугу, Украинский фронт, вывозили
раненых.
  За время войны награжден орденами Отечественной войны 2-ой степени и
Красная звезда.
Медалями "За оборону Сталинграда" и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Знаками "Почетный железнодорожник" и "Ударник Сталинского призыва".
 После войны продолжал работать в г.Тула на железной дороге до выхода на пенсию.
 Ушел из жизни 26.08.1986г.

Воспоминания

Белоусова Вера Евгеньевна

Дедушка рассказывал, что очень часто их поезда бомбили. Тогда приходилось
маневрировать, то резко тормозя, то ускоряясь, чтобы бомбы падали мимо. Бывало,
что осколками этих бомб ранило и даже убивало машиниста или еще кого-то из
находящихся в эшелоне. Иногда немцам удавалось полностью разбомбить поезд.
Поэтому, отправляясь к линии фронта, они никогда не знали, вернутся ли обратно.
Часто железнодорожникам приходилось проявлять настоящий героизм: ремонтировать
под бомбами поврежденный паровоз и вагоны. Иногда оказывались разрушенными
рельсы на пути следования и приходилось восстанавливать их своими силами,
потому что стоящий на месте поезд был хорошей мишенью. Однажды у них на пути
оказался горящий мост, который загорелся после бомбежки. Они сумели его потушить
и доставить груз к указанному сроку. Приходилось им тушить загоревшиеся вагоны
со снарядами и цистерны с горючим. Иногда они попадали под бомбежку, когда
находились на какой-нибудь железнодорожной станции. Это было очень страшно,
потому что кругом было много эшелонов, все взрывалось, горело. Тогда им
приходилось помогать растаскивать горящие вагоны, оказывать помощь раненым,
а затем продолжать движение к пункту назначения.
Моему дедушке повезло. Он остался жив и даже не получил за три года ни одного
ранения. А многие его товарищи остались лежать вдоль идущих на запад железных
дорог нашей страны. Вот так воевали люди одной из самых мирных профессий -
железнодорожники.
# # # Паровозные колонны особого резерва (ОРКП) — специальные формирования Народного
комиссариата путей сообщения (НКПС) были созданы по постановлению № 2263/сс
от 7 сентября 1942 года Государственного комитета обороны.
Паровозные колонны представляли собой особую форму эксплуатации, при которой
обеспечивалась высокая манёвренность, оперативность, возможность сосредоточения
перевозочных средств в районах массовых воинских перевозок, способность успешно
работать в отрыве от локомотивных депо и от ремонтных баз на больших расстояниях.
В состав каждой колонны входил мобильный резерв локомотивов, который состоял
из 15—30 паровозов. Помимо паровозов, в состав колонн включались и товарные вагоны,
которые служили для размещения персонала и для размещения хозяйственной части
(кухня, столовая, красный уголок, склад запчастей и инструментов). Также иногда
дополнительно в состав входили вагоны-бани и вагоны-мастерские.
За каждым паровозом закреплялось 2 поездные бригады, каждая из которых состояла
из одной паровозной бригады (машинист, помощник машиниста, кочегар),
одной кондукторной бригады (главный и старший кондукторы) и одного поездного
вагонного мастера. Также в каждой колонне имелся свой обслуживающий персонал,
состоящий из главного бухгалтера, старшего счетовода, заведующего хозяйством
и кладовщика. Таким образом, в паровозной колонне из 30 паровозов, числился
штат из 427 человек. Каждую колонну возглавляли начальник и комиссар
(позднее заместитель по политчасти). На эти должности назначались, как правило,
руководители служб, отделений, партийные работники.
Все машинисты, помощники машинистов, кочегары, кондукторы, поездные вагонные
мастера осваивали слесарное дело, электросварку, котельные работы. Практически
каждый член команды мог подменить своего товарища. И такая подмена в фронтовой
обстановке широко применялась.
Весь личный состав колонн перевели на военное положение. Бойцам и командирам
присвоили воинские звания, выдали оружие, военную форму. Они находились на
довольствии в войсковых частях. При обслуживании прифронтовых дорог колонны
автоматически поступали в подчинение командования фронтов и армий.
Паровозные колонны особого резерва НКПС эффективно использовались главным
образом на участках, где создавались затруднения в эксплуатационной работе,
накапливалось большое количество поездов и дорога своими силами не могла
обеспечить пропуск вагонопотоков.
Таким образом, ОРКП НКПС были транспортным спецназом, который успешно выполнял
задачи там, где гражданские железнодоржные организации не справлялись. Именно
поэтому в ОРКП отбирались лучшие специалисты, которых даже отзывали из действующей
армии.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: