Кузнецов Дмитрий Васильевич
Кузнецов
Дмитрий
Васильевич
капитан / лётчик
1904 - 18.06.1942

История солдата

Родился в 1904 году в деревне Федотьево Российской империи, ныне Ярославской области.

В 1930 году окончил школу военных лётчиков на Украине. Стал пилотом 1-класса, командиром корабля ПС-84 (Ли-2) Московской авиагруппы особого назначения. В РККА служил с 9 июля 1941 года (приказ НКО № 0047).

За период Великой Отечественной войны налетал 896 часов, сделав 566 вылетов. Только за октябрь—декабрь 1941 года, во время обороны Ленинграда, совершил 210 боевых вылетов. Перевёз в осаждённый Ленинград 46 тонн боеприпасов, 165 тонн продовольствия; эвакуировал 725 десантных бойцов, 1845 пассажиров, 26 тонн груза. Выполнял полёты в Ленинград и обратно днём и ночью, даже в тяжёлых метеоусловиях. За один день он совершил 6 рейсов в Ленинград и обратно в Новую Ладогу, доставив 20 тонн.

Из донесений:

«19 ноября Д. В. Кузнецов взял на борт свыше трёх тонн продовольствия и, несмотря на нелётную погоду, частичное обледенение машины, мастерски выполнил слепой полёт, приземлившись на Комендантском аэродроме».

«21 ноября самолёты группы Кузнецова доставили защитникам города 211,8 тонны продовольствия, отлично выполнили задания в составе группы Кузнецова командиры экипажей Ли-2 В. И. Шутов, И. Г. Мосалев, А. Д. Калина, В. И. Заерко, М. Я. Бычков, Г. К. Кожевич, И. И. Селезнёв, Н. Н. Симаков».

Ист. — «Белые ночи» (альманах) 1978. С. Д. Рыбальченко. Крылатые богатыри. Воздушный мост блокадного Ленинграда

Именно лётчиками Д. В. Кузнецова было предложено заменить тяжёлую деревянную тару на лёгкие бумагу, фанеру, мешковину. Советская промышленность тут же наладила выпуск прессованного мяса в удобных блоках по 20 кг.

Благодаря примеру и предложениям Кузнецова время погрузки и разгрузки самолётов сократилось, что позволило организовать дополнительные рейсы. Также увеличился вес перевозимого каждым самолётом груза на 50—70 кг, что в условиях голода было весьма существенно. Из салонов самолётов убрали всё «лишнее»: подогреватели, запчасти, скамьи… Недозаправка топливом самолётов на обратном пути позволила каждым рейсом вывозить на 5—6 человек больше.

21 ноября лётная группа Дмитрия Кузнецова из 9-и ПС-84 совершила 5 рейсов в Ленинград.

Это был рекорд! «Образцом мужества, решительности, самопожертвования являлся для всего личного состава соединения лучший лётчик Авиагруппы Дмитрий Кузнецов. Имя этого скромного и незаметного героя было известно каждому ленинградскому жителю. Когда он проходил по заснеженным улицам Ленинграда, прохожие говорили:
Вот идёт наш кормилец» .
Ист. — ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286. Л. 50, 51, 53) Фрагмент из Боевого альбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

В авиагруппе поставил рекорд по налёту часов, налетав за год войны 1505 часов.
«Все силы для фронта» — было девизом экипажа т. КУЗНЕЦОВА.
Имя отважного командира девятки широко было известно трудящимся Ленинграда.
На боевом счету т. Кузнецова нет невыполненных заданий.
Существует рисунок Н. И. Розова, на котором изображены самолёт «ПС-84» № 3484 и командир корабля Д. В. Кузнецов.
Портрет капитана Д. В. Кузнецова на Невском проспекте был вывешен во время блокады. Кузнецов выступил инициатором соревнования лётчиков за увеличение количества продовольственных рейсов в Ленинград и за наибольшую загрузку самолётов.
Впоследствии выполнял рейсы к партизанам в тыл врага — доставлял боеприпасы, вооружение, листовки и другое. Члены его экипажа: бортмеханик И. В. Гордов, бортрадист А. И. Павлов, стрелок В. П. Малофеев.
Погиб при катастрофе самолёта 18 июня 1942 года.

Награды:
* Орден Ленина (приказ 18.07.1942 № 61/н (посмертно)).
* Ордена Красного Знамени (26.11.1941).
* Ордена Красного Знамени (приказ 10.02.1942 № 183).
* Почётный знак ГВФ (налетал более 6500 часов)
* Награждён именными часами (приказ 21.02.1942 года № 012).

*************************************************************************
Источники:
* С. Д. Рыбальченко. Крылатые богатыри. Воздушный мост блокадного Ленинграда // «Белые ночи» (альманах) / составитель И. И. Слобожан, редактор И. А. Сенина, художник О. И. Маслаков, тех. редактор В. И. Демьяненко, корректор И. Е. Блиндер. — Л.: Лениздат, 1978. — С. 389—416. — 496 с. — 50 000 экз.
* В. И. Михельсон, М. И. Ялыгин. Самые трудные дни. Новоладожский пролёт // Воздушный мост / заведующий редакцией А. И. Котеленец, редактор В. В. Шабалкин, художник Л. Т. Рябыкина, художественный редактор О. Н. Зайцева, технический редактор И . А. Золотарева. — 2. — М.: Политиздат, 1988. — 336 с. — 200 000 экз. — ISBN 5250002293.
* А. Ю. Белорусова (внучка лётчика, командира воздушного корабля Петра Колесникова). Лётчики особого назначения / ведущий редактор Е. Кравченко, технический редактор Т. Тимошина, дизайн обложки Д. Бобешко, вёрстка А. Филатов,. — М.: АСТ, 2019. — С. 74, 93, 103, 111, 112, 113ф, 116, 138, 167, 169, 175, 181, 182ф, 217, 218, 234, 235ф, 274, 473ф. — 704 с. — (Фронтовой дневник (новое оформление)). — 2000 экз. — ISBN 9785171163129. ISBN 9785179830443
* РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 273) «Отчёт московской авиагруппы особого назначения (МАОН) ГВФ за период с 22 июня 1941 года по 1 июля 1942 года».
* РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286) «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».
* ЦАМО (Ф. 33. Оп. 682524 Д. 401) «Приказ от 18.07.1942 № 61/н. Издан: ВС Брянского фронта. Дата подвига: 18.06.1942. Орден Ленина.
* ЦАМО (Картотека награждений: шкаф 47, ящик 28) «Президиум ВС СССР. Дата документа: 26.11.1941». Орден Красного Знамени.
* ЦАМО (Ф. 33. Оп. 682524 Д. 280) «Приказ от 10.02.1942 № 183. Издан: ВС Западного фронта». Даты подвига: 01.10.1941–31.12.1941, 01.01.1942–10.01.1942. Орден Красного Знамени.
* Википедия

Ссылки:
* https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie10683397/ (Память народа)
* https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada_kartoteka1424747390/ (Память народа)
* https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнецов,_Дмитрий_Васильевич (Википедия)
* http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome (Подвиг народа)
* https://pamyat-naroda.su/awards/cards/1424747389 (Память народа)
* http://stsokol.ru/stsokol/07.1942/03.07.42/03_01/03.07.42_8_fio.html (Сталинский сокол)

*************************************************************************

Описания подвигов и прилагаемых материалов. О боевом пути Героя.
1. РГАСПИ 643_1_273_046.jpg
(Кузнецов и Таран)
КОМАНДИР КОРАБЛЯ КОММУНИСТ тов. КУЗНЕЦОВ. Награждён двумя орденами КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. В авиагруппе поставил рекорд по налёту часов, налетав за год войны 1505 часов. Выполнил 494 боевых вылета из них 89 в тыл врага и 28 с посадкой в тылу врага.
Пилот незнающий устали в борьбе, непревзойдённый мастер лётного дела. "Все силы для фронта" — было девизом экипажа т. КУЗНЕЦОВА. Значительное повышение полётного веса самолёта ПС-84 достигнуто в частности в результате настойчивых опытов т. КУЗНЕЦОВА.
Три месяца работал тов. КУЗНЕЦОВ по обслуживанию Ленинграда и Ленфронта. Девятка самолётов, ведомая т. КУЗНЕЦОВЫМ, прорывалась к Ленинграду сквозь любую непогоду, заняв первое место по количеству доставленного Ленинграду продовольствия и боеприпасов. Имя отважного командира девятки широко было известно трудящимся г. Ленинграда. На боевом счету т. Кузнецова нет невыполненных заданий. В январе 1942 г. при десантировании ВДВКА в районе Вязьмы у цели не появились условные сигналы. Командиры кораблей возвращались, не выполнив задания, т. Кузнецов, придя в район цели, летая с зажжёнными фарами на высоте 15 метров, увидел на земле наших бойцов и, точно определив цель, выбросил десант. Когда потребовалось сделать за ночь 4 боевых вылета в тыл врага — первым это сделал экипаж т. Кузнецова, пробыв в воздухе около 12 часов. Для лётчиков Авиагруппы т. КУЗНЕЦОВ всегда служил примером бесстрашия, самоотверженности, неиссякаемой воли к победе.
Погиб на боевом посту в июне 1942.

КОМАНДИР КОРАБЛЯ КОММУНИСТ тов. ТАРАН. Награждён двумя орденами КРАСНОГО ЗНАМЕНИ.
За время войны налетал 714 часов из них 235 ночью. Выполнил более 700 вылетов из них 110 в тыл врага и 42 вылета с посадкой в тылу врага.
Пилот высокого мужества, отличного мастерства, неиссякаемого наступательного прорыва. В сентябре 1941 г. Т. ТАРАН вылетел в Ленинград, имея на борту более 2-х тн. Денежных знаков. Т. Таран был серьёзно ранен в ногу. Истекая кровью, теряя силы, продолжал вести самолёт к цели. Задание было выполнено. Десятки раз садился в тылу врага, проявляя исключительное мастерство при взлёте ночью с размокших площадок, грунтовых дорог. Имя т. ТАРАН хорошо известно партизанам Брянской области куда он доставил с посадкой десятки тонн боеприпасов и вывез 520 раненых. Всегда вызывается добровольцем на самые опасные задания. Генерал-Лейтенанту т. БЕЛОВУ нужно было срочно доставить противотанковые ружья. Грузовых парашютов не было. Тов. ТАРАН вызвался доставить ружья с посадкой самолёта в расположении частей ь. БЕЛОВА. К моменту прилёта у цели находились вражеские самолёты, бомбившие площадку. Выждав в стороне свыше 40 минут, т. ТАРАН отлично выполнил посадку. На Обратном пути линию фронта пересекал в дневное время.
Боевая жизнь т. ТАРАНА полна десятками таких примеров. Экипаж т. ТАРАНА уверенно держит в эскадрильи переходящее красное знамя. За время войны т. ТАРАН подготовил несколько боевых командиров кораблей из числа вторых пилотов.

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 273. Л. 46)
Заметки о командире корабля тов. Д. В. Кузнецове с его фотографией и командире корабля тов. Таране с его фотографией в фотоальбоме «Отчёт московской авиагруппы особого назначения (МАОН) ГВФ за период с 22 июня 1941 года по 1 июля 1942 года».

2. РГАСПИ 643_1_273_061.jpg
Оценка работы авиагруппы Военным советом Воздушно-десантных войск Красной Армии
Особо отличились в работе лётчики тт. КУЗНЕЦОВ Дмитрий , НЕРОНОВ, КАЛИНА, ЯКОВЛЕВ и СМИРНОВ, которые своим примером увлекали весь остальной коллектив группы. …
1. За исключительно высокие показатели в работе по десантированию частей 214 ВДБ в тыл врага ОБ`ЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ и НАГРАДИТЬ именными часами следующих товарищей: …
3. Командиров кораблей т.т. КУЗНЕЦОВА Д. , НЕРОНОВА И. Г., КАЛИНА А. Д., ЯКОВЛЕВА П. И., СМИРНОВА В. П., СКРЫЛЬНИКОВА М. С., ЛАХНО Ф. А., ИЛЬЧЕНКО Ф.Ф., КУЗНЕЦОВА А. С. , КРЮКОВА А. А., МОНАКОВА С. Е. И ВАСИЛЬЕВА А. А.

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 273. Л. 61)
Копия приказа воздушно-десантным войскам Красной армии от 21 февраля 1942 года № 012 «О награждении лётчиков Гражданского воздушного флота», в котором упоминается о награждении командира корабля Д. Кузнецова именными часами. Копия приказа была опубликована в фотоальбоме «Отчёт московской авиагруппы особого назначения (МАОН) ГВФ за период с 22 июня 1941 года по 1 июля 1942 года».

3. РГАСПИ 643_1_286_016.jpg / 643_1_286_018.jpg
Командиры кораблей — коммунисты Рыбин, Гармаш, Озол и многие другие так-же выразили своё стремление первыми вылететь на выполнение опасного задания. Пилот Рыбин в своём выступлении сказал:
– Наш великий вождь и полководец ТОВ. Сталин, в своей речи от 3 июля разъяснил нам благородные идеи Великой Отечественной Воины. Сознание справедливости нашей борьбы пронизывает ум, волю и чувства каждого советского человека. Долг коммунистов нашего соединения « каждый день показывать образцы беззаветного служения Године, чтобы все беспартийные брали с нас пример. А если придётся в бою умереть, то и смертью своей мы должны звать личный состав нашего соединения к победе над ненавистным врагом, напавшим на нашу священную отчизну.
Эти партийные собрания сыграли исключительно огромную роль в боевых успехах нашего соединения. Коммунисты явились тем цементирующим материалом, который сплотил весь личный состав на выполнение боевого задания командования Красной Армии. Личный состав увидел, что все коммунисты сплочены единой волей к достижению разгрома врага, что во имя завоевания победы большевики любой ценой, даже ценой собственной жизни, готовы преодолеть любые трудности военной жизни. И это звало людей быть в бою такими, как большевики.
На рассвете следующего дня экипаж коммуниста Кузнецова занял свои места. В кабине стояли ящики с боеприпасами. Кряжистый, широкоплечий, всегда по военному подтянутый Кузнецов, ещё не успевший сменить синий китель гражданского пилота на зелёную гимнастёрку воина, сел за штурвал и сказал своему экипажу:
— Вперёд товарищи, за Родину, за Сталина! Самолёт, оставляя два широких следа на покрытой рою траве, стартовал в боевой полёт. Прорываясь сквозь облака, пилот искусно вёл тяжело нагруженную машину к цели.
Через три часа Кузнецов посадил свой самолёт на аэродроме подскока. Издалека доносилась канонада. Чёрный дым сражения закрывал горизонт. Бойцы быстро разгрузили самолёт, и грузовики, рванувшись с места, немедленно отправились с боевым грузом к полю битвы.
Не успел экипаж запустить моторы, как к командиру корабля подошёл представитель военного командования.
– Прорывается немецкая пехота, – сказал он – нужно сейчас-же, не теряя ни одной минуты, доставить к месту прорыва снаряды.
– Есть, доставить снаряды! – коротко ответил лётчик Кузнецов. В этот день экипаж коммуниста Кузнецова сделал три рейса в район боёв. Вечером, после напряжённой двенадцатичасовой работы в воздухе, экипаж расположился на отдых под крылом своего самолёта. Но отдохнуть не пришлось. Во мраке ночи, освещаемой огнями далёкой артиллерийской стрельбы, застучал мотоцикл. Вскоре он круто остановился у самолёта. Связной передал Кузнецову приказ немедленно явиться в штаб пехотной дивизии. Там командира корабля встретил подполковник, с воспалёнными от бессонных ночей глазами.
– Нужно срочно перебросить на аэродром подскока груз авиабомб!
– Будет сделано — коротко ответил пилот.
Преодолевая усталость, экипаж в четвёртый раз занял свои места. Кузнецов, ещё с вечера ознакомившийся с состоянием аэродрома, осторожно повёл, нагруженный до отказа, корабль на взлёт. Лётное поле было небольшое, с ограниченными подходами. Выбрав смутно выделяющийся вдали ориентир, командир экипажа умело оторвал машину невдалеке от него.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ведя расчёты по часам и компасу, Кузнецов привёл машину к цели. Далеко внизу неярко горело два костра, Лётчика предупредили, что на этом аэродроме ночная посадка не безопасна, а включать прожектор нельзя, чтобы не открыть аэродром врагу.
Кузнецов быстро принял решение приземлить машину точно у первого костра, остановить её у второго. Эта трудная операция была выполнена с большим мастерством.
После короткого сна экипаж Кузнецова снова вылетел на поле боя и в течении 22-х часов почти беспрерывного труда сделал 8 боевых рейсов.
Столь-же самоотверженно работали экипажи Рыбина, Гармаша, Озола, Добровольского, Рябушенко и других командиров кораблей. Не считаясь с временем, в любую погоду водили они свои самолёты на фронт, где решалась судьба Родины, нашего народа.
В эти напряжённые дни боёв на Западном фронте, коммунисты нашего соединения высоко держали святое звание бойцов большевистской партии. Сильные СВОЕЙ сплочённостью, ДИСЦИПЛИНОЙ И готовностью пойти на любые жертвы ради победы нашего народа, они воодушевляли личный состав соединения на борьбу с врагом.
Клятва коммунистов Кузнецова, Рыбина и других, подкреплённая боевыми делами, увлекла за собой все экипажи. В течении пяти дней наши транспортные корабли доставили непосредственно на линию огня 151 тонну снарядов,953 тонны мин и патронов, 16 тонн фугасных авиабомб, 8 тонн медикаментов, и другого санитарного груза.
Личный пример умелого и бесстрашного выполнения приказа командования, проявленный коммунистами Дмитрием Кузнецовым, Рыбиным, Гармашем и другими, на много повысил боеспособность эскадрилий, Партийные организации сделали боевые успехи этих, отличившихся в бою большевиков, достоянием всего личного состава, средством воспитания волевых, мужественных и дисциплинированных экипажей.
Политотдел, в перерыве между фронтовыми рейсами, собирал собрания боевого актива эскадрилий, на которых лётчик Кузнецов рассказывал об опыте своих полётов на линию фронта и первых своих тактических приёмах, которым он научился непосредственно в боевом полёте.
В эскадрильях состоялись партийные и комсомольские собрания с повесткой дня «Место коммунистов и комсомольцев в боевой обстановке». На этих собраниях командиры и политработники призывали всех членов и кандидатов партии, всех комсомольцев стать примером для беспартийных, быть вожаками масс, В числе других решении, принятых по этому вопросу, было записано в протоколе партийных собрании:

«Всем коммунистам в каждом боевом рейсе на линию фронта показывать личному составу пример стойкости, мужества и храбрости, первыми вызываться идти на самые опасные задания, действовать в полёте так-же доблестно и самоотверженно, как коммунист Дмитрии Кузнецов».

После партийных и комсомольских собрании коммунисты-агитаторы провели во всех экипажах беседы о доблестных боевых делах экипажа Кузнецова, об успехах экипажем Рыбина и Гармаша, которые все свои силы без остатка отдавали на то, чтобы их ЛИЧНЫЙ состав кораблей образцово выполнял боевые приказы командования, нерушимо выполнял советскую воинскую присягу.
Партийные работники, подымая личный состав на самоотверженную борьбу с врагом, сами стремились показать большевистские образцы выполнения боевых задании, вместе с экипажами вылетали на линию огня, направляли все усилия лётно-технического состава на самоотверженную помощь фронту.
Вот один из боевых документов показывающих авангардную роль партийных работников в деле выполнения боевых задании командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками;

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286. Л. 16, 18)
Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова. На л. 17 размещена фотография, не имеющая отношения к Кузнецову и его подвигу.

4. РГАСПИ 643_1_286_030.jpg
4 фотографии. Вверху: пилоты П. Рыбин, Д. Кузнецов ; Ф. Ильченко, А. Васильев — внизу.
Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286. Л. 30)
Фото Кузнецова (в верхнем ряду справа) из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».

5. РГАСПИ 643_1_286_048.jpg
«Лётчик Д. Кузнецов, особо отличившийся в Ленинградской операции».

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286. Л. 48)
Фото Д. В. Кузнецова из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».

6. РГАСПИ 643_1_286_050.jpg / 643_1_286_051.jpg / 643_1_286_053.jpg
ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД
Враг усилил кольцо блокады вокруг Ленинграда. Продовольственное положение всё более и более ухудшалось. Насту пила суровая зима. Подвоз продовольствия по Ладожскому озеру прекратился. Норму выдачи хлеба сократили до 100 граммов в день. Каждый грамм продовольствия расценивался, как грамм золота. Хлеб берегли, как живую кровь, как жизненную энергию людей.
Улицы прекрасного города тонули в сугробах снега. Не работал водопровод. Застыли на линиях трамваи. Люди сидели без света, без дров.
Страдания мужественного города, муки его людей заставляли лётчиков нашего соединения работать с ещё большей энергией и самопожертвованием, вызывали у нашего личного состава стремление любой ценой помочь Ленинградцам.
Чтобы сделать два рейса в день вылет начинали задолго до рассвета, а на базу возвращались в глубокие сумерки и садились при свете фар. Метеорологические условия полётов были крайне неблагоприятными — снегопад, морозный туман, низкая облачность. Но трудности не останавливали лётчиков. Неисчерпаемым источником энергии служило им великое чувство долга перед Родиной, незыблемая стойкость жителей города Ленина. И лётчики преодолевая непогоду, прорываясь сквозь засады вражеских истребителей, продолжали регулярно водить свои машины В Ленинград. Бывали дни, когда судьба великого города, судьба его защитников и граждан, казалось, висела на одной, туго натянутой нити — и этой нитью была трасса транспортных самолётов, линия, начертанная в сумрачном небе смелыми лётчиками нашего соединения.
Образцом мужества, решительности, самопожертвования являлся для всего личного состава соединения лучший лётчик Авиагруппы Дмитрий Кузнецов. Имя этого скромного и незаметного героя было известно каждому ленинградскому жителю. Когда он проходил по заснеженным улицам Ленинграда, прохожие говорили:
— Вот идёт наш кормилец.
Для Кузнецова не было невыполнимых задании. Особо широкую известность получил его знаменитый полёт 19 ноября 1941 года. Об этом полёте говорили с гордостью и восхищением и транспортные лётчики, и истребители, и граждане города Ленина.
В этот день погода была совершенно не лётной. Весь аэродром был закрыт густым туманом. Видимость едва достигала 50 метров. И все-же Кузнецов повёл свою группу в Ленинград. Из-за плохой погоды не могли даже подняться со своих аэродромов истребители прикрытия. Но это не остановило Кузнецова. он полетел без прикрытия.
Самолёты шли над самыми верхушками деревьев. Видимость уменьшалась с каждой минутой. Стёкла покрывались изморозью. Соседние самолёты были едва заметны. Наконец, видимость окончательно исчезла. Кузнецов дал команду по радио.
— Идти самостоятельно точно по курсу…
Выйдя из облачности самолёты, снова приняв боевой порядок, благополучно дошли до Ленинграда. В этот день как и В предыдущие дни группа Кузнецова сделала два рейса, доставив Ленинградцам десятки тонн продовольствия.
Приводим документальную запись об одном из таких полётов лётчика Кузнецова, сделанную участником операции пилотом тов. Калина.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«Ещё ночь, а на лётном поле уже все ожило. На якорных стоянках мелькают огоньки, это техники заканчивают подготовку материальной части.
В Воздух взвиваются две зелёные ракеты .Первая тройка, могуче ревя моторами, трогается с места. По аэронавигационным огням и языкам пламени, выбивающимся из выхлопных труб, видно как они дружно выруливают на старт.
Начинается взлёт. Вздымая вихри снежной пыли, первая тройка пробегает по аэродрому и подымается в воздух. Через две минуты вторая тройка транспортных самолётов с рёвом проносится мимо, и снежная буря, вздымаемая винтами , завьюживает людей стоящих на аэродроме. С третьей тройкой подымаюсь в воздух и я. Мы ложимся на курс. Издалека виден зелёный свет ракет. Это из Хвойной вылетают самолёты в осаждённый Ленинград.
Рассветает. Под нами земля в чёрных промоинах. Чувствуется близость Лагоды. Вот и белая безжизненная Ладога. Караваны судов вмёрзли в льды. Обледенелый маяк проходит с левого борта.
На горизонте в серой дымке волшебным видением вырисовываются очертания великого города. В дымке вырисовываются контуры Исаакиевского собора, блеснул золотой шпиль Адмиралтейства.
Ещё недавно, каких-нибудь полгода назад, когда мы подлетали к Ленинграду нас всегда поражало могучее дыхание жизни этого города. Горизонт был застлан дымом заводских труб. А сейчас трубы молчат. Только белые клубки разрывов снарядов видны на небе.
Вот и аэродром. Делаем круг, нас уже ждут, около стоянки толпятся люди, подъезжают автомашины. Воздушные корабли один за другим идут на посадку. К нашей машине, со всех сторон бегут красноармейцы, рабочие, дети.
Мы распахиваем оба люка. Весь наш экипаж помогает разгружать самолёт. Из рук в руки передаём ящики с маслом, концентраты, выгружаем туши мороженого мяса.
В стороне от якорных стоянок собираются пилоты Кузнецов, Фроловский, Семенков, Колесников, Алексеи Васильев, Осадчиев и другие пилоты нашего соединения. Каждый из них вынимает из карманов бутерброды. Это завтрак каждого из нас, но мы приберегли его для ленинградцев.
– Спасибо, товарищи, спасибо — с искренним волнением благодарят нас. Прислушиваясь к несмолкаемому грохоту артиллерии, доносившемуся до аэродрома, спрашиваем:
– Где немцы? Продвинулись ли они вперёд? Сильно ли бомбят город.
И в ответ мы слышим рассказы о великом стойкости ленинградцев, о варварских бомбёжках города.
– Вчера вернулся с работы, а от дома остались одни развалины – говорит старый питерским рабочий с бородой тронутой сединой. – Немцы своими бомбами уничтожили мою семью. Погибла жена и две дочки.
Боль сжимает наши сердца. Дмитрии Кузнецов берёт руку старого рабочего, сжимает её и взволнованно говорит
– Мы отомстим отец, за твою семью. Дорого заплатят немцы за каждую каплю крови наших людей.
Дежурный разводит по самолётам группы людей, эвакуируемых в тыл. Сердце сжимается при взгляде на них. К нашему самолёту подводят группу детей. Мы на руках подымаем их в самолёт. Детишки необычно тихи. Они почти не разговаривают, не слышно весёлого, жизнерадостного детского с меха.
Мы торопимся. В воздухе тревожно. Где-то за облачностью прошёл враг. Слышен лающий вой моторов «Юнкерс-88». Зенитки открывают огонь.
Зелёная ракета прочерчивает в сером небе крутую дугу. Первая тройка, во главе с флагманским кораблём, поднимается в воздух. Мы занимаем своё место в строю и берём курс через Ладогу на свою базу.
Возвратившись на аэродром лётчики Калина, Кузнецов, Васильев рассказали всему личному составу о кровавых злодеяниях немцев. Они рассказали о прекрасных улицах Ленинграда, в домах которых, как раны, зияют бреши, пробитые снарядами врага; о девочке, которая оставляя на асфальте мостовой
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
кровавые дорожки, с перебитыми осколками немецких бомб ногами, ползала у трупа своей матери; о старых питерских рабочих умирающих от осколка снаряда у своего станка, как боец у своего орудия.
Эти беседы лётчиков-агитаторов разжигали в личном составе эскадрилий пламя священной ненависти к врагу. Экипажи поклялись отомстить немцам за их кровавые злодеяния и ещё больше усилить боевую помощь Ленинграду.
Особенно неизгладимое впечатление, и на веки осталась в памяти наших экипажей картина гибели лётчика нашего соединения тов. Жантиева, вывозившего из Ленинграда группу детей. В этот день, как всегда, самолёты шли тесным строем. Жантиев был замыкающим и фашистские стервятники сосредоточили на нём весь свой огонь. Один немецкий истребитель, подбитый огнём наших бортстрелков, упал в воду. Но остальные пять «Мессершмиттов» подожгли машину Жантиева. Все экипажи видели как мужественный лётчик маневрировал, пытаясь спасти самолёт и детей, но пламя распространилось по всему фюзеляжу.
Самолёт упал на лёд, он раскололся на двое и весь личный состав видел как тонули ленинградские дети.
Это зрелище ещё больше усилило ненависть нашего личного состава к немцам, жажда мести овладела существом каждого нашего работника.
Эта лютая ненависть выразилась в боевых делах. Резко увеличилось количество вылетов, возросла транспортировка грузов в Ленинград. 21 ноября группа коммуниста Кузнецова в составе 9 самолётов сделала один рейс в Ленинград из Кушевер и 3 рейса из Новой Ладоги. Коммунисты Семенков и Галан со своими группами трижды прорвались сквозь огненное кольцо блокады в Ленинград. В этот день городу-герою было доставлено 211,8 тонн продовольствия, вместо 100 тонн, заданных государственным Комитетом Обороны.

Сквозь ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО БЛОКАДЫ Наше соединение получило новое боевое задание Государственного Комитета Обороны — вывезти из Ленинграда 10000 квалифицированных рабочих танковой промышленности, строителей мощных советских танков КВ.
Танковый завод был своевременно эвакуирован в глубокий советский тыл. В короткий срок были созданы мощные корпуса, Но из-за отсутствия квалифицированных танкостроителей завод лихорадило. Фронт ждал тяжёлых танков, и вырвать из Ленинграда на «Большую Землю» 10 тысяч высококвалифицированных рабочих, значило помочь фонту разгромить проклятых немецких захватчиков.
Это было дерзостной задачей, но наши лётчики взялись в короткий срок перевезти танкостроителей из Ленинграда в тыл.
В первый же день лётчики вывезли 800 танкостроителей на «Большую Землю». На второй день вывозка увеличилась. Как только самолёты подрулили к якорным стоянкам, дежурные подвели к воздушным кораблям группы рабочих. Руки этих тружеников, десятки дет державшие микрометр или кронциркуль, теперь держали небольшие узелки с личными вещами. Мастера танкостроения покидали родной город, чтобы на новых местах ковать грозное оружие мести. Самолёты вывезли ещё 1200 человек. К концу ноября задание Государственного Комитета Обороны было выполнено — 10 тысяч высококвалифицированных рабочих танковой промышленности были доставлены на большую землю.
Впоследствии лётчики узнали, что приезд танкостроителем, вдохнул, как бы живую душу, в заводские корпуса. Тяжёлые танки КВ стали выходить из заводских ворот. Они стали грозой для немецких захватчиков. И в этом была…

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286. Л. 50, 51, 53)
Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова. На л. 52 размещена фотография, не имеющая отношения к Кузнецову и его подвигу.

7. РГАСПИ 643_1_286_092.jpg
…суровой фронтовой обстановке, используя короткие перерывы между рейсами, в землянке или у костра, коммунисты Ильченко, Кузнецов Д., Семенков, политработники Карпенко, Потеряйло, Гончарёнок, Комаров, Булкин, Кузнецов Г. и другие, в простых задушевных беседах рассказывали' личному составу о славном военном прошлом нашей Родины, с её легендарных походах и победах. Лётно-технический состав узнал о том, как великие вожди народа Ленин и Сталин ковали военную мощь Советской страны. Рассказы о боевом прошлом дополнялись яркими фактами героизма советских патриотов в дни Отечественной войны и примерами героической работы передовых людей нашего соединения.
В ратных подвигах коммунистов Д. Кузнецова, Ильченко, П. Колесникова, Семенкова, Яковлева и многих других воплотились боевые традиции нашего соединения. Вот почему большевистское слово, призывающие хранить и множить эти традиции, доходило до сознания и сердца каждого члена нашего боевого товарищества. «Приказ командира — святое дело», «Приказ командира — приказ родины», «Без дисциплины нет армии», «Самолёт — твоё оружие, люби его, как любишь Родину», «Взаимная выручка — закон .воина Красной Армии», «Трус и паникёр — предатель и изменник Родины», «Фашистский плен — хуже смерти» — таковы разнообразные темы бесед, проводимых коммунистами и политработниками нашего соединения в эти дни.
Сила агитации коммунистов заключалась в их личной боевой доблести в тех примерах мужества, дисциплины, стойкости, бережного отношения к своему самолёту, которые ежедневно показывали большевики при выполнении заданий командования.
Суровой февральской ночью группа воздушных транспортов вылетела в тыл противника, где предстояло сбросить боеприпасы одной из наших частей, окружённой превосходящими силами противника. Но в районе цели условленных сигналов не оказалось. Покружившись некоторое время над лесом и не дождавшись сигналов экипажи повернули назад. Задание было не выполнено, воинская часть осталась без боеприпасов и продовольствия.
Лётчик-коммунист Дмитрий Кузнецов, обладавший чкаловским упорством и безудержной смелостью, не мог примириться с тем, что советская подвижная группа лишена помощи.
– Разрешите мне вылететь на поиски цели! — обратился он к командиру.
– Над целью барражируют немецкие истребители – ответил командир – опасность велика!
– Ничего! Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы избежать опасности и разыскать нашу часть.
Получив разрешение, Д. Кузнецов вылетел в район цели. Она была окутана мглой. Сигналов не было. Но лётчик поклялся любой ценой выполнить задание! Кузнецов решил включить фары и идя бреющим полётом, тщательно осмотреть окрестности. Это было опасное, рискованное дело! Кузнецов знал, что свет фар может привлечь фашистских стервятников, несущих смерть смельчаку. Но лётчик-коммунист нашёл в себе силы, более могучие, чем смерть! Когда он с включёнными фарами шёл над поляной, в полосу яркого света попала группа солдат. Это были наши бойцы. Убедившись, что это свой самолёт, красноармейцы выложили условленный сигнал.
Сбросив груз, Кузнецов вернулся на базу и оттуда повёл за собой на цель караван воздушных кораблей, но когда он снова появился над целью, на звено ринулось два истребителя противника. Кузнецов мастерски маневрируя отвлёк на себя внимание истребителей. Пока фашистские стервятники гонялись за ним, остальные транспортные самолёты успели беспрепятственно выбросить груз на цель и незаметно скрыться.
Убедившись, что всё в порядке, экипаж Кузнецова отогнал одного «Мессершмитта» огнём своих пулемётов, а от другого скрылся, тесно при жав машину к лесному массиву.

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 286. Л. 92)
Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Из книги А. Ю. Белорусова (внучка лётчика, командира воздушного корабля Петра Колесникова). «Лётчики особого назначения».
с. 74 «20 августа командир корабля Кузнецов, выполняя задание по маршруту Внуково—Бровары с грузом противотанковой жидкости, во время захода на посадку подвергся нападению вражеских самолётов. Умелым пилотированием т. Кузнецов не дал возможности расстрелять носовую часть, пули попали в левую плоскость. Ценный груз был разгружен и направлен по назначению. Самолёт имел 36 пробоин».
с. 93 «По инициативе командира корабля Дмитрия Кузнецова и бортмеханика Ивана Гордова, увеличивших ресурс моторов своей машины до 556 часов при заводской норме 250 часов, в эскадрильях началось движение «сверхресурсников».»
с. 103 рисунок. Самолёт «ПС-84» № 3484, командир корабля Д. В. Кузнецов. Рис. Н. И. Розова. Боевой альбом. РГАСПИ
с.с. 111—113 (ошибки в склонениях по условиям военного времени) «Через полчаса огромная армада воздушных кораблей вылетела из Внуково в Тейково — отправной пункт десантирования. Одновременно из Хвойной вылетила группа машин эскадрильи капитана Пущинского. Операция началась. Каждую минуту садились и поднимались в воздух транспортные самолёты. Лётчики Яковлев, Кузнецов, Рыбин, Фроловский, Семенков, Добровольский, Калина, Колесников, Суханов, и многие другие стали с утра перебрасывать десантников на Орловский плацдарм». «После того, как Дмитрий Кузнецов на своём самолёте 34-й сериипнрнбросил 25 десантников, загрузку всех повысили на пять человек».
с. 113 фото
Д. В. Кузнецов. Боевой альбом. РГАСПИ
с. 116 «4-го октября Колесников, Кузнецов, Яковлев, Суханов, Куликов и Фроловский, летая с рассвета до темноты, сделали каджый по три рейса».
с. 138 «Пилоты 4-й эскадрильи Кузнецова, Шутов и Калина перед вылетом заявили: «В ответ на доклад тов. Сталина будем летать ещё больше, в любых условиях и без аварий».»
с. 167 «Продовольтственные запасы в Ленинграде иссякли. «Дугласы» загружали до предела, снимая с борта всё лишнее. Борьба шла за каждый килограмм веса. В эти дни в передачах по ленинградскому радио часто звучало имя Дмитрия Кузнецова, который первым сумел довести загрузку своей машины до 2600 кг.»
с. 169 «О мерах по увелечению транспортировки грузов в Ленинград». Из протокола: «Командир корабля Дмитрий Кузнецов: «Я предлагаю снять с самолётов опдогреватели, запасные части, инструмент. Это даст возможность брать лишних 50—70 килограммов груза на каждый самолёт».»
с. 175 «Машина Кузнецова требует замены масляных радиаторов.»
с. 181 «В стороне от якорных стоянок собираются Дмитрий Кузнецов, Семён Фроловский, Алексей Семенков, Пётр Колесников, Алексей Васильев, Владимир Осадчиев и другие пилоты нашего соединения. Каждый вынимает из карманов бутерброды. Это завтрак каждого из нас, но мы приберегли его для ленинградцев...»
с. 182 фотография
Участники Ленинградской операции командиры кораблей (слева направо) Д. В. Кузнецов, А. А. Кирсанов, А. Д. Калина, В. И. Заерко. Декабрь 1941 г. Боевой альбом. РГАСПИ
с. 217 "Ночью вся армада воздушных кораблей с зажжёнными фарами поднялась в воздух. Звенья вели в опасный рейс бесстрашные командиры, лётчики А. Сесенков, А. Калина, Д. Кузнецов, В. Яковлев, П. Колесников и другие испытанные мастера лётного дела.
с. 218 Радиостанция парашютистов молчала, связь с десантом была потеряна. "Над целью не обнаруживались на земле условные сигналы. Лётчики возвращались, не выполнив задания. тогда командир корабля Кузнецов, вылетев второй раз, решил любыми силами обнаружить десантную часть. Придя в район цели и также не обнаружив сигналов, тов. Кузнецов снизился до бреющего полёта, включил самолётные фары и начал просматривать находившуюся под ним местность. В одно из мнгновений в луч фары попала группа людей в белых маскировочных халатах. Сделав на неё несколько заходов и окончательно убедившись в том, что это бойцы-десантники, тов. Кузнецов выбросил десантников, которые сразу же выложили условные сигналы. После этого операция стала выполняться успешно всеми экипажами.
с. 234 Окончив работу, Кузнецов доложил: Задание № 1 выполнено... Задание № 2 выполнено...
с. 235 фотография
Экипаж Д. В. Кузнецова. Слева направо: бортрадист А. И. Павлов, авиатехник В. И. Мартынов, бортмеханик И. В. Гордов, командир корабля Д. В. Кузнецов, бортстрелок В. Т. Малафеев, моторист Я. Е. Харитонов. Боевой альбом. РГАСПИ
с. 274 Ночью в указанный квадрат вылетили четыре "Дугласа". По возвращении Дмитрий Кузнецов доложил: 22 аперя 1942 года...
с. 473 фото и текст
Д. В. Кузнецов Боевой альбом 1-го года войны. РГАСПИ
"КОМАНДИР КОРАБЛЯ КОММУНИСТ тов. КУЗНЕЦОВ. Награждён двумя орденами КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. В авиагруппе поставил рекорд по налёту часов, налетав за год войны 1505 часов. Выполнил 494 боевых вылета из них 89 в тыл врага и 28 с посадкой в тылу врага.
Пилот незнающий устали в борьбе, непревзойдённый мастер лётного дела. "Все силы для фронта" - было девизом экипажа т. КУЗНЕЦОВА. Значительное повышение полётного веса самолёта ПС-84 достигнуто в частности в результате настойчивых опытов т. КУЗНЕЦОВА.
Погиб на боевом посту в июне 1942.-"

Полный перечень ссылок в книге(источнике): 74, 93, 103рис., 111, 112, 113ф, 116, 138, 167, 169, 175, 181, 182ф, 217, 218, 234, 235ф, 274, 473ф

Портал podvignaroda Орден Красного Знамени-1941
1. ЦАМО 26.11.1941 Орден Красного Знамени
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1904
Воинское звание: ст. лейтенант
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Орден Красного Знамени
Дата документа: 26.11.1941
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 47, ящик 28

ЦАМО (Картотека награждений: шкаф 47, ящик 28) «Президиум ВС СССР. Дата документа: 26.11.1941».
Орден Красного Знамени.

2. ЦАМО Орден Красного Знамени-1942
https://podvignaroda.ru/?#id=10111800&tab=navDetailManAward

Кузнецов Дмитрий Васильевич 1904 г.р.
Звание: ст. лейтенант
в РККА с 09.07.1941 года
Место службы: МАГОН ГВФ ЗапФ

Дата подвига: 01.10.1941—31.12.1941, 01.01.1942—10.01.1942
№ записи: 10111800

Архивные документы о данном награждении

I. Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
- первая страница приказа или указа
- строка в наградном списке
- наградной лист
II. Учётная картотека
- данные в учётной картотеке

приказ Фронтовой Приказ + Наградной лист
№: 183 От: 10.02.1942
Издан: ВС Западного фронта
Архив: ЦАМО Фонд: 33
Опись: 682524
Единица хранения: 280
№ записи 10111784

---
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1904
Дата поступления на службу: 09.07.1941
Воинское звание: ст. лейтенант
Воинская часть: МАГОН ГВФ ЗапФ
Даты подвига: 01.10.1941—31.12.1941, 01.01.1942—10.01.1942
Наименование награды: Орден Красного Знамени
Дата документа: 10.02.1942
Приказ подразделения
№: 183 от: 10.02.1942
Издан: ВС Западного фронта
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 682524
Дело ист. информации: 280
---

* ЦАМО (Ф. 33. Оп. 682524 Д. 280)
«Приказ от 10.02.1942 № 183. Издан: ВС Западного фронта». Даты подвига: 01.10.1941—31.12.1941, 01.01.1942—10.01.1942. Орден Красного Знамени.

Распознавание текста:
(Наградной-лист.jpg)
НАГРАДНОЙ ЛИСТ.
На Командира Корабля, пилота 1-го класса Московской Авиагруппы
/должность, наименование войсковой части, соединения, учреждения или заведения/.

Особого Назначения ГВФ Ст. лейтенанта КУЗНЕНОВА Дмитрия Васильевича
/военное звание, фамилия, имя и отчество/.

Орден Ленина

I. Год рождения- 1904 года.
2. Национальность- Русский
3. Соцположение- Рабочий
4. Партийность- Кандидат ВКП/б/
5. С какого времени в РККА- 9 Июля 1941 года, Приказ НКО № 0047
6. Участие в граждансвай войне- Не участвовал.
7 ____________________________________________________________
7. Ранения и контузии- Не имел.
8. Представлялся-ли ранее к награде и за что-
9. Какие имеет поощрения и награды и за что- Орден "Красного Знамени" в 1941 году.
10. Служба в белой и других буржуазных армиях и пребывание в пле­ну- Не служил.
II. Постоянный адрес- ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■
=========================================================================================
I. КРАТКОЕ,КОНКРЕТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА ИЛИ ЗАСЛУГ /обставляется в штабе войсковой части, соединения, учреждения или заведения/.
=========================================================================================

КУЗНЕЦОВ Дмитрий Васильевич за период отечественной войны налетал 896 часов, сделав 566 вылетов по заданиям Генерального Штаба.
Из них по обслуживанию Ленинградского фронта и осаждённого Ленинграда с аэродрома "Кушаверы"– Октябрь, Ноябрь и Декабрь месяцы 1941 года – 210 боевых вылетов.

(Наградной-лист-1-2.jpg)
Тов. КУЗНЕЦОВЫМ доставлено на своём самолёте в Ленинград 46 тонн боеприпасов и 165 тонн продовольствия. Вывезено из Ленинграда 725 дессантнкх бойцов и 1845 эвакуированных пас­сажиров и 26 тонн оборонного груза.
Пять раз вступал, совершая рейсы, в бой с фашистами. Будучи ведущим Командиром Эскадрильи добился отличной сле­танности группы самолётов и блестяще осуществил много груп­повых вылетов в Ленинград и обратно в очень тяжёлых метео­условиях как днём, так и ночью.
С 1-го по 10-е Января 1942 года из Внуково выполнил 4 ночных в тыл врага и 2 дневных рейса на фронт (в расположение частей Белова). Во время одного ночного полёта в тылу с бреющего полёта обстрелял колонну автотранспорта противника и зажёг автоцистерну.
4-го Января дважды водил группу "Дугласов" в составе 12 самолётов – в тыл врага.
Беспредельно преданный Родине, энергичный сумел сколотить образцовый экипаж и своими примерами увлекал, весь личный состав эскадрильи. :
Ходатайствую о награждении орденом "ЛЕНИНА".

Командир 4-й Эскадрильи АОН
Майор /Бухаров/
Комиссар 4-й Эскадрильи АОН
/Меньшин/

(Наградной-лист-1-3.jpg)
=========================================================================================
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫШЕСТОЯЩИХ НАЧАЛЬНИКОВ.
=========================================================================================
Ходатайствую о награждении Орденом Ленина

Командир Авиагруппы Особого Назначения
Майор /Коротков/
Комиссар Авиагруппы Особого Назначения
Батальонный комиссар /Карпенко/

=========================================================================================
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ОКРУГА.
=========================================================================================
Достоин награждения Правительственной наградой
орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

За КОМАНДУЮЩЕГО ВВС ЗАПФРОНТА
ГЕНЕРАЛ МАЙОР АВИАЦИИ /ХУДЯКОВ/
ВОЕННЫЙ КОМИССАР ВВС ЗАПФРОНТА
БРИГАДНЫЙ КОМИССАР /ЛИТВИНЕНКО/

=========================================================================================
IУ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАГРАДНОЙ КОМИССИИ НКО СССР.
=========================================================================================

3. ЦАМО Орден Ленина (посмертно)
https://podvignaroda.ru/?#id=10683397&tab=navDetailManAward

Кузнецов Дмитрий Васильевич 1904 г.р.

Звание: капитан
в РККА с 22.06.1941 года Место службы: Московская особ. авг БрянФ

Дата подвига: 18.06.1942
№ записи: 10683397

Архивные документы о данном награждении

I. Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему

- первая страница приказа или указа
- строка в наградном списке
- наградной лист

II. Учётная картотека

- данные в учетной картотеке
Орден Ленина

Подвиг:
Фронтовой приказ + наградной лист
№: 61/н От: 18.07.1942
Издан: ВС Брянского фронта
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682524
Единица хранения: 401
№ записи 10683393

---

Наградной документ
Дата рождения: __.__.1904
Дата поступления на службу: 22.06.1941
Воинское звание: капитан
Воинская часть: Московская особ. авг БрянФ
Даты подвига: 18.06.1942
Наименование награды: Орден Ленина
Дата документа: 18.07.1942
Приказ подразделения
№: 61/н от: 18.07.1942
Издан: ВС Брянского фронта Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 682524
Дело ист. информации: 401
---

ЦАМО (Ф. 33. Оп. 682524 Д. 401)
«Приказ от 18.07.1942 № 61/н. Издан: ВС Брянского фронта. Дата подвига: 18.06.1942. Орден Ленина.

распознование текста:
(Наградной лист-1.JPG)

НАГРАДНОЙ ЛИСТ.
На командира корабля ПС-84 Московской особой авиагруппы
(должность, наименование войсковой части, соединения, учреждения или заведения)
капитана КУЗНЕНОВА, Дмитрия Васильевича.
(военное звание, фамилия, имя и отчество)
Орден ЛЕНИНА
(наименование награды)

1. Год рождения 1904
2. Национальность Русский
3. Соцположение
4. Партийность Член ВКП/б/
5. С какого времени в РККА с 22/УI-1941.
6. Участие в гражданской войне не участвовал
7. Ранения и контузии Не имеет
8. Представлялся ли ранее к награде, когда и за что
9. Какие имеет поощрения и награды и за что орденом "БОЕВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ"
10. Постоянный адрес ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■
=========================================================================================
I. КРАТКОЕ, КОНКРЕТЙОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА ИЛИ ЗАСЛУГ
(составляется в штабе войсковой части, соединения, учреждения или заведения).
=========================================================================================

Тов. КУЗНЕНОВ с 6-го июня по 18/УI 1942 г. выполная специальное задание Военного Совета Брянского фронта.
За этот период корабль, пилотируемой им в ночных условиях с посадкой на необорудованной посадочной площадке, доставил партизанам в глубокий тыл противника боеприпасы и вооружение, ответственных работников, листовки, и др. важные грузы. На обратном пути корабль вывез людей, тяжело раненых партизан и важные документы. Всего им было за 12 дней совершено 10 боевых взлетов и перевезено 25 тонн разного груза.-

(2. Наградной лист-1-2.JPG)
В большинстве полеты проходили в сложных метеорологических условиях и неоднократно подвергался интенсивному обстрелу противником. Выполненные задания оказали большую помощь партизанам в борьбе с германскими оккупантами.
За проивленные мужество и бесстрашие в выполнении заданий Военного Совета Брянского фронта в борьбе с немецкими захватчмками заслуживает правительственной награды – орден ЛЕНИНА.–
При катастрофе самолёта 18.6.42 г. Т. Кузнецов погиб смертью храбрых.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ БРЯНСКОГО ФРОНТА
ДИВИЗИОННЫЙ КОМИССАР /ПИГУРНОВ/

Командир (начальник)
Военный комиссар

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность лётчик
Место рождения Российская империя, Ярославская обл., Некоузский р-н, д. Федотьево
Годы службы 1941 1942
Дата рождения 1904
Дата смерти 18.06.1942

Боевой путь

Дата призыва 9.07.1941
Боевое подразделение МАГОН ГВФ
Завершение боевого пути СССР. Погиб при катастрофе самолёта 18 июня 1942 года
Принимал участие Битва за Ленинград, ЗапФ, БрянФ

МАГОН ГВФ. Битва за Ленинград, ЗапФ, БрянФ.

Награды

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени-1941

1. ЦАМО 26.11.1941 Орден Красного Знамени

Наградной документ Дата рождения: __.__.1904 Воинское звание: ст. лейтенант Кто наградил: Президиум ВС СССР Наименование награды: Орден Красного Знамени Дата документа: 26.11.1941 Информация об архиве - Архив: ЦАМО Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 47, ящик 28

ЦАМО (Картотека награждений: шкаф 47, ящик 28) «Президиум ВС СССР. Дата документа: 26.11.1941». Орден Красного Знамени.

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

2. ЦАМО

https://podvignaroda.ru/?#id=10111800&tab=navDetailManAward

Кузнецов Дмитрий Васильевич 1904 г.р. Звание: ст. лейтенант в РККА с 09.07.1941 года Место службы: МАГОН ГВФ ЗапФ

Дата подвига: 01.10.1941—31.12.1941, 01.01.1942—10.01.1942 № записи: 10111800

Архивные документы о данном награждении

I. Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему

- первая страница приказа или указа

- строка в наградном списке

- наградной лист

II. Учётная картотека

- данные в учетной картотеке

приказ Фронтовой Приказ + Наградной лист №: 183 От: 10.02.1942 Издан: ВС Западного фронта Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 682524 Единица хранения: 280 № записи 10111784

---

Наградной документ Дата рождения: __.__.1904 Дата поступления на службу: 09.07.1941 Воинское звание: ст. лейтенант Воинская часть: МАГОН ГВФ ЗапФ Даты подвига: 01.10.1941-31.12.1941, 01.01.1942-10.01.1942 Наименование награды: Орден Красного Знамени Дата документа: 10.02.1942 Приказ подразделения №: 183 от: 10.02.1942 Издан: ВС Западного фронта Информация об архиве - Архив: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 682524 Дело ист. информации: 280 ---

* ЦАМО (Ф. 33. Оп. 682524 Д. 280) «Приказ от 10.02.1942 № 183. Издан: ВС Западного фронта». Даты подвига: 01.10.1941–31.12.1941, 01.01.1942–10.01.1942. Орден Красного Знамени.

Распознавание текста: (Наградной-лист.jpg)

НАГРАДНОЙ ЛИСТ. На Командира Корабля, пилота 1-го класса Московской Авиагруппы /должность, наименование войсковой части, соединения, учреждения или заведения/.

Особого Назначения ГВФ Ст.лейтенанта КУЗНЕНОВА Дмитрия Васильевича /военное звание, фамилия, имя и отчество/.

Орден Ленина

I. Год рождения- 1904 года. 2. Национальность- Русский 3. Соцположение- Рабочий 4. Партийность- Кандидат ВКП/б/ 5. С какого времени в РККА- 9 Июля 1941 года, Приказ НКО № 0047 6. Участие в граждансвай войне- Не участвовал. 7 ____________________________________________________________ 7. Ранения и контузии- Не имел. 8. Представлялся-ли ранее к награде и за что- 9. Какие имеет поощрения и награды и за что- Орден "Красного Знамени" в 1941 году. 10. Служба в белой и других буржуазных армиях и пребывание в пле­ну- Не служил. II. Постоянный адрес- ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ ========================================================================================= I. КРАТКОЕ,КОНКРЕТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА ИЛИ ЗАСЛУГ /обставляется в штабе войсковой части, соединения, учреждения или заведения/. =========================================================================================

КУЗНЕЦОВ Дмитрий Васильевич за период отечественной войны налетал 896 часов, сделав 566 вылетов по заданиям Генерального Штаба. Из них по обслуживанию Ленинградского фронта и осаждённого Ленинграда с аэродрома "Кушаверы"– Октябрь, Ноябрь и Декабрь месяцы 1941 года – 210 боевых вылетов.

(Наградной-лист-1-2.jpg) Тов. КУЗНЕЦОВЫМ доставлено на своём самолёте в Ленинград 46 тонн боеприпасов и 165 тонн продовольствия. Вывезено из Ленинграда 725 дессантнкх бойцов и 1845 эвакуированных пас­сажиров и 26 тонн оборонного груза. Пять раз вступал, совершая рейсы, в бой с фашистами. Будучи ведущим Командиром Эскадрильи добился отличной сле­танности группы самолётов и блестяще осуществил много груп­повых вылетов в Ленинград и обратно в очень тяжёлых метео­условиях как днём, так и ночью. С 1-го по 10-е Января 1942 года из Внуково выполнил 4 ночных в тыл врага и 2 дневных рейса на фр(в расположение частей Белова). Во время одного ночного полёта в тылу с бреющего полёта обстрелял колонну автотранспорта противника и зажёг автоцистерну. 4-го Января дважды водил группу "Дугласов" в составе 12 самолётов – в тыл врага. Беспредельно преданный Родине, энергичный сумел сколотить образцовый экипаж и своими примерами увлекал, весь личный состав эскадрильи. : Ходатайствую о награждении орденом "ЛЕНИНА".

Командир 4-й Эскадрильи АОН Майор /Бухаров/ Комиссар 4-й Эскадрильи АОН /Меньшин/

(Наградной-лист-1-3.jpg) ========================================================================================= II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫШЕСТОЯЩИХ НАЧАЛЬНИКОВ. ========================================================================================= Ходатайствую о награждении Орденом Ленина

Команди Авиагруппы Особого Назначения Майор /Коротков/ Комиссар Авиагруппы Особого Назначения Батальонный комиссар /Карпенко/ ========================================================================================= III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ОКРУГА. ========================================================================================= Достоин награждения Правительственной наградой орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

За КОМАНДУЮЩЕГО ВВС ЗАПФРОНТА ГЕНЕРАЛ МАЙОР АВИАЦИИ /ХУДЯКОВ/ ВОЕННЫЙ КОМИССАР ВВС ЗАПФРОНТА БРИГАДНЫЙ КОМИССАР /ЛИТВИНЕНКО/

========================================================================================= IУ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАГРАДНОЙ КОМИССИИ НКО СССР. =========================================================================================

Орден Ленина

Орден Ленина

https://podvignaroda.ru/?#id=10683397&tab=navDetailManAward

Кузнецов Дмитрий Васильевич 1904 г.р.

Звание: капитан в РККА с 22.06.1941 года Место службы: Московская особ. авг БрянФ

Дата подвига: 18.06.1942 № записи: 10683397

Архивные документы о данном награждении

I. Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему

- первая страница приказа или указа

- строка в наградном списке

- наградной лист

II. Учетная картотека

- данные в учётной картотеке Орден Ленина

Подвиг:

Фронтовой приказ + наградной лист №: 61/н От: 18.07.1942 Издан: ВС Брянского фронта Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 682524 Единица хранения: 401 № записи 10683393

---

Наградной документ Дата рождения: __.__.1904 Дата поступления на службу: 22.06.1941 Воинское звание: капитан Воинская часть: Московская особ. авг БрянФ Даты подвига: 18.06.1942 Наименование награды: Орден Ленина Дата документа: 18.07.1942 Приказ подразделения №: 61/н от: 18.07.1942 Издан: ВС Брянского фронта Информация об архиве - Архив: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 682524 Дело ист. информации: 401 ---

ЦАМО (Ф. 33. Оп. 682524 Д. 401) «Приказ от 18.07.1942 № 61/н. Издан: ВС Брянского фронта. Дата подвига: 18.06.1942. Орден Ленина.

распознование текста: (Наградной лист-1.JPG)

НАГРАДНОЙ ЛИСТ. На командира корабля ПС-84 Московской особой авиагруппы (должность, наименование войсковой части, соединения, учреждения или заведения) капитана КУЗНЕНОВА, Дмитрия Васильевича. (военное звание, фамилия, имя и отчество) Орден ЛЕНИНА (наименование награды) 1. Год рождения 1904 2. Национальность Русский 3. Соцположение 4. Партийность Член ВКП/б/ 5. С какого времени в РККА с 22/УI-1941. 6. Участие в гражданской войне не участвовал 7. Ранения и контузии Не имеет 8. Представлялся ли ранее к награде, когда и за что 9. Какие имеет поощрения и награды и за что орденом "БОЕВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ" 10. Постоянный адрес ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ ========================================================================================= I. КРАТКОЕ, КОНКРЕТЙОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА ИЛИ ЗАСЛУГ (составляется в штабе войсковой части, соединения, учреждения или заведения). =========================================================================================

Тов. КУЗНЕНОВ с 6-го июня по 18/УI 1942 г. выполнял специальное задание Военного Совета Брянского фронта. За этот период корабль, пилотируемой им в ночных условиях с посадкой на необорудованной посадочной площадке, доставил партизанам в глубокий тыл противника боеприпасы и вооружение, ответственных работников, листовки, и др. важные грузы. На обратном пути корабль вывез людей, тяжело раненых партизан и важные документы. Всего им было за 12 дней совершено 10 боевых взлетов и перевезено 25 тонн разного груза.-

(2. Наградной лист-1-2.JPG) В большинстве полеты проходили в сложных метеорологических условиях и неоднократно подвергался интенсивному обстрелу противником. Выполненные задания оказали большую помощь партизанам в борьбе с германскими оккупантами. За проявленные мужество и бесстрашие в выполнении заданий Военного Совета Брянского фронта в борьбе с немецкими захватчмками заслуживает правительственной награды – орден ЛЕНИНА.– При катастрофе самолёта 18.6.42 г. Т. Кузнецов погиб смертью храбрых.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ БРЯНСКОГО ФРОНТА ДИВИЗИОННЫЙ КОМИССАР /ПИГУРНОВ/

Командир (начальник) Военный комиссар

Почётный знак ГВФ

Почётный знак ГВФ

налетал более 6500 часов

Именные часы

Именные часы

Источник: РГАСПИ (Ф. 643. Оп. 1 Д. 273. Л. 61) Копия приказа воздушно-десантным войскам Красной армии от 21 февраля 1942 года № 012 «О награждении лётчиков Гражданского воздушного флота», в котором упоминается о награждении командира корабля Д. Кузнецова именными часами. Копия приказа была опубликована в Боевом альбоме «Отчёт московской авиагруппы особого назначения (МАОН) ГВФ за период с 22 июня 1941 года по 1 июля 1942 года». Выписка из приказа: Особо отличились в работе лётчики тт. КУЗНЕЦОВ Дмитрий, НЕРОНОВ, КАЛИНА, ЯКОВЛЕВ и СМИРНОВ, которые своим примером увлекали весь остальной коллектив группы… 1. Исключительно высокие показатели в работе по десантированию частей 214 ВДБ в тыл врага ОБ`ЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ и НАГРАДИТЬ именными часами следующих товарищей:… 3. Командиров кораблей т.т. КУЗНЕЦОВА Д., НЕРОНОВА И. Г., КАЛИНА А. Д., ЯКОВЛЕВА П. И., СМИРНОВА В. П., СКРЫЛЬНИКОВА М. С., ЛАХНО Ф. А., ИЛЬЧЕНКО Ф.Ф., КУЗНЕЦОВА А. С. , КРЮКОВА А. А., МОНАКОВА С. Е. И ВАСИЛЬЕВА А. А.

Документы

Заметки о командире корабля тов. Д. В. Кузнецове с его фотографией и командире корабля тов. Таране с его фотографией в фотоальбоме МАГОН.

Заметки о командире корабля тов. Д. В. Кузнецове с его фотографией и командире корабля тов. Таране с его фотографией в фотоальбоме МАГОН.

Оценка работы авиагруппы Военным советом Воздушно-десантных войск Красной Армии

Оценка работы авиагруппы Военным советом Воздушно-десантных войск Красной Армии

Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Фотографии. Вверху: пилоты П. Рыбин, Д. Кузнецов; Ф. Ильченко, А. Васильев — внизу. (из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».)

Фотографии. Вверху: пилоты П. Рыбин, Д. Кузнецов; Ф. Ильченко, А. Васильев — внизу. (из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».)

«Лётчик Д. Кузнецов, особо отличившийся в Ленинградской операции». (из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».)

«Лётчик Д. Кузнецов, особо отличившийся в Ленинградской операции». (из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ».)

ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

ПОЛЁТЫ В ОСАЖДЁННЫЙ ГОРОД. Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Фрагмент из фотоальбома «История 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ», в котором излагается подвиг Кузнецова.

Наградной лист (Орден Красного Знамени-1942)-1

Наградной лист (Орден Красного Знамени-1942)-1

Наградной лист (Орден Красного Знамени-1942)-2

Наградной лист (Орден Красного Знамени-1942)-2

Наградной лист (Орден Красного Знамени-1942)-3

Наградной лист (Орден Красного Знамени-1942)-3

Подвиг (Орден Красного Знамени-1942)-1

Подвиг (Орден Красного Знамени-1942)-1

Подвиг (Орден Красного Знамени-1942)-2

Подвиг (Орден Красного Знамени-1942)-2

Приказ (Орден Красного Знамени-1942)-1

Приказ (Орден Красного Знамени-1942)-1

Приказ (Орден Красного Знамени-1942)-2

Приказ (Орден Красного Знамени-1942)-2

Наградной лист (Орден Ленина-1942)-1

Наградной лист (Орден Ленина-1942)-1

Наградной лист (Орден Ленина-1942)-2

Наградной лист (Орден Ленина-1942)-2

Подвиг (Орден Ленина-1942)-1

Подвиг (Орден Ленина-1942)-1

Подвиг (Орден Ленина-1942)-2

Подвиг (Орден Ленина-1942)-2

Фронтовой приказ (Орден Ленина-1942)-1

Фронтовой приказ (Орден Ленина-1942)-1

Фотографии

Фотография Д. В. Кузнецова

Фотография Д. В. Кузнецова

Фотография Д. В. Кузнецова

Фотография Д. В. Кузнецова

Фотография Д. В. Кузнецова отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Фотография Д. В. Кузнецова отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Фотография Д. В. Кузнецова отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Фотография Д. В. Кузнецова отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Фотография Д. В. Кузнецова (книга Лётчики особого назначения)

Фотография Д. В. Кузнецова (книга Лётчики особого назначения)

Фотография Д. В. Кузнецова (книга Лётчики особого назначения) отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Фотография Д. В. Кузнецова (книга Лётчики особого назначения) отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Тов. Кузнецов и товарищи (книга Лётчики особого назначения)

Тов. Кузнецов и товарищи (книга Лётчики особого назначения)

Тов. Кузнецов и товарищи (книга Лётчики особого назначения) отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Тов. Кузнецов и товарищи (книга Лётчики особого назначения) отреставрирована/обработана с помощью сервиса Mail.ru

Тов. Кузнецов (книга Лётчики особого назначения)

Тов. Кузнецов (книга Лётчики особого назначения)

Рисунок Н. И. Розова, на котором изображены самолёт «ПС-84» № 3484 и командир корабля Д. В. Кузнецов.

Рисунок Н. И. Розова, на котором изображены самолёт «ПС-84» № 3484 и командир корабля Д. В. Кузнецов.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: