Лазарев Василий Георгиевич
Лазарев
Василий
Георгиевич
полковник

История солдата

Лазарев Василий Георгиевич (1923 - 2005) родился 13.12.1923 в с. Афанасьево Ивановской (теперь – Владимирской) области в крестьянской семье. Шестерых детей мать поднимала и воспитывала одна, кормились натуральным хозяйством и деньгами, вырученными от продажи яиц и молока. После окончания 4-х классов бывшей церковноприходской школы, дед принял решение учиться дальше, чтобы закончить 10 классов и поступить в летное училище. 6 лет он ходил в школу пешком, проделывая каждый день пятикилометровый путь в соседнюю деревню туда и обратно. Окончил Пермскую военную школу летчиков (тогда это был город Молотов). Участвовал в боевых действиях с июня 1941 года. В марте 1943 года поступил в расположение 23-го Гвардейского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. Летал на тяжелых бомбардировщиках Ли-2 и Си-47 (единственном Си-47 авиаполка). Принимал участие в обороне Сталинграда, Курской битве, битве за Орел, участвовал в снятии блокады Ленинграда. В интересах Ленинградского фронта бомбил Хельсинки, сделав в ночь 27.02.1944 года 3 боевых вылета, самолет был поврежден осколками, ранен пулеметчик, авиаполк потерял сразу три боевых экипажа в эту ночь. За участие в бомбардировке Хельсинки был представлен к ордену Отечественной войны 2 ст. По заданиям органов разведки вылетал в глубокий тыл противника для заброски разведчиков и грузов. Например, боевое донесение 53-й авиадивизии в штаб 5-го авиакорпуса гласит: В ночь на 9 сентября 1944 года экипаж Си-47 командира корабля 23-го авиаполка Лазарева в 02.00 - 02.20 с высоты 600 метров по заданию РО НКГБ Украины на точку 10 км юго-восточнее Беброво (225 км восточнее Софии) сбросил девять человек и четыре мешка с грузом (480 кг). Сброс произведен по расчету времени и наземным ориентирам (лес) при ясной погоде. Время полета 6 часов 20 минут.» Совершил 141 боевой вылет. За время войны был награжден двумя орденами - Красной Звезды и Отечественной войны 2 ст. После войны продолжал службу в военно-транспортной авиации, принимал участие в строительстве полярной станции «Северный полюс-4» (или «Северный полюс-5», теперь уточнить уже нельзя). Возил делегации военного руководства СССР в страны Варшавского договора, летчиков-космонавтов Ю.А. Гагарина, В.М. Комарова и других на космодром Байконур. Упомянут в книге А.М. Сергиенко «История 23 гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия». Женился на Разореновой Надежде Ивановне (1924 – 2009), с которой познакомился в 1943 году, воспитал сына, дочь, четверо внучек и одного правнука. Из книги А.М. Сергиенко: «После завершения Белорусской операции вплоть до середины сентября боевую деятельность АДД продолжала ограничивать нехватка горючего. В этот период ее соединения и части бомбардировали главным образом объекты на территории самой Германии и ее союзников (Тильзит, Мемель, Инстербург, Сату-Маре, Будапешт, Тукумс, Дебрецен). Отдельные экипажи выполняли полеты в интересах разведывательных органов различных ведомств СССР и разведывательных отделов фронтов.   Один из таких полетов в Болгарию совершил экипаж молодого командира корабля В. Г. Лазарева. Василий Георгиевич пришел в авиаполк в марте 1943 года в группе выпускников Пермской (тогда город Молотов) военной школы летчиков.  Кормили в школе летчиков плоховато, по крайней мере, шее в воротнике гимнастерки было просторно. Когда молодое пополнение предстало перед командиром авиаполка и когда в беседе с ним кто-то выразил желание как можно быстрее принять участие в боевой работе, Григорий Шамраев, окинув молодую поросль ироническим взглядом, сказал: – Боевую работу начнем после того, как всех вас хорошенько откормим. Пока «откармливались», ходили в наряд, пилили дрова, топили печи, работали на пище- блоке. И так больше месяца. Пришло время и «откормленный» Василий Лазарев полетел на войну. Провозной боевой давал ему командир эскадрильи А. И. Мосолов. Предстояло отбомбиться по довольно серьезному объекту – железнодорожному узлу Орел. В полет ушел и штурман авиаполка В. А. Михайлов. Минут за десять до цели летчик уступил ему место, а сам отправился к пулемету в хвост самолета. Оттуда и просматривал обстановку в воздухе и на земле. Разрывы снарядов, лучи прожекторов, взрывы своих бомб. Отвлекся от этого увлекательного зрелища лишь тогда, когда штурман авиаполка позвал его в пилотскую кабину. При возвращении командир экипажа дал возможность «порулить». В эту же ночь полетели второй раз. В связи с тем, что Орел к этому времени затянуло облачностью, экипажу дали запасную цель Карачев. После линии фронта вошли в облака. В. А. Михайлов вновь занял место правого летчика и начал сверять курс полета. Что и как он там делал, одному ему было известно, но из облаков вырывались прямо над Карачевым. Высота 800 метров. Пока А. И. Мосолов делал необходимые довороты, зенитная артиллерия открыла по самолету такой ураганный огонь, что, казалось, конец неминуем.   Как отбомбились в этом аду и как из него вырвались, Василий Лазарев старался понять весь обратный путь, но особенно тогда, когда после посадки посчитали самолетные раны. В его теле оказалось 35 пробоин, одна из которых в семьдесят сантиметров. Но больше всего летчик удивлялся тому спокойствию, с которым работали над целью командир эскадрильи А. И. Мосолов и штурман авиаполка В. А. Михайлов.   После этого полета молодого летчика определили в экипаж М. В. Чекрыгина. Не экипаж, а настоящий союз советских республик. Командир корабля и летчик – русские. Штурман М. Т. Стоколос – украинец, бортовой техник Я. Ф. Шапран – еврей, радист А. Аблякимов – крымский татарин, стрелок Г. В. Мососьян – армянин. Потом летал под крылышком И. И. Лобачева. Пришло время, и В. Г. Лазарев стал командиром корабля.   Летом 1944 года в 23-й авиаполк поступил новенький американский Си-47. Неизвестно сколько Г. А. Шамраев думал над проблемой, кому доверить штурвал этого самолета, но, в конце концов, его штурвал оказался в руках В. Г. Лазарева. Если учесть тот неопровержимый факт, что по многим параметрам Си-47 превосходил Ли-2, то, без всякого сомнения, это было поощрение. И удивляться здесь не приходится. Летал Василий Георгиевич грамотно. Без единой предпосылки к летным происшествиям за полтора года боевой работы совершил 141 вылет. Единственный в 23-м авиаполку Си-47 берегли. Главным образом его использовали для чисто полковых транспортных перевозок. И только в исключительных случаях самолет пересекал линию фронта.   Вот такой случай и выдался в первых числах сентября 1944 года. О самом полете экипажа В. Г. Лазарева в Болгарию сведений мало. Лишь только один документ отразил этот факт. Это боевое донесение 53-й авиадивизии в штаб 5-го авиакорпуса: «В ночь на 9 сентября экипаж Си-47 командира корабля 23-го авиаполка Лазарева в 02.00 – 02.20 с высоты 600 метров по заданию РО НКГБ Украины на точку 10 км юго-восточнее Беброво (225 км восточнее Софии) сбросил девять человек и четыре мешка с грузом (480 кг). Сброс произведен по расчету времени и наземным ориентирам (лес) при ясной погоде. Время полета 6 часов 20 минут.»    

Регион Москва
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Москва

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: