Лифинцев Никон Николаевич
Лифинцев
Никон
Николаевич
старший лейтенант

История солдата

ЭКИПАЖ БОМБАРДИРОВЩИКА

Высокое искусство и мужество проявил экипаж летчика ст. лейтенанта
ЛИФИНЦЕВА Н.Н.: так писала фронтовая газета в октябре месяце 1941
4й-воздушной армии, 2го-Белорусского фронта. Чтобы не допустить
наши войска В восточную Пруссии, немцы укрепили оборонительную
линию фронта вдоль р. Нарев‚ Пружаны, Макув/Польша/. В ночь с
16—19- октября 1944г. экипажу было дано задание бомбить
г. Макув и разведать прожекторные и зенитные установки .

Подлетели к цели на высоте 1500 м‚ она оказалась закрыта
облаками. Я предложил штурману капитану Журавлёву: «Сеня,будем
спускаться вниз, пока не увидим цель.» Пробили облака на высоте

800 м. Сбросили бомбы, внизу вспыхнул пожар. Восемь немецких
прожекторов схватили лучами самолёт, и он оказался в огненном
кольце прожекторов и автоматических трассирующих снарядов.

Мы знали‚что на такой высоте любой калибр автоматической

пушки может поразить самолёт. Чтобы не было прицельного
попадания‚я вводил самолёт в пикирования, кабрирования‚

делал правый и левый крен. Немцы открыли заградительный огонь.
одна трасса снарядов отрубила левый конец крыла самолёта,

вторая часть правого руля глубины. Самолёт свалился в левый крен

и пикировал к 3емле. Немцы, не стреляя, направили лучи прожекторов на падающий самолет. На высоте 200 метров я сделал противоположный крен, дал полный газ, самолет не снижался

и не набирал высоту, так как аэродинамическое качество крыла и
самолета было нарушено (достаточно отпустить правую ногу и правую
руку - самолет бы рухнул на землю). Нога и рука устали, но я напряг
все силы держал противоположный крен. На линии фронта горела
деревня, стреляли наши «Катюши».Чтобы не добили наш самолет я

направил его в дым. Пролетели линии фронта. Я включил фары‚ но
они оказались разбиты. Я приказал штурману стрелять из ракетницы
На аэродроме заметили, что наш самолет подбит и просит немедленно
посадить. Нам разрешили посадку, с большим противоположным креном
я посадил самолет. В самолете оказалось тысяча пробоин, а экипаж
отделался при посадке ушибам.

24 октября 1944г. экипаж снова вылетел на боевое задание на
бомбардировку немецких войск. Он совершил за ночь 10 боевых
вылетов. За что получил весь экипаж благодарность от командующего
4й-воздушной армии тов. Вершинина и от командующего
2-Белорусского фронта тов. Рокоссовского.

Славными боевыми делами славился этот экипаж. Им гордился
весь личный состав 16-ночного бомбардировочного Белостокского
Краснознаменного авиаполка. только от Минска до Штетено с
1 августа 1944г. По 9 мая 1945г. экипаж в составе командира
Лифинцева Н.Н.‚штурманов ст. лейтенанта Гончарова Леши,
капитана Журавлёва Сени совершили 196 боевых ночных вылетов
на бомбардировку немецких войск.

Регион Москва
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

В моей памяти навсегда останется опаленное огнем, окутанное
дымом, омытое кровью утро 22 июня 1941 года, когда фашистская
Германия вероломно, по разбойничьи напала на нашу страну. 22 июня
1941 года я вступил в действующую армию в должности летчика 14-го
бомбардировочного авиаполка, на полевом аэродроме д. Гоголево - Борисполь под Киевом. Над нашим аэродромом появилось 8 немецких
самолетов Ю-88, они сбросили бомбы, одна угодила в мой самолет.
Осколком был смертельно ранен мой стрелок. Экипаж похоронил его в
деревне Гоголево. Мы поклялись мстить немецким фашистам до полной
победы. Мой экипаж летал на многих фронтах: на Украине, под
Москвой, в ноябре-декабре 1941 года в Ленинграде по спецзаданию‚
пока не прошла «дорога жизни» через озеро Ладогу. На Кавказе в
Закфронте я был назначен командиром авиазвена отдельной армейской
эскадрильи, которая поддерживала в 1943 году наступление на
Северном Кавказе 56-й армии и 4-й воздушной армии. На этом фронте
немецкая армия с боям отступала с Кавказа и Кубани на заранее
подготовленную, сильно укрепленную полосу, которая называлась
«Голубая линия» она тянулась от Азовского до Черного моря, через
станицы Киевская, Крымская, Тимрюк и далее на Новороссийск.
Фашистское командование занимало выгодные позиции, они считали
«Голубую линию» непреодолимой. Наши войска и авиация 4-й воздушной

армии занимали невыгодные позиции. Командующий 4-й воздушной
армией генерал-полковник авиации К. Вершинин получил новейшие
самолеты: ЯК-5, ЛА-7, ТУ-2, ИЛ-2 со стрелком, это была для
летчиков долгожданная пора, на эти самолеты сели прославленные
ассы: Раенко (я с ним учился в аэроклубе и в Сталинградском
училище), В. Березкин, братья Д. Глинка и Б. Глинка, и другие. Это
они, бесстрашные советские асы, завоевали господство в воздухе
над Кубанью. Несмотря на численное превосходство вражеской
авиации, наши летчики показывали образцы мужества и героизма. На
таком сравнительно маленьком участке фронта как «Голубая линия»
за сутки порой производилось до 2000 вылетов с обеих сторон.

Особенно трудные, напряженные воздушные бои развернулись когда
армии прорвали линию обороны и освободили станицы: Крымская,

Киевская, Старотитовская и весь Таманский полуостров был
освобожден от немецких фашистов.

В октябре месяце 1943 года наши войска форсировали в северо-
восточной части Керченский пролив и заняли плацдарм. Мне и моим
летчикам приходилось летать на Малую Землю, в Керчь из Тамани по 5-
6 раз в день. Наши потери были большие, немецкие асы охотились за
нашими самолетами связи, за которые они получали награды, кресты
и деньги. 12 мая 1944 года завершилась Крымская наступательная
операция. Наши войска полностью освободили Крым. В конце мая 1944
года нашу 4-ю воздушную армию передали во 2-ой Белорусский
фронт, меня назначили командиром авиазвена 16—го ночного
бомбардировочного авиаполка. Командованием 2-го Белорусского
фронта и 4-ой воздушной армии генералами Рокоссовским и Вершининым
была разработана крупнейшая операция. Войска 2-го Белорусского
фронта и авиация 4-ой воздушной армии взломали оборону врага,
рассекли его силы и уничтожили по частям на следующих
направлениях: р. Проня, Могилев, Минск, Белосток, р. Неман, г.Макув (Польша), Цихануг, Восточная Пруссия‚ р. Висла, Грауденц, Данциг, Гдыньск, Штеттин‚ далее Германия, Росток, Найнбург. При наступлении наш авиаполк базировался на аэродромах от линии
фронта 10-15 км. Мой экипаж и другие делали в ночь по 9-10 боевых
вылетов на бомбардировку немецких войск на линии фронта. До конца
войны было уже недалеко.

В Германии гитлеровские заправилы с ужасом слышали голос
приближающегося возмездия. Мой экипаж бомбил сильно укрепленный
железнодорожный узел в Восточной Пруссии, взорвал склады
боеприпасов и эшелоны с техникой. Весь экипаж получил
благодарность от командующего Воздушной армией, а моя мать - письмо
с благодарностью за сына от начальника политотдела 4-ой Воздушной
армии генерала Верова. После весь экипаж был награжден орденами.
На 2-ом Белорусском фронте мой экипаж совершил 200 боевых ночных
вылетов, на бомбардировку немецких войск, а всего за войну 1418
дней и ночей мой экипаж сделал 536 боевых вылетов из них 262 боевых
вылета ночью, остальные по спецзаданию и связи с партизанами Крыма,
выброска десанта в тыл врага. За войну я потерял З боевых самолета:
под Киевом д. Гоголево‚ под Калугой д. Грабцево, г.Макув (Польша).
Самый радостный день был в Германии 9 мая 1945 года — День победы.

Дорогой ценой досталась нам победа, но дожить до нее,
вернуться домой довелось далеко не всем летчикам, штурманам,
борттехникам, стрелкам—радистам. Радостно сознавать, что труд всех
моих соотечественников по оружию ускорил полный разгром немецкого
фашизма. 

 

Бывший командир авиазвена 16-го ночного бомбардировочного авиаполка 4 Воздушной армии, старший лейтенант Лифинцев Никон Николаевич

Воспоминания

Внук, Леонид

Мой дед, Никон Николаевич, бесспорно, прошёл долгий и трудный путь с самого начала войны и до её победного конца в мае 1945 года. Можно сказать, что его любовь к авиации и небу передалась и мне, за что я ему безмерно благодарен, а так же за то, что всё моё детство он старался уделять мне внимание.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: