Лобач Петр Кузьмич
Лобач
Петр
Кузьмич
гвардии старший лейтенант (в 1945г.)
29.12.1913 - 1980

История солдата

В 1941г. лейтенант, младший летчик 125 скоростного бомбардировочного авиаполка. Командир полка майор Кобец Александр Иванович.

05 мая 1941г. полк перебазировался на аэродром Миньков.

22 июня 1941г. с аэродрома Миньков 27 самолетов СБ полка, ведомый командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Были обстреляны огнем зенитной артиллерии (ЗА), атакованы истребителями (истребительная авиация- ИА). Сбито и повреждено 4 СБ. Ответным огнем сбит истребитель Ме-109 (Мессершмитт).

24 июня 1941г. 9 бомбардировщиков Ю-88 (Юнкерс) бомбардировали аэродром Солон. Получил тяжелые ранения и скончался комполка майор Кобец. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.

За две недели боев полк потерял 36 самолетов.

05 июля 1941г. завершился первый этап боевой деятельности полка, 8 экипажей на самолетах перебазировались на аэродром Гноево и перешли в подчинение командира 121 скоростного бомбардировочного авиаполка. Личный состав полка начал перебазирование в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.

Приказом от 17 сентября 1941г. лейтенант Лобач исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести 09 июля 1941г. (позже- отменен). В журнале боевых действий 13 бомбардировочной дивизии, в которую входили 121 и 125 СБАП, отмечено, что 09 июля 1941г. боевых вылетов не было. 08 июля 1941г. из состава «сводного» 121 СБАП в районе Речица истребителями противника сбиты 5 самолетов СБ, 1 совершил вынужденную посадку.

На Западном фронте лейтенант Лобач совершил 2 боевых вылета.

С 17 сентября 1941г. 125 СБАП перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углово (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович

С 19 сентября полк начал боевую работу на Ленинградском фронте.

23 сентября 1941г. в 15-50 звено 2 авиаэскадрильи с высоты 1900м. бомбило автомашины на дороге Сосновка- Константиновка. При уходе от цели бомбардировщики были атакованы истребителем Ме-109. В районе северной окраины «болото обрезное» сбит самолет №19/41 лейтенанта Лобач Петра Кузьмича. Истребитель сбит комиссаром эскадрильи капитаном Ткач Павлом Никитичем. Лейтенант Лобач получил ожог лица 2 степени, выпрыгнул на парашюте. Самолет упал в районе д.Кобона, Кировский р-н, Ленинградская обл. Штурман младший лейтенант Гнутенко Константин Федорович и воздушный стрелок-радист младший сержант Костылев Митрофан Ефимович погибли.

С 21 марта 1943г. в составе 34 гвардейского Краснознаменного Тихвинского бомбардировочного авиаполка на Ленинградском фронте.

В июне 1943г. командир звена лейтенант Лобач награжден медалью «За оборону Ленинграда».

18 июля 1943г. экипаж гвардии старшего лейтенанта Лобач бомбардировал железнодорожную станцию Мга.

К 24 июля 1943г. произвел 13 вылетов, из которых 2 ночных и 7 разведывательных. Награжден орденом Красной Звезды.

15 сентября 1943г. экипаж произвел разведку и фотографирование железной дороги на участках Красногвардейск (Гатчина)- Тосно- Мга. Бомбардировал эшелон.

16 сентября 1943г. произвел разведку железной дороги на участке Красногвардейск- Тосно и бомбардировал станцию Гатчина-товарная.

30 сентября 1943г. произвел разведку с фотографированием района Красногвардейск- Луга. Бомбардировал эшелон на станции Сиверская.

02 октября 1943г. вылетел на разведку, но из-за технической неисправности вынужден был вернуться.

06 октября 1943г. выполнил разведывательный полет к железнодорожному мосту на р.Луга у станции Томачево. Бомбардировал станцию Гатчина-товарная. Второй вылет на бомбардировку моста, из-за плотной облачности цель не наблюдалась. Сбросил бомбы на станцию Мшинская.

07 октября 1943г. вновь вылетел к мосту на р.Луга, из-за плохих метеоусловий в районе моста, бомбардировал пункт Стрельня.

09 октября 1943г. бомбардировал станцию Тосно.

16 октября 1943г. звено Пе-2, ведущий- Лобач, бомбардировало эшелон на станции Гатчина-товарная.

21 октября 1943г. разведка железной дороги на участке Красногвардейск- Тосно и бомбардировка эшелона на станции Новолисино.

27 октября 1943г. разведка железной дороги на участке Красногвардейск- Тосно, бомбардировка и фотографирование станции Гатчина-товарная.

04 ноября 1943г. экипаж произвел разведку железной дороги на участках Красногвардейск- Тосно- Сиверская. Бомбардировал станцию Тосно.

07 ноября 1943г. экипаж произвел разведку железной дороги на участках Красногвардейск- Тосно- Сиверская, бомбардировал зенитную батарею в районе станции Мга.

19 ноября 1943г. разведка железной дороги на участках Красногвардейск- Тосно- Сиверская- Вырица, бомбардировка эшелона на станции Гатчина-товарная.

09 декабря 1943г. экипаж Лобач, штурман звена гвардии лейтенант Ролин Николай Михайлович, стрелок-радист гвардии сержант Ляхов Николай Петрович произвели вылет на фотографирование участка Красное Село- Хумалиси. Из-за тумана снимки не получились. Бомбардировали Красное Село.

К 22 января 1944г. заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Лобач совершил еще 65 боевых вылетов, из которых 25 на разведку. Считался лучшим разведчиком полка. 

Приказом от 27 января 1944г. награжден орденом Красного Знамени.

Петр Кузьмич был ранен, лечение проходил в эвакогоспитале ЭГ 51. 11 марта 1944г. выбыл из госпиталя в полк.

25 марта 1944г. при фотографировании аэродрома Тарту, на боевом курсе атакован двумя истребителями ФВ-190. После трех атак, летчик сумел уйти от истребителей в облачность.

26 марта 1944г. семерка Пе-2, ведущий гвардии капитан Клочко Николай Антонович, бомбардировала артиллерийские позиции в районе Рандепыллу. При подходе к цели на боевом курсе левый ведомый самолет гвардии младшего лейтенанта Кузнецова Павла Федоровича был атакован и сбит двумя истребителями ФВ-190. Полсе этого пять истребителей перенесли огонь на самолет экипажа Лобач. Был выведен из строя левый мотор, пробиты центральный и плоскостной бензобаки. Благодаря умелому маневрированию и организованному ведению пулеметного огня штурмана и стрелка-радиста, летчик сумел уйти от истребителей и произвел посадку в 1км. от аэродрома Котлы. Летчик и стрелок-радист невредимы, штурман Ролин ранен в правую ногу.

02 апреля 1944г. группа из 6 самолетов Пе-2, ведомая гвардии старшим лейтенантом Лобач, сожгла 2 эшелона и пакгауз на станции Петсери.

С 05 апреля по 04 мая 1944г. полк боевых вылетов не производил.

В июле 1944г. Петр Кузьмич был исключен из списков полка.

Службу продолжил в составе 514 учебно-тренировочного авиаполка.

Петр Кузьмич награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».

В 1946г. награжден медалью «За боевые заслуги».

Службу окончил: 08.05.1948г. гвардии капитан.

Регион Украина
Воинское звание гвардии старший лейтенант (в 1945г.)
Населенный пункт: Украина
Место рождения п.Первоалкинский, Нехворощанский р-н, Полтавская обл.
Годы службы 1935 1948
Дата рождения 29.12.1913
Дата смерти 1980

Боевой путь

Дата призыва 16.09.1935
Боевое подразделение 125 скоростной бомбардировочный авиаполк, 34 гвардейский бомбардировочный авиаполк

Воспоминания

из номера газеты "Сталинский сокол" от 30.07.1943

Характерной особенностью в работе штурмовиков и бомбардировщиков является хорошо организованная разведка на себя. Это дало возможность в течение нескольких дней уничтожить большое количество железнодорожных эшелонов, колонн автомашин и танков. Поэтому немцы вынуждены теперь скрытно подбрасывать резервы к линии фронта.
Гремит слава сейчас об экипаже гвардии лейтенанта Лобача. Вместе с боевыми товарищами – штурманом младшим лейтенантом Ролиным и стрелком сержантом Кисловым Лобач ведёт разведку в любое время суток и в плохую погоду.
Однажды экипаж сбросил бомбы на немецкий склад с горючим, подняв его на воздух. Командир вёл свой самолёт дальше с намерением разведать один из железнодорожных узлов. Перед самой целью немцы встретили «Петляков-2» сплошной стеной заградительного огня. Пять раз пробивал себе путь экипаж, пока, наконец не выскочил к об'екту. В тот момент на узле было сосредоточено до 400 вагонов. Сфотографировав цель, экипаж вернулся на аэродром. Вскоре по следам разведки была послана группа бомбардировщиков, нанесшая значительный ущерб врагу.

из рассказа В.Смолина «Полет продолжается» (о событиях 26 марта 1944г.)

«Наконец одному «фокке-вульфу» удалось поймать Пе-2 в прицел. Машину потряс сильный взрыв, и тотчас же синеватое облако пламени вырвалось из-под правого мотора. Горящий бомбардировщик несся в кипящем от пуль и снарядов воздухе. Осколки рвали обшивку фюзеляжа, пули впивались в плоскости, грозили разрушить протектор бензобаков. Еще какое-то промедление — и неминуем взрыв.
После первой же атаки Николаю Ролину пулей раздробило ногу. Штурман ничем не мог помочь себе. Только до крови закусил губу, чтобы не закричать от боли. Шла седьмая минута, как они вступили в бой. Враги предприняли еще одну атаку, но, наткнувшись на трассы с Пе-2, отвалили в сторону.
— Можно, конечно, сбросить бомбы в поле, никто нас за это не осудит. А можно и к цели тянуть! — советовался Лобач с экипажем. — Что будем делать?
— К цели! — тихо отозвался штурман: — Ведь за нами фотоконтроль. Не привезем снимков, эскадрилье не зачтут боевого вылета. «Неужели потеряю сознание? Ведь каких-нибудь две-три минуты осталось», — пронеслось в мозгу Ролина. Он сунул руку в правую унту: там полно крови. Разорвав индивидуальный пакет, Николай крепко перетянул ногу бинтом. Холодный пот заливал глаза, и земля с высоты двух с половиной тысяч метров казалась смутной, расплывчатой, да, и, по совести говоря, ему даже не хотелось на нее смотреть. Но тут же перед глазами вставали лица друзей. Что скажут товарищи, если они не дойдут до цели, если он не сфотографирует разметанные взрывами орудия фашистов? Тряпка ты, Ролин, а не боевой штурман, — вот что они скажут... Неимоверным напряжением сил ему удалось поймать цель на курсовую черту. Еще через мгновение, когда появились в прицеле знакомые подковки орудийных рвов, он нажал кнопку бомбосбрасывателей, одновременно включив фотоаппарат.
Взяли курс к самому ближнему аэродрому, где базировались морские летчики. Оставался какой-нибудь десяток километров, когда летчик, обернувшись к Ролину, предупредил:
— Сажусь на фюзеляж. Придержи меня за ремни...
— Садись, только вряд ли я удержу тебя, Петя, — ответил штурман и только тут признался, что ранен. Приземлились удачно. Открыв фонарь, Лобач вытащил из кабины белого как полотно Ролина, положил его на снег.
— Почему же не сказал, что ранен?
— Не хотел мешать. Да и некогда было».

Семья солдата

Вера
Лобач Вера Дмитриевна

жена

Однополчане

Кобец Александр Иванович
Кобец Александр Иванович
Алпатов Владимир Яковлевич
Алпатов Владимир Яковлевич
Сандалов Владимир Александрович
Сандалов Владимир Александрович
Гнутенко Константин Федорович
Гнутенко Константин Федорович
Ткач Павел Никитич
Ткач Павел Никитич
Колокольцев Михаил Николаевич
Колокольцев Михаил Николаевич
Клочко Николай Антонович
Клочко Николай Антонович
Ролин Николай Михайлович
Ролин Николай Михайлович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: