Лотошников Савва Дмитриевич
Лотошников
Савва
Дмитриевич
Инженер- полковник
1929 - 1975

История солдата

Это мой прадедушка!

Регион Москва
Воинское звание Инженер- полковник
Населенный пункт: Москва
Дата рождения 1929
Дата смерти 1975

Боевой путь

Лотошников Савва Дмитриевич (мой прадедушка).

(1929г -1975г.)

Родился в городе Азов, Ростовская область.

Учился (1943–1963 гг.) в Новочеркасском Суворовском военном училище.

   В числе ребят, поступивших в училище, были воспитанники, имевшие боевые награды за личное мужество и героизм, проявленные в сражениях на фронте и в тылу противника: из них Савва Лотошников, 1-й выпуск – медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й ст.

Лично учувствовал в боевых действиях.

Первая награда его была в 12 лет.

    Сыновьями полков, сражавшихся на фронте, Лялько Лева, награжденный медалью "За боевые заслуги", Герман Семен, Пуховский Дима, Буслович Жора, Бондарь Вася, Кохан Володя, Кузнецов Женя, Лотошников Савва - связной партизанского отряда Югова (Трифонова), действовавшего в Ростове-на-Дону. Савва награжден медалью "Партизану Великой Отечественной войны" 2-й степени; Киселев Боря - партизан, награжденный медалью "Партизану Великой Отечественной войны" 2-й степени.
   Десять юных воинов от десяти до тринадцати лет, осознанно участвовавших в боях за Родину!

 Это очень много для коллектива из 500 мальчишек от семи до четырнадцати лет.
   Вот с такими героическими ребятами нам предстояло жить, учиться, набираться знаний и силенок для того, чтобы стать такими же смелыми и бесстрашными, как они ....

     В городе большой популярностью пользовалась футбольная команда училища, в составе которой особенно отличались Савва Лотошников, Петр Лысов, Александр Абесалашвили, Петр Стрижаченко, Владимир Пизунов.


Он был одним из первых выпускников Новочеркасском Суворовском военном училище.

Выпускники Новочеркасского Суворовского военного училища.

1-й выпуск, 1948 г.  2 взвод 1 роты.

Петр Федорович Лысов – генерал-майор, кандидат военных наук, служил в штабе Объединенных Вооруженных сил стран-участниц Варшавского договора, старший преподаватель академии Генерального штаба.   

                                                                                                                                                                                        

 

Савва Дмитриевич Лотошников – полковник, кандидат технических наук.

 Был ракетчиком проходя свою службу в разных городах страны.

В1975 г работал в Академии хим. Защиты. Был зам.  Начальника академических наук. В звании Полковника- кандидата технических наук. Скоропостижно скончался. Свои знания и богатый опыт воинской службы передавал слушателям военных академий. На память от прадедушки остались фотографии, много медалей, книги и газеты где говорится о нем и его подвигах, и заслугах.

Воспоминания

Андреева Марина Владимировна (моя тетя)

Давно известно, что любое государство можно победить без оружия. Для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру, опорочить армию. Преобразования, осуществляемые в России, вызывают все более пристальное внимание к историческому прошлому страны. В событиях истории мы познаем человека, истоки его духовной силы. Судьба любого из них – исторический документ, по которому можно проследить историю своей Родины. Это особенно важно для воспитанников кадетского корпуса «Виктория» – будущих защитников Отечества. Географические рамки работы: в докладе рассматриваются факты из жизни семьи Лотошниковых периода Великой Отечественной войны на территории Ростовской области. Объектом исследования является Савва Дмитриевич Лотошников. Хронологические рамки работы охватывают XX век. Особо выделены события периода 1941 – 1948 годов. Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать материалы семейного архива семьи Лотошниковых, книгу Б. Изюмского «Алые погоны» для выявления фактов свидетельствующих о влиянии войны, суворовского училища на судьбу подростка военного времени. В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи: 1. собрать и изучить фактический материал; 2. сравнить образовательные и воспитательные системы кадетских корпусов России и суворовских училищ; 3. проанализировать влияние традиций суворовских училищ на судьбы конкретных людей. 4. определить вклад отдельного человека в победу в Великой Отечественной войне. Источниками работы явились материалы семейного архива Лотошниковых, школьного музея, книга «Алые погоны», монографии по истории кадетского движения и воспоминания бывших кадет и суворовцев. Метод работы: планомерный систематический сбор сведений, полученных в ходе встреч и бесед, а так же изучение материалов личного архива и литературы. Основное защищаемое положение заключается в том, что история нашей страны неразрывно связана с историей каждого человека. В периоды тяжелых испытаний граждане Отечества отдают все силы, а часто и жизнь для достижения цели. У каждого в жизни бывают события, определяющие его дальнейшую судьбу. Борьба в подполье, общий патриотический подъем привели к тому, что Савва Лотошников стал сначала суворовцем, а затем и профессиональным военным. Практическое применение работы состоит в возможности использования материалов для проведения классных часов, музейного урока, в экспозиционно-выставочной работе и дальнейших исследованиях. Лотошников Савва Дмитриевич. Мне сегодня тревогою сердце свело, – Мне военное детство на память пришло… Г. Кирсанов. Вот и закончился 20 век. Он оказался самым результативным по жестокости и насилию. За столетие история перемешала великое и ничтожное, благородное и преступное, вершины человеческого духа и пропасти человеческого падения. Особенно тяжелой оказалась судьба России. Вступая в новый век, молодое поколение должно понять, что от того, как мы сумеем распорядиться памятью и опытом наших предков, зависит наше будущее. Чем дальше от нас уходят грозные годы Великой Отечественной войны, тем полнее и всестороннее раскрывается величие и всемирно-историческое значение беспримерного патриотического подвига нашего народа. В грозные годы Великой Отечественной войны миллионы наших соотечественников встали «под ружьё», считая защиту Отечества священным долгом и высшей доблестью. Многое положили на алтарь Победы матери и отцы погибших на фронте солдат, их дети. Мы должны всегда помнить об этом. «Патриотизм» – слово греческое, что в переводе означает Родина, Отечество. В современном философском словаре дается определение патриотизма, как любовь к Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам. В словаре В. И. Даля определение звучит еще проще и емче: «патриотизм – это любовь к Отчизне» . Отсюда патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, готов бороться за лучшее будущее своего народа, всеми силами стремится содействовать процветанию своего Отечества, всегда готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Защитник Отечества – профессия особая. Желая стать офицером российской армии, я поступил учиться в кадетский корпус «Виктория». Кадетское воспитание берет свое начало от императрицы Анны Иоанновны, которая в 1731 году подписала указ о создании в Петербурге «…Корпуса кадетов, состоящий из 200 человек Шляхетских детей от 13 до 18 лет…» . Его главной задачей было «… обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству, потребным наукам. А поскольку не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, то воспитанники корпуса должны изучать еще и иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию, танцы, музыку и прочие полезные науки, в зависимости от своей природной склонности, дабы служить Отечеству на гражданском и военном поприще» . Кадетские корпуса России были школами, в которых подготовка слуг Отечества строилась на основе любви к Родине, народу своей многострадальной земли. Бывший воспитанник Суворовского кадетского корпуса С. Двигубский писал: «… Кадетские корпуса прививали любовь к отечественной истории, к своим армии и флоту; создавали военную касту, проникнутую лучшими историческими традициями; вырабатывали тот слой разношерстного русского общества, на костях и крови которого создавалась российская слава. Сама среда и обстановка воспитывали жертвенность: не пустыми словами в жизни кадет были: «сам погибай, но товарища выручай» . Более чем 200-летняя история Российских кадетских корпусов свидетельствует, что их воспитанников отличала истинная доблесть, мужество, преданность своему Отечеству, высокий образовательный уровень. Нам есть чем гордиться. • знаменитые полководцы: Дохтуров, герой войны 1812 года, Суворов, Румянцев, Кутузов; • флотоводцы: Ушаков, Истомин, Нахимов; • ученые: Кропоткин, Сеченов, Лодыгин; • композиторы: Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков; • писатели, поэты: Куприн, Двигубский, Суворин; • конструктор 3-линейной русской винтовки Мосин; • художники: Федотов, Верещагин и многие, многие другие. Все они были выпускниками кадетских корпусов. К началу 1917 году действовал 31 кадетский корпус. Октябрьский переворот и первые декреты Советской власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. Начался их исход из России. В1922 году за границей оказалось примерно около 2000 кадет, сведенных в корпуса: Донской в Египте, Русский в Сараево, Крымский в Белой Церкви, Морской в Бизерте, Сибирский и Хабаровский в Шанхае. После Октябрьской революции кадетские корпуса в России перестали существовать, к сожалению, они переместились за границу, где жило большинство русских эмигрантов. И только в 1943 году в самый разгар Отечественной войны советское правительство вновь вернулось к данной воспитательной системе. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации" стали формироваться государственные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами по военной подготовке. В постановлении говорилось, что училища создаются "для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов…" . Это было одним из проявлений отеческой заботы партии и правительства о детях славных защитников Советской страны. В честь великого русского полководца генералиссимуса А. Суворова они были названы суворовскими и создавались по типу кадетских корпусов России XIII-XIX веков. А.В. Суворов вошел в историю и боевую летопись нашего Отечества как гениальный военный мыслитель и великий полководец, снискавший себе славу непобедимого. Присвоение этого имени училищам означало, что в них должны воспитываться юноши, призванные наследовать славные боевые традиции своих героических отцов, которые на полях сражений Великой Отечественной войны по-суворовски били врага. Было использовано многое не только из структуры кадетских корпусов, учебных программ (включая обучение воспитанников бальным танцам, правилам офицерского этикета), методики преподавания, но и из многовековых традиций, в том числе – форма одежды. Эти училища, со сроком обучения 7 лет и закрытым пансионом, имели целью подготовить воспитанников к будущей военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. Наркомату обороны в течение октября и ноября предписывалось сформировать девять Суворовских училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (Астрахань), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Орловское (в Ельце), Калининское и Ставропольское. Тогда же были созданы специальные училища для детей пограничников (в Ташкенте и Кутаиси) и мальчишек из семей моряков: Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские училища. Брали туда в первую очередь сирот. Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу, физзарядка, утренний осмотр, завтрак, занятия. И так до отбоя, все в определенные часы. Основное внимание с самого начала уделялось учебе. Суворовцы изучали те же общеобразовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Во внеклассное время – игры на свежем воздухе, занятия спортом, а также дополнительные занятия по общеобразовательным предметам для восполнения пробелов у некоторых суворовцев за предыдущие классы. Преподаватели и офицеры-воспитатели понимали, что, строя жизнь ребят по воинскому образцу, нельзя тем не менее в училище насаждать казарменный дух. Для этих мальчишек, большинство из которых потеряло родителей, надо было создать обстановку, в которой они чувствовали бы себя как дома. Возрождению кадетских традиций способствовало и то, что в постоянный состав училищ было направлено немало офицеров, которые до октября 1917 года окончили кадетские корпуса или служили в них. В 90-е годы в России по указу президента Б. Н. Ельцина вновь начали возрождаться кадетские корпуса. Одним из них стал наш кадетский корпус «Виктория», в котором 1 сентября 2003 года был открыт музей «Истории кадетских корпусов России». Одним из направлений деятельности музея является исследовательская работа. Координирует ее НОУ «Доблесть Отечества». Главными темами поисковой работы являются: «Великая Отечественная война», «Выпускники кадетских корпусов», «Суворовские и нахимовские училища – продолжатели традиций кадетских корпусов России». Поиск героев, сбор документов и воспоминаний, совместные мероприятия и встречи в Дни воинской славы помогают понять, что их жизнь должна стать для нас примером. Музей активно сотрудничает с внешкольными учреждениями нашего города, особенно со Старооскольским краеведческим музеем и Центром детско-юношеского туризма и экскурсий. На одной из встреч с работниками ЦДЮТиЭ Андреева Марина Владимировна – заведующая отделом краеведения, увидев материалы, посвященные суворовским училищам, рассказала о том, как создавалось первое из них – Новочеркасское . В ее семейном архиве хранится книга Бориса Изюмского «Алые погоны», в которой рассказывается об этом училище, прослеживаются судьбы его воспитанников. Оказалось, что прототипом одного из главных героев – Саввы Братушкина – является ее родной дядя Лотошников Савва Дмитриевич (Приложение №1). Слушая ее рассказ, мне захотелось узнать о судьбе одного из юных защитников Отечества. Ветеранов войны осталось совсем немного, а жизнь каждого – это яркая страница нашей истории. Все это привело меня к написанию работы, посвященной жизни Лотошникова Саввы Дмитриевича. Сорок третий год. Только что освобождены от немцев города и станицы Кубани и Дона. Газеты полны сообщений о трудовых делах советских людей, восстанавливающих разрушенное врагом хозяйство. И тут же, на этих страницах, еще тревожные сводки Совинформбюро: ведь до победы еще очень далеко. Но уверенные в разгроме врага советские люди уже залечивают раны, заботятся о будущем страны – о детях. Принято постановление правительства о создании суворовских военных училищ для мальчиков-сирот, детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны. 30 августа 1943 года во исполнение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года пленум Ростовского обкома ВКП(Б) постановил открыть в городе Новочеркасске суворовское военное училище на 500 человек, предоставив для этой цели помещение по улице Подтелкова дом № 53/56. Выбор города Новочеркасска для размещения суворовского военного училища был не случаен. В нем еще в дореволюционное время размещался один из имевшихся в России кадетских корпусов (Приложение № 2). Вступительных экзаменов не было, так как большинство поступающих были из только что освобожденных из-под фашистского ига мест. Полуголодное существование, почти полное отсутствие внимания к детям со стороны родителей, занятых только одним делом – все для фронта. Все для победы! – в такой обстановке учились почти все дети военного времени. Командование потупило мудро, принимая их в училище без экзаменов. Конкурса по знаниям не было, был конкурс судеб. «В конце сентября на должность начальника НчСВУ прибыл гвардии генерал-майор Климентьев Василий Григорьевич, недавний командир дивизии. 14 ноября 1943 года в училище прибыли первые шесть воспитанников. С 14 по 29 ноября в училище прибыло 626 мальчиков, из которых было зачислено 507 человек» . Среди зачисленных был и Савва Лотошников. Савва Дмитриевич Лотошников родился в 1930 году в городе Ростов в семье рабочих Ростсельмаша. «Его отец – Лотошников Дмитрий Савич – родился в 1905 году. Мать – Мария Осиповна – родилась в 1907 году (Приложение № 3). Оба были выходцами из крестьянских семей, однако, получили начальное образование. В 1928 году семья переехала в Ростов, где и родился сын Савва» . Дмитрий Савич был призван на службу до начала Великой Отечественной войны. После тяжелого ранения в 1943 году он умер. Город Ростов пережил две оккупации. Мария Осиповна с детьми Галей и Саввой оставалась в городе. Во время второй оккупации Мария Осиповна вступила в партизанский отряд имени Сталина под руководством Югова – Трифонова Михаила Михайловича (Приложение № 4). В ее доме размещалась штаб-квартира отряда Приложение № 5). Вместе с ней выполнял поручения подпольщиков и ее 13-летний сын Савва (Приложение № 6). «Юный патриот расклеивал листовки на улицах города, смело ходил в расположение вражеских частей и добывал нужные партизанам сведения… После освобождения города и открытия в Новочеркасске суворовского училища Савва был зачислен туда как бывший партизанский связной и сын умершего к тому времени от ран воина Красной Армии (Приложение № 7). На параде по случаю окончания первого учебного года перед строем ему была вручена медаль «Партизану Отечественной войны» II степени» . Одним из преподавателей в училище был Борис Васильевич Изюмский. Он родился 6 марта 1915 года в городе Царицине. До войны окончил Ростовский педагогический институт, работал учителем, а в 1941 году сразу ушел на фронт добровольцем. Был командиром стрелковой роты. После тяжелого ранения под Сталинградом его, едва излечившегося от ран, направили на работу в только что сформированное Новочеркасское суворовское училище, которому он отдал семь лучших лет своей жизни. В старших классах он преподавал историю и логику. Бескомпромиссный, требовательный, строгий, великолепно знавший свой предмет. Его уроки были настоящим экзаменом не только знания предмета, но и его учеников, их «Я», памяти и эрудиции. Изюмский вел и большую общественную работу, исторические кружки в разных классах. К тому же он, не афишируя, писал повесть, названную «Алые погоны» . Героями повести стали обыкновенные мальчишки, осознанно участвовавшие в боях за Родину. В том числе и мой герой – Савва Лотошников. С героями «Алых погон» писатель не мог расстаться долгие годы. «Начало пути», «Призвание», много позднее – книга «Подполковник Ковалев» – это все на ту же тему – о суворовцах, уже бывших, их дальнейших судьбах, преподавателях-офицерах, о тех, кто достоин подражания. А значит и о нем, Савве Лотошникове. «В училище он в числе первых был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ в честь 30-летия комсомола. Он любил спорт. Был незаменимым левым крайним училищной футбольной команды, которая успешно конкурировала с гарнизонными командами (Приложение 8). Хорошо рисовал (Приложение 9). В 1948 году Савва окончил НчСВУ (Приложение № 10) и стал курсантом Кавказского суворовского офицерского училища. А потом была нелегкая офицерская служба, дальние гарнизоны, тревоги и походы (Приложение № 11). Успешно окончив Военную академию, Лотошников стал преподавателем Военной Краснознаменной академии химической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, воспитывая грамотных специалистов, защитников Родины» (Приложение № 12). Кто-то сказал о детях военной поры, что война опалила их крылья и затаилась в груди, как бомба замедленного действия, из которой до сих пор не вынут детонатор. Он сработал в сердце Саввы Дмитриевича 14 октября 1975 года (Приложение № 13). Похоронен Лотошников Савва Дмитриевич в Москве на Долгопрудненском кладбище. Листая страницы книги, работая с документами, слушая рассказ Марины Владимировны, я задал себе вопрос: откуда у военного поколения такая тяга к знаниям, беззаветное служение Родине, бескорыстие и крепкая дружба до последнего вздоха. В письмах с фронта отец Саввы, который был для него примером, не раз писал ему, что необходимо учиться, получить профессию, чтобы потом можно было достойно жить и чтобы он – отец – за «него не краснел» (Приложение № 14). Еще одним фактором, который формировал личности мальчишек, было их окружение: друзья, офицеры-воспитатели. С фронтов, для работы в училище, были отозваны лучшие офицеры. Система воспитания и образования в училище во многом была похожа на систему, существовавшую в кадетских корпусах России. Суворовское братство было сродни кадетскому. «Главными отличительными чертами и кадет, и суворовцев были: самоотверженное служение Отечеству, верность воинскому долгу, патриотизм, глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, высоко развитое чувство войскового товарищества, порядочности и чести» . Окончив училище, разъехавшись по различным гарнизонам, они продолжали поддерживать друг друга и жили так, как подсказывала им их совесть, как требовал сыновний долг перед Родиной. Заключение. Все дальше от нас Великая Отечественная война с её трагедиями и триумфами, обретениями и потерями, огненными вёрстами и долгожданной Победой. На пути советской армии было множество великолепных сражений. Память о войне хранит каждая российская семья. Память – воспоминания о чем-то или ком-то; способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их. Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее предугадывается настоящим. У нас в музее хранятся самые заветные вещи: значки, вырезки из журналов и газет, фотографии, фотоальбомы, медали, грамоты, старые документы воинов. Рассматривая их, я словно перемещаюсь в те далекие годы. Я часто смотрю старые фотографии времен Великой Отечественной войны и после, мысленно представляю себе события того времени. Когда я беру в руки медали, с волнением думаю о том, какова их настоящая ценность, я чувствую большую гордость за наших защитников. Читая биографии, материал, который не устаревает, я преклоняюсь перед людьми, вставшими на защиту своей Родины, особенно если это были наши ровесники. Анализируя и сопоставляя факты из жизни Саввы Дмитриевича, книгу Б. Изюмского «Алые погоны», воспоминания Н. И. Теренченко, Ю. Летникова, М. В. Андреевой, мы пришли к выводу, что С. Д. Лотошников действительно явился прототипом героя книги – Саввы Братушкина. Среди поступивших в 1943 году в Новочеркасское суворовское училище было немало «сыновей полков», сражавшихся на фронте: «Лева Лялько, награжденный медалью «За боевые заслуги», Семен Герман, Дима Пуховский, Жора Буслович, Вася Бондарь, Володя Кохан, Женя Кузнецов» и другие. Среди них был и мой герой, бывший партизанский связной – Савва Лотошников, чью судьбу и будущую профессию определила учеба в суворовском училище. Документы, свидетельствующие о жизни Саввы Дмитриевича Лотошникова, хранятся в нашем музее и являются источником для дальнейших исследований.

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: