Луценко Иван Климентьевич
Луценко
Иван
Климентьевич
Гвардии старшина. Воздушный стрелок-радист и оператор СВД

История солдата

     Мой дед, Луценко Иван Климентьевич родился 12 сентября 1918 года в Киевской области,  в селе Тростинское Новоселице. В три года он остался без родителей – круглым сиротой, и свое детство провел в детском доме г. Киева. На его долю выпало много испытаний: пережил и голод, и холод, а главное, был лишен элементарной родительской теплоты и внимания. С 1936 по 1939 год поступил на учебу в товароведческий рабфак в г. Киеве. Так и не доучившись, в сентябре 1939 года был призван в Красную Армию, где был курсантом Окружной школы авиации. С тех пор вся его жизнь была связана с авиацией.

     Для моего дедушки война началась  – 22 июня 1941 года в  215 Скоростном бомбардировочном авиаполку, в возрасте 22 лет.

     2 июля 1941 года во Внуково была сформирована первая московская авиагруппа ГВФ (Гражданского Воздушного флота) особого назначения, впоследствии получившая титул 10-й Гвардейской авиатранспортной  дивизии  ГВФ. Вот сюда и был откомандирован  мой дедушка. Здесь и  «пролетал» всю войну. Можно представить себе, что именно вкладывалось в понятие «особое назначение». А вкладывалось одно: творить невозможное. Авиагруппа была сформирована из лётчиков, владеющих элементами «слепого полёта» и знакомых со средствами радиолокации. Цель – выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток.

     В начале июля 1941 г. дедушкин экипаж осуществлял  доставку боеприпасов, медикаментов и горючего войскам Западного фронта, попавшим в окружение под Минском. Обратными рейсами вывозились раненые. Экипажу нередко приходилось выполнять по несколько вылетов в сутки и  находиться в воздухе  14-16 часов.  

        В октябре 1941г., когда враг подошел на подступы к Москве, авиагруппа получила приказ перебазироваться на время из Внуково. Над аэропортом Внуково нависла нешуточная угроза полного его уничтожения. К 05 ноября 1941г. была закончена подготовка объекта к подрыву. До 4000 кг мелиниту было рассредоточено по промышленным сооружениям объекта. 70 зарядов было заложено под бетоном взлетных полос. Но героическая Красная Армия (тогда командовал Западным фронтом генерал армии Г. К. Жуков), отбросившая врага от подступов к Москве и перешедшая в наступление, освободила от суровой необходимости уничтожения аэропорта Внуково. Хотя лишь с 15 января 1942г. летные эскадрилии группы особого назначения вновь начали перебазирование на аэродром Внуково, но экипажи МАГОН со своих временных аэродромов мужественно участвовали и в битве под Москвой. В разгроме немцев под Москвой немаловажную роль сыграли воздушно-десантные войска, специально подготовленные для действия в тылу врага. Почти все десантные операции выполнялись при активном участии самолетов МАГОН. Экипажи выполняли по нескольку полетов в день, в основном на малых высотах и зачастую без прикрытия истребителей. Пилоты брали на борт Ли-2 по 30 человек вместо 25-ти по норме.

     Когда блокада Ленинграда с суши стала реальностью, на экипаж была возложена задача по транспортировке в  осажденный город необходимых грузов и эвакуации оттуда детей, женщин. Позднее было налажено движение автомобилей по льду замерзшего Ладожского озера. За этот период дедушкиной авиагруппой было доставлено   6000 т продовольствия, медикаментов,  боеприпасов, оружия и вывезено на  «Большую землю» 53 000 человек.

      В июне-июле 1942 года подразделения ГВФ оказывали постоянно помощь частям Красной Армии и флота, которые 250 дней вели беспримерные оборонительные бои по защите Севастополя. Летали  в окруженный Севастополь. Значительную сложность при выполнении этих заданий представляла посадка на  аэродром, который часто находился под огнем противника. Чтобы не спровоцировать обстрел в момент прибытия транспортника, световые сигналы на аэродроме появлялись, когда самолет уже находился на посадочном курсе. В свою очередь и летчики  включали фары всего за несколько метров до полосы. Стоит лишь восхищаться мастерством пилотов, которые могли успешно  работать в таких условиях. 

      В первые месяцы войны, дедушке пришлось осваивать новую методику полетов на предельно малой высоте, буквально в нескольких метрах от верхушек деревьев или волн Ладоги (на бреющем, как говорили тогда).  Практически  без тренировок, сразу в боевых условиях - ведь экипажи  подобной практики не имели, т. к. в  мирное время существовал строжайший запрет на полеты у земли. Это было необходимо, чтобы уменьшить опасность атак немецких истребителей.            В течение первого года войны большинство "посылок с Большой земли" сбрасывалось на парашютах. Но в этом случае часть из них неизбежно утрачивалась, а на земле оставались не эвакуированные раненые, больные дети. Начиная с осени 1942 г., стали все больше практиковаться посадки на партизанские "аэродромы". Это потребовало от летчиков высочайшего мастерства, ведь люди, готовившие эти площадки, чаще всего имели весьма отдаленные представления о том, какой должна быть полоса для приема тяжелого по тем временам воздушного корабля и подходы к ней. Немцы, конечно же, не могли оставаться безучастными к работе этого воздушного моста. Для борьбы с транспортными самолетами начали выделять наряды ночных истребителей, и наши самолеты все чаще стал попадать под их огонь.

     Луценко Иван Климентьевич в составе 10-ой гвардейской дивизии внес  больший вклад в транспортировку военных грузов и личного  состава действующей армии.   Он защищал Москву,  вывозил детей и раненых из блокадного Ленинграда,  участвовал в крупных воздушно-десантных операциях, в защите Севастополя, Крыма, Сталинграда, выполнял особые задания Ставки и Правительства,  летал за линию фронта - в тыл врага, к партизанам  Брянщины, Белоруссии, Украины. Помимо поддержки советских партизан,    оказывал помощь отрядам сопротивления и повстанцам других стран, прежде всего Польши и Словакии.

     За храбрость, стойкость и  мужество   Луценко Иван Климентьевич  был удостоен высоких наград Родины:

 Орденом   «Красной звезды»,

 медалями: «За боевые заслуги»,

«За оборону Москвы»,

 «За оборону Ленинграда»,

 «За победу над Германией»,

 Орденом Отечественной войны.

     Началась новая жизнь. Жизнь без войны.

     Дедушка вернулся в ставший родным аэропорт Внуково, который теперь уже должен был заниматься гражданскими перевозками, т.е. перевозить пассажиров в другие города его необъятной Родины  и начал свою трудовую деятельность на земле: встречая и провожая самолеты – в перроно-диспетчерской службе (ПДС) аэропорта Внуково. И вскоре был назначен на должность начальника «Группы контроля ПДС».

     Здесь, во Внуково у  старого, первого аэровокзала, встречал дедушка Юрия Гагарина – нашего первого  космонавта.

      И после войны дедушка оставался деятельным человеком. Не случайно же к наградам фронтовым прибавились награды  трудовые: нагрудный знак «Отличник Аэрофлота»,  ударник коммунистического труда,  награжден медалью «Ветеран труда».

     До последнего дня все силы и знания отдавал дедушка своему Отечеству, родному аэропорту Внуково.

     Один раз в год, 9 мая, дедушка надевал парадный костюм, на котором теснились и тихо позванивали ордена и медали,  и шел  к памятнику-стеле,  установленному на главной площади поселка Внуково,  посвященному летчикам гражданской авиации, погибшим  в годы Великой Отечественной войны.      Здесь он встречался со своими товарищами по оружию. В этот день они вспоминали свою боевую молодость и тех, кого потеряли в сражениях; пели любимые песни: «нам даны большие руки-крылья,  а вместо сердца  пламенный мотор",  ведь даже война не помешала им  "все выше, и выше, и выше стремить нам полет наших птиц".

     Умер мой дедушка 24 ноября 1992 года.

     Сколько я себя помню, каждый год, 9 Мая, моя семья отмечает праздник Победы. День 9 Мая – очень светлый праздник, но я знаю, что в этот день  буду печалиться и плакать. Да, для моей семьи День Победы – «это праздник со слезами на глазах». Мы собираемся вместе и идем на могилку к дедушке, чтобы вспомнить о нашем воине-герое,  заботливом отце, любимом дедушке и просто замечательном человеке! Только человек,  прошедший такой путь, исполнивший свой долг солдата до конца, знал настоящую цену мирного неба над головой. Мой долг перед дедом  - как можно больше знать о войне, помнить о ней, не забывать её уроков. Я – одно звено в длинной цепи поколений своей семьи. Если  я забуду, то оборвется память.

     

Регион Москва
Воинское звание Гвардии старшина. Воздушный стрелок-радист и оператор СВД
Населенный пункт: Москва

Награды

Награды Родины

Награды Родины

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: