Лушпа Александр Иванович
Лушпа
Александр
Иванович
Начинал службу рядовым / Инженер-капитан
17.08.1921 - 18.02.1999

История солдата

Лушпа Александр Иванович

Почетный железнодорожник, участник Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг.

Автопортрет «При параде», ноябрь1968 г.

Александр Иванович Лушпа (Шурик) родился 17 августа 1921 года на станции Гришино (позже Постышево, г. Красноармейское Сталинской области, г. Красноармейск Донецкой области, с 2016 г. Покровск).

                                         

Иван Павлович Лушпа

Его отец – Иван Павлович Лушпа – родился 27 апреля 1885 года в селе Селидово Юзовского округа. Работал машинистом паровоза в депо «Красноармейское» Южно-Донецкой железной дороги. С августа 1941 по 1942 год был машинистом паровоза при бронепоезде, участвовал в борьбе с немецкими захватчиками в Донбассе. Был контужен и с 1942 г. по 1943 г. жил у своего старшего сына Анатолия в г. Баку Азербайджанской ССР (по месту службы сына в Каспийской Флотилии). С 1944 г. работал дежурным по депо «Красноармейское». За многолетний добросовестный труд был награжден Орденом Ленина и медалями. Скончался 24 июля 1954 г. в г. Красноармейское. Похоронен на городском кладбище.

Мама – Ирина Петровна Лушпа, урожденная Палий, домохозяйка. Родилась 18 мая 1894 г. в поселке Чаплино Днепропетровской области, скончалась 25 сентября 1931 г. на станции Гришино, была похоронена на старом кладбище, разбомбленном фашистами во время войны.

      

Ирина Петровна Лушпа (Палий)                          Семья Палий и Лушпа в Чаплино

В 1932 году Иван Павлович женился вторично на вдове Александре Авраамовне Зуб. Она родилась 25 ноября 1896 года в селе Славянка Днепропетровской области. Ее сын от первого брака Вячеслав погиб на Финской войне в 1939 году. Бабуля Шура вырастила внучку Ирину (от года до семи лет) и двух правнучек Лизу и Сашу. Умерла 10 августа 1994 года в Москве. Похоронена на Кунцевском кладбище.

                    

Иван Павлович и Александра Авраамовна Лушпа

Брат – Анатолий Иванович Лушпа, родился 16 июля 1913 г. на станции Гришино, окончил школу-семилетку и ФЗУ, работал слесарем по ремонту паровозов, поездным кочегаром, помощником машиниста, машинистом паровоза при депо «Красноармейское» Южно-Донецкой железной дороги. С сентября 1935 по октябрь 1937 г. учился в Московском автомобильно-дорожном институте. С октября 1937 г. по 1939 г. продолжил учебу в Высшем Военно-Морском Ордена Ленина Краснознаменном училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. По окончании училища в звании лейтенанта назначен Командиром катера МО-4 (Малый Охотник) на Каспийскую флотилию, где прослужил до января 1945 г. Анатолий Иванович участвовал в войне с фашистской Германией с октября 1942 г. по июнь 1943 г. в должности Командира БО (Большой Охотник) «Боцман» по противовоздушной обороне Астраханского рейда Каспийской флотилии. С 1945 г. Анатолий Иванович был переведен в распоряжение ВС ТОФ в должности Командира дивизиона тральщиков 7-го ВМФ, бухта Находка, залив Де-Кастри, залив Советская Гавань. Анатолий Иванович участвовал в войне с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 г. в должности Командира ОХРА ДК ВМБ СТОФ. В дальнейшем выполнял послевоенное боевое траление минных заграждений из якорных мин в Татарском проливе. Награжден орденом «Красной звезды», двумя орденами «Красного знамени», медалями: «За оборону Кавказа», дважды «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», памятными медалями. 23.11.1951 г. Анатолию Ивановичу присвоено воинское звание Капитана 2-го ранга. С 1953 служил Командиром дивизиона катеров соединения Черноморского флота в г. Феодосия. 4.10.1958 г. был уволен из Военно-Морского Флота в запас по болезни. Работал капитаном катера «Нефтяник» нефтебазы г. Феодосии. Умер 18 октября 1975 г. Похоронен с воинскими почестями на городском кладбище г. Феодосии.

Сестра – Анна Ивановна Лушпа, родилась 16 февраля 1915 г. на станции Гришино, закончила семилетку и рабфак. В 1937 г. с отличием окончила Московский автомобильно-дорожный институт. 18 сентября 1938 г. вышла замуж за своего однокашника Авенариуса Александра Михайловича. Он родился 28 июня 1910 г. в Кокчетаве, окончил школу в Иркутске, работал шофером. В 1932 г. поступил в МАДИ, в 1937 г. защитил диплом с отличием. Работал начальником смены главного конвейера цеха сборки и испытаний автомобилей Московского автомобильного завода им. Сталина (ЗИС). В июне 1941 Александр Михайлович записался на фронт, но в военкомате ему предложили дожидаться вызова, т.к. его специальность водитель танкетки пока не требовалась. Продолжил работу на ЗИСе в должности ведущего конструктора. Вместе с сотрудниками создали танк ЗИС-60, выпускали боеприпасы. В 1946 г. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Работал в Министерстве автотракторной промышленности, Институте химической физики АН СССР, Мосгорсовнархозе, Государственном комитете по науке и технике. Главным делом его жизни было изобретение и создание лыжно-катково-гусенечного (ЛКГ) движителя для вездехода, способного передвигаться по любым дорогам и бездорожью, а также по болоту, воде и снегу. В 1947 г. он получил авторское свидетельство на свое изобретение и посвятил  много лет внедрению его в производство. Александр Михайлович скончался 4 марта 1998 г. в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Анна Ивановна работала инженером-конструктором на авиационном заводе, старшим научным сотрудником в ЦИАМе, Главным редактором издательства «Машиностроение», профессором на кафедре автотракторных двигателей МАДИ. Вырастила двоих детей и пятерых внуков. Скончалась 15 апреля 1995 г. в Москве. Похоронена на Кунцевском кладбище.

Александр Иванович учился в Гришино, работал в депо «Красноармейское», поступил в Московский институт инженеров транспорта. В начале войны вместе с институтом был в эвакуации, откуда был призван в армию. С 1942 по 1945 в действующей Красной Армии участвовал в войне с Германией, дошел до Вены. Награжден «Орденом Отечественной войны II степени» и медалями: «За победу над Германией», «За взятие Берлина», а также юбилейными и памятными медалями.

С 1946 по 1951 продолжил учебу в Московском институте инженеров транспорта. Шурик был очень остроумным веселым жизнерадостным человеком. Фотографировал, играл на трубе, на пианино, пел, был душой компании. Его все любили. Племянники называли его Дядечкой.

8 августа 1951 г. Шурик женился на Раисе Михайловне Сергеевой. Она родилась 2 июля 1951 г. в Люблино. Окончила строительный институт, работала архитектором. 23 мая 1952 г. у них родился сын Виктор. Раиса Михайловна умерла в Москве 5 ноября 1990 г. Похоронена на Люблинском кладбище. Сын Виктор окончил МАДИ, работал инженером. Умер 14 сентября 2009 г. Похоронен на том же Люблинском кладбище.

Шурик 5.7.1945 г. Вена (Австрия)

        

Раечка 8 августа 1951 г.                                          Шурик

Александр Иванович работал начальником отдела грузовых перевозок в Министерстве путей сообщения. Получил звание «Почетный железнодорожник».

Почетный железнодорожник

Семейные фотографии

Свадьба Шурика и Раечки в Люблино, 4 августа 1951 г.

Шурик, Аля, Иван Павлович, Люсенька, Валя, Анна Исааковна, Толя, Саша, Санаторий «Подлипки», 2 июня 1953 г.

Часы Ивана Павловича Лушпа, подаренные Шуриком старшему брату Анатолию

Шурик, Аля, Витя, Ирина, Александра Авраамовна

 Шурик, Алечка, Сашенька, Люсенька, Раечка. Люблино, июль1957 г.

Ирина, Шурик, Раечка, Алечка, Сашенька. Красноармейск, август 1957 г.

Шурик, Ольга Петровна Белая (Палий), Аля, Толя, 17.11.1957 г.

Толя, Иван Никифорович, Шурик. Красноармейское, июнь 1959 г.

Алечка и Шурик на строительстве дачи в Лопасне, 1960 г.

Шурик, Раечка, Витенька, Люблино

Дядечка ловит рыбу со своими внучатыми племянницами Лизочкой и Сашенькой. ~ 1981 г.

      Александр Иванович скончался после тяжелой болезни 18 февраля 1999 г. в Москве,

похоронен на Люблинском кладбище. Светлая память о нем будет жить в наших сердцах.

И.А. Авенариус, 1 мая 2020 г.

Регион Москва
Воинское звание Начинал службу рядовым
Населенный пункт: Первомайское
Воинская специальность Инженер-капитан
Место рождения Украина Донецкая область г. Красноармейское
Годы службы 1943 1945
Дата рождения 17.08.1921
Дата смерти 18.02.1999

Боевой путь

Место призыва Россия Ташкент
Дата призыва 1942
Завершение боевого пути Австрия Вена
Принимал участие Освобождение Вены

Воспоминания

Александр Иванович Лушпа - участник Великой Отечественной войны

А.И. Лушпа (Шурик) был призван в армию из института, эвакуированного из Москвы, кажется, в Ташкент (точно не знаю). Начинал в звании рядового. Прошел весь путь до Вены. Сохранилась его фотография на мотоцикле в Вене 5.07.1945 г. Всю войну прошел с трубой, которая однажды спасла ему жизнь. Труба была привязана поверх рюкзака. Он возвращался с фронта в переполненном эшелоне на подножке вагона, сверху на него прыгнул человек, собиравшийся отнять его рюкзак. Труба отцепилась, грабитель упал вместе с ней, а Шурик удержался на подножке поезда.

Награды

Орден Отечественной войны II степени

Орден Отечественной войны II степени

Медаль "За победу в Великой Отечественной войне"

Медаль "За победу в Великой Отечественной войне"

Медаль "За взятие Берлина"

Медаль "За взятие Берлина"

После войны

Вернувшись с фронта Шурик продолжил учебу в Московском институте инженеров транспорта. Окончив институт он работал в Министерстве путей сообщения. Дослужился до начальника отдела грузовых перевозок. Получил звание "Почетного железнодорожника". Он был очень жизнерадостным, с большим чувством юмора, добрым и отзывчивым человеком. Его уважали и любили сослуживцы, друзья, родные. У него была дружная семья: жена Раечка и сын Витюшка. Старший брат Толечка и старшая сестра Алечка, племянники: Люсенька, Толик, Ирина (он звал меня Инусик), а мы его Дядечка. Он хорошо играл на трубе, пел песни. Особенно запомнились: "Неаполитанская песенка" из Детского альбома П.И. Чайковского, "На позицию девушка провожала бойца", "Плавали-ныряли". В детстве мы жили у дедушки с бабушкой в Красноармейске Донецкой (в то время Сталинской) области. Там в зале стояло пианино. Дядечка садился и играл нам Цыганочку с выходом, мы танцевали. Еще он был заядлым охотником,  у него было охотничье ружье, патроны, порох. Он приносил мне с охоты недоеденный кусок черного хлеба с салом и говорил: "От зайчика". Дядечка учил меня стихам Лермонтова, до сих пор помню "Белеет парус одинокий".