Тимофей
Устинович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мещеряков Тимофей Устинович родился в 1912 году, в семье крестьянина, в с. Калмык (ныне Октябрьское). По профессии Мещеряков Тимофей Устинович был пилотом гражданской авиации, когда началась война, стал военным летчиком. Сначала обучал курсантов летать, а затем сам пошел на фронт. В одном из боев получил тяжелейшее ранение и два месяца провел в госпитале, ослеп на один глаз, но настоял, чтобы его допустили к полетам.
Он был летчиком 9-го авиаполка, 5-й эскадрильи Закавказской Особой авиагруппы, занимавшей участок фронта на побережье Черного моря.
Летать ему пришлось на У-2 или По-2 — советском многоцелевом биплане, созданным Н. Н. Поликарповым, одним из самых массовых самолётов в мире. Самолёт имел разговорное название «кукурузник», так как ещё до войны активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями. У-2 был простым и дешёвым в производстве и эксплуатации, легко ремонтировался, самолёт был очень прост в управлении. У-2 мог совершать посадку и подниматься в воздух буквально с грунтового «пятачка» — крайне малым местом для разбега, что делало его незаменимым для связи с партизанами. Он обладал низкой скоростью и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности. Машину использовали для штурмовок и бомбардировок вражеских позиций, хотя боевые вылеты производили, как правило, ночью, так как днем самолёт становился лёгкой добычей для истребителей противника и мог быть сбит наземным огнём даже из стрелкового оружия. Все эти достоинства У-2 привели к тому, что он широко применялся в ВВС СССР в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника. У-2 мог действовать и в самых неблагоприятных погодных условиях. Но основными по использованию, конечно, были функции разведчика и самолёта связи. Вот на таком самолете через четыре месяца 26 сентября 1942 года Мещеряков Т.У. совершил свой последний полет.
О подвиге Мещерякова Тимофея Устиновича наша семья узнала узнали из статьи во фронтовой газете «Смерть во – имя жизни», которая храниться по сей день в семейном архиве.
В этот день понадобилось срочно доставить боевой приказ в воинскую часть морской пехоты. Было принято решение направить туда офицера связи на самолете ПО-2. Выполнить это задание было поручено - Мещерякову Тимофею Устиновичу. Во время полета был атакован двумя «Мессершмиттами» с обеих сторон. Несмотря на это продолжал лететь вперед, «Во что бы то не стало доставить приказ!» – мелькнула мыль у пилота. Собрав кулак все свои нервы, он продолжал борьбу с врагами. В этот момент, что - то обожгло ему грудь. Пушечный снаряд разорвался в плоскости. Рука стала костенеть. Теряя сознание, истекая кровью, Мещеряков всё же пытался посадить машину, спасти самолёт. Но второй осколок пробил сердце героя.
- Передать приказ… – в последний раз прошептали его холодеющие губы. Даже мёртвый коммунист Мещеряков, казалось, рвался вперёд .Самолёт упал в воду. Морской патруль вынес мёртвого пилота и смертельно раненного офицера связи на берег.
Теряя последние силы, фельдегерь сказал: «Передайте приказ по назначению…». Моряки извлекли пропитанный кровью пакет и немедленно доставили его командованию. Боевое задание было выполнено. Морская пехота нанесла румынам ещё один сокрушительный удар».
«Герой Мещеряков умер славной смертью во – имя жизни сотен тысяч наших людей. Кандидатская карточка №2701883 пилота Мещерякова, пробитая пулями врага, обагрённая кровью героя, была доставлена в партбюро. Украдкой вытерев скупую горячую слезу, стиснув зубы, товарищи поклялись над этим партийным документом, как над священным боевым знаменем, ещё сильнее бить врага, отомстить за смерть своего друга».
Это строки к заметке во фронтовой газете написал мой отец Мещеряков Владимир Тимофеевич в 1985 году, когда страна отмечала 40-летие Великой Победы и посвящены они подвигу моего деда Мещерякова Тимофея Устиновича. Мещеряков Владимир Тимофеевич никогда не видел своего отца: родился в начале Великой Отечественной войны, когда его отец уже ушел на фронт.
В который раз смотрю я в эти строки.
Как прост их слог. Писались под огнём.
Они – оттуда, из войны далёкой.
В них- грохот боя. И они – о нём.
О нём. Отце. О нём и об Отчизне.
Ей верным быть навек поклялся он.
Под заголовком «Смерть во – имя жизни»
Последний жизни миг запечатлён.
Сам вызвался. Сквозь шквал огня. С пакетом.
Лететь к своим. Чтоб передать приказ.
Во чтобы то ни стало!..- вот об этом
Он точно думал в свой последний час.
Ещё он думал, что победа будет…
Тень «Мессеров» увидев над собой,
Он знал, уверен был, что не отступит.
И на своём «У -2» он принял бой.
«Лететь…». «Сквозь шквал…». «Во чтобы, то ни стало…».
Вся сплошь – в пробоинах, вся сплошь –в огне,
Машина шла, прижавшись к морю, к скалам.
Пакет с приказом находился в ней.
Он дотянул! Он рухнул – в нашей зоне.
Был боевой приказ доставлен в срок.
На месте том и был он похоронен.
О всём об этом я узнал из этих строк.
(Мещеряков В.Т.)
В канун 75 -летия ВОВ мой сын, Сенин Ярослав создал проект в жанре (кино – видео творчество) «Пилот с пробитым сердцем» и посвятил его своему прадеду Мещерякову Тимофею Устиновичу.