Михайлов Яков Михайлович
Михайлов
Яков
Михайлович
лейтенант
1912 - 11.10.1942

История солдата

Яков Михайлович первый муж моей бабушки Ирины Фокеевны, из ее рассказов знаю, что он служил на Камчатке помощником командира подводной лодки Л-16, лодка не вернулась, у меня  сохранились его фото и извещение о гибели, историю гибели экипажа Л-16 я прочла 5 лет назад в интернете из открытых источников.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место рождения Ленинград
Дата рождения 1912
Дата смерти 11.10.1942

Боевой путь

Место призыва СССР
Дата призыва 1935
Завершение боевого пути СССР

В 1942 году на северном театре боевых действий сложилась напряжённая обстановка. Германский флот вёл ожесточённые боевые действия на пути следования союзных конвоев, поставлявших в СССР по ленд-лизу продовольствие и вооружение. Советскому Северному флоту (СФ), в строю которого находились всего лишь 22 подводные лодки (ПЛ), предстояло защищать коммуникации протяжённостью в 3000 тыс. миль. Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение об усилении СФ за счёт передачи 12 ПЛ с других флотов, в том числе 6 из 91, сосредоточенных на Тихоокеанском флоте (ТОФ). «Дальневосточная группа», в кратчайшие сроки подготовленная к переходу на северный морской театр, состояла из четырёх ПЛ типа «С» Владивостокской и двух типа «Л» Камчатской военно-морских баз (ВМБ).

9 сентября 1942 года командиры Д.Ф. Гусаров (подлодка Л-16) и В.И. Комаров (Л-15) получили соответствующий приказ командования, требовавший произвести к 20 сентября необходимый ремонт, а также испытания кораблей и быть готовыми к переходу. 25 сентября начался небывалый в истории советского подводного флота до того времени поход ПЛ. Тихоокеанцам предстояло преодолеть сверхдальний маршрут, трудновыполнимый и в мирное время. В военных же условиях его сложность увеличивалась в разы. Советские подводники должны были скрытно пересечь Тихий океан, где на американских коммуникациях действовали японские субмарины, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы наиболее интенсивного действия немецких подлодок в северной части Атлантического океана, подняться выше Северного полярного круга и уже оттуда следовать в ВМБ СФ Полярный с готовностью немедленно вступить в бой. По договорённости с правительствами Соединённых Штатов Америки (США) и Англии они в пунктах остановки (Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панама, Халифакс, Рейкьявик) обеспечивались топливом, продовольствием и необходимым ремонтом. После короткой остановки в первом из них, главной военно-морской базе американского флота на Алеутских островах, наши ПЛ вновь вышли в Тихий океан, взяв курс на Сан-Франциско. Командование США гарантировало безопасный переход только в том случае, если движение будет осуществляться кильватерной колонной в надводном положении со скоростью 8 узлов, с поднятыми на корме огромными «линкоровскими флагами». При этом запрещалось отклоняться от маршрута более чем на 15 миль. Также указывались конкретные точки, которые нужно было пройти в строго назначенное время. Связь с американскими военно-морскими базами поддерживалась по радио международным кодом «Кью», то есть практически открытым текстом. Таким образом, американская сторона в целом не обеспечивала скрытность перехода.

11 октября в 22 ч 15 мин по московскому времени на переходе из Датч-Харбора в Сан-Франциско подводная лодка Л-16, шедшая головной, внезапно взорвалась. С дифферентом на корму 45° она начала быстро погружаться в воду и менее чем за минуту затонула с 55 членами экипажа на борту. Когда сигнальщики с Л-15 обнаружили на расстоянии около 10 кабельтовых два перископа, её артиллеристы выпустили из 45-миллиметрового лодочного орудия по неизвестной цели 5 снарядов. В это же время радист принял обрывок радиограммы с тонувшей ПЛ: «Погибаем от…».

Обстоятельства гибели подводной лодки Л-16 не выяснены до сих пор. Не установлена и национальная принадлежность пиратской субмарины. В 1942 году в бассейне Тихого океана воевали две стороны — американцы и японцы. США являлись нашими союзниками, с Японией был подписан договор о нейтралитете. Боевые же действия немецких подводных сил происходили в водах Атлантического и Индийского океанов.

После войны ответственность за потопление Л-16 взял на себя Мейдзи Тагами, командир японской подводной лодки 1-25, дескать, возвращавшейся в ту октябрьскую ночь от побережья Америки. Обнаружив цели, он выпустил по ним последнюю оставшуюся торпеду, считая лодки американскими. Радиостанция в Токио 27—28 декабря 1942 года тоже сообщала о потоплении японской подводной лодкой одной из американских. Судя по времени и месту атаки, это могла быть наша Л-16.

Другой версией гибели советской субмарины считается ошибочная атака штатовской субмариной 88-31, вышедшей из Датч-Харбора накануне: её перископы очень походили на те, что обнаружили сигнальщики и обстреляли артиллеристы с Л-15.

Документы

Фотографии

Л-15

Л-15

Январь 1941 г.

Январь 1941 г.

Михайлова И.Ф. ( 1936 г. )

Михайлова И.Ф. ( 1936 г. )

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: