Сбитнев Фёдор Захарович
Сбитнев
Фёдор
Захарович
старший лейтенант / Бортмеханик, Начальник Лётно-испытательной станции (ЛИС)
14.09.1903 - 26.02.1981

История солдата

ВОСПОМИНАНИЯ

Генеральный конструктор А.С. Яковлев

Як-З В К-108 был построен в ОКБ за два месяца - с 1 августа по 1 октября 1944 г. и проходил заводские испытания с 7 октября 1944 г. по 8 марта 1945 г. при полетной массе 2830 кг (уменьшена за счет снятия вооружения и неполной заправки бензином и маслом).  
Летчик-испытатель В.Л.Расторгуев, ведущий инженер по испытаниям А.H.Кануков, механик Ф.3.Сбитнев. Первый вылет состоялся 19 декабря 1944 г. Всего было произведено пять полетов общей продолжительностью 1 ч 17 мин.  
Самолет показал выдающиеся летные характеристики. Максимальная горизонтальная скорость на высоте 6290 м, полученная в полете 21 декабря, составляла 745 км/ч и была близка к мировому рекорду 755 км/ч, установленному в 1939 г. на специально модифицированном гоночном варианте Me-109. Время набора высоты 5000 м - 3,5 мин. Заметно сократился разбег- самолет взлетал почти с трех точек.

Регион Москва
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Бортмеханик, Начальник Лётно-испытательной станции (ЛИС)
Дата рождения 14.09.1903
Дата смерти 26.02.1981

Воспоминания

Генеральный конструктор А.С. Яковлев

Як-З В К-108 был построен в ОКБ за два месяца - с 1 августа по 1 октября 1944 г. и проходил заводские испытания с 7 октября 1944 г. по 8 марта 1945 г. при полетной массе 2830 кг (уменьшена за счет снятия вооружения и неполной заправки бензином и маслом).
Летчик-испытатель В.Л.Расторгуев, ведущий инженер по испытаниям А.H.Кануков, механик Ф.3.Сбитнев. Первый вылет состоялся 19 декабря 1944 г. Всего было произведено пять полетов общей продолжительностью 1 ч 17 мин.
Самолет показал выдающиеся летные характеристики. Максимальная горизонтальная скорость на высоте 6290 м, полученная в полете 21 декабря, составляла 745 км/ч и была близка к мировому рекорду 755 км/ч, установленному в 1939 г. на специально модифицированном гоночном варианте Me-109. Время набора высоты 5000 м - 3,5 мин. Заметно сократился разбег- самолет взлетал почти с трех точек.

Командир звена, Лётчик- Испытатель Е.Ф. Милютичев

Для проведения заводских испытаний вертолета Як-24 в ОКБ из вертолетной эскадрильи (к тому времени переформированной в полк) прикомандировали командира звена Е.Ф. Милютичева. Егор Филиппович прибыл на летно-испытательную станцию (ЛИС), когда вертолет уже находился на аэродроме в Жуковском, а его освоением на земле занимался летчик-испытатель ГК НИИ ВВС С.Г. Бровцев.... О Бровцеве я слышал еще в эскадрилье. Ну, думаю, мне повезло, рядом с опытным летчиком-испытателем я освоюсь быстрее в новом для себя качестве... Вертолет поразил меня своими размерами. На что огромным казался поперечный Г-3, но Як-24 превосходил его по размаху несущих винтов почти в 3 раза, - вспоминает Милютичев.
Подготовкой к летным испытаниям руководил ведущий конструктор И.А. Эрлих. Здесь же постоянно находился заместитель Главного конструктора Н.К. Скрижинский - оба убежденные вертолетчики и профессионалы в своем деле. Хозяином на стоянке вертолета был был опытный механик Федор Захарович Сбитнев, которого все уважительно и ласково называли Захарычем.
Первый испытательный полет опытного Як-24 состоялся 3 июля 1952 г. после 9 часов вечера (днем был ветер). Длился полет менее десяти минут. Поднял машину в воздух С.Г. Бровцев (получивший в дальнейшем звание Героя Советского Союза). В кабине с ним находился механик П.С. Семин.

Ведущий конструктор И.А. Эрлих

В конце 1952 г. Як-24 был передан на государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Одновременно туда же отозвали и С.Г. Бровцева. А Е.Ф. Милютичева вводят в состав ОКБ, и он становится ведущим летчиком-испытателем вертолета Як-24 и всех легкомоторных самолетов А.С. Яковлева.
Госиспытания проходили трудно и с большими перерывами. Буквально через несколько полетов вертолет во время гонки сорвался с привязных тросов. Находившийся в кабине механик Сбитнев успел выключить двигатели, и машина с высоты восьми метров рухнула на землю. О восстановлении не могло быть и речи. К счастью, все остались живы. Второй летный экземпляр Як-24 пришлось передать в НИИ ВВС.

Ведущий конструктор И.А. Эрлих

Второе такое падение произошло на аэродроме Внуково 4 июня 1956 г. Предстоял показ вертолета по телевидению. ... Накануне А.С. Яковлев вызвал меня и Г.А. Тинякова и сказал: Полетите во Внуково, оттуда состоится прямая передача по телевидению. Милютичев будет демонстрировать полет, а Вы (Тинякову) комментировать его с земли. На следующий день Тиняков выписал полетный лист на себя как командира экипажа, состоящего из второго пилота Милютичева, механика Сбитнева и его помощника. В районе аэродрома Внуково при развороте на малой высоте над лесом пилотируемый Тиняковым вертолет свалился в глубокое скольжение с креном около 70 градусов. Не реагируя на полное отклонение органов управления на вывод в горизонтальный полет, Як-24 продолжал терять высоту. Я вмешался в управление и, используя опыт выхода из подобного положения в Тушино, перевел вертолет в режим авторотации. Як-24 удалось вывести из скольжения в нормальное положение, но избежать падения на лес уже было невозможно. В результате оказались полностью разрушенными все лопасти несущих винтов и частично - обшивка фюзеляжа. Вертолет отремонтировали на месте, вырубив просеку и расчистив площадку. Милютичев 16 июня улетел на этом Як-24 на подмосковный аэродром Захарково, а 24 июня уже участвовал на нем в воздушном параде.

Награды

Медаль 20 лет РККА

Медаль 20 лет РККА

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден номер 925 095 Орденская книжка номер 187444 от 12/12/1944

Медаль За Победу над Германией

Медаль За Победу над Германией

Фотографии

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

London 2018

9 Мая 2023

9 Мая 2023

9 Мая 2023

9 Мая 2023

После войны

После войны Ф.З. Сбитнев продолжил работать в ОКБ А.С. Яковлева

Однополчане

Автограф А.С. Яковлева для Ф.З. Сбитнева

Автограф А.С. Яковлева для Ф.З. Сбитнева

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: