Татаринов Виктор Алексеевич
Татаринов
Виктор
Алексеевич
Главный инженер Сталинградского Тракторного завода

История солдата

ТатариновВикторАлексеевич

и

КарсановаАннаВасильевна

 

Мой дед Виктор Алексеевич Татаринов родился в городе Царицын (ныне Волгоград) в ноябре1910г. После окончания школы он поступил и успешно окончил Сталинградский тракторный институт. По распределению он был направлен молодым специалистом на Сталинградский тракторный завод, где работал в должности ведущего инженера-конструктора. Там же на заводе в должности технолога (направление горюче - смазочные материалы) трудилась Анна Васильевна Карсанова, моя бабушка.

Сталинградский тракторный завод - одно из крупнейших предприятий СССР, первенец советского тракторостроения. В 1930-37 выпускал колёсные тракторы СТЗ-1 с керосиновым двигателем 30л.с. 20 апреля 1932г. завод освоил проектную мощность-144 трактора в сутки. 11 февраля 1937 изготовлен первый советский гусеничный трактор СТЗ-НАТИ мощностью 38квт(52л.с.), также выпускал транспортные СТЗ-5(1938-42) и болотоходные СТЗ-8(1938-41). В 1939г. выпущена первая автоматическая линия.

В 1941г. моему деду исполнилось 30 лет.

В начале Великой Отечественной войны завод изготовлял боевую технику и вооружение. Во время Сталинградской Битвы 1942-43 заводчане самоотверженно трудились и героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками.

На заводе полным ходом шёл выпуск и ремонт танков Т-34, танковых двигателей (в.ч.карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими предприятиями отрасли. Особенно в годы эвакуации(09.1942-04.1943). Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942г. причём попытка захвата города ''сходу'' ударом вдоль реки с севера была отбита с участием бригады инженера-технолога Н.Л.Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942г., когда бои шли уже непосредственно на территории завода. Завод был полностью разрушен. После освобождения начались восстановительные работы. В апреле 1943г. был организован ремонт танков.17-гоиюня 1944г. с восстановленного большого конвейера сошёл первый трак тор СТЗ-НАТИ.

Кстати, со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится ещё к довоенному времени. В 1932г., когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н.Д.Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надёжных танов танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

В 1940г. завод получает задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941г. На площади перед заводом и по сей день высится монумент танку Т-34...

Эвакуационные годы (1942-43) дед вместе с заводом пережил в городе Орске. И хотя Орск находился в тылу, на долю города выпало не меньше невзгод, чем других городов, переживших войну.

Из Украины и центральных областей России стали пребывать эвакуационные предприятия и заводы. Среди них Днепропетровский завод Ворошилова (Машзавод), Ленинградский завод подъёмно-транспортного оборудования, Таганрогский завод строительных машин, Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения, Тульский патронный завод. Эвакуированные предприятия располагались порой в неприспособленных помещениях. Днепродзержинская швейная фабрика была размещена в помещении Красного уголка гаража и склада. Один из заводов разместил свои цеха в классах школы №26. Война заставила не просто работать, но и наращивать мощности. Расширялся и завод им. Чкалова, где использовалось американское оборудование. В первый месяц войны в Орске было открыто 3 госпиталя, а всего за годы войны их было открыто 7. Зимы 1941-42 и 1942-43 годов были суровыми даже для этих мест, известных своим резко континентальным климатом. Сильные морозы сковывали землю, бушевали бураны. Но работы на строительстве заводов и в действующих цехах, где порой было не теплее, чем на улице, не прекращались ни на один час. Плохо одетые, полуголодные люди творили чудеса, ничего не жалели для фронта, для победы. Тяжелые испытания выпали на долю орчан весной 1942 года. Наводнение, никакого не было за двухсотлетнюю историю города, натворило много бед. Урал разлился на многие километры. Почти полностью был затоплен старый город, многие поселки. Льдины разрушили железнодорожный мост, дамбу, линии электропередач. Тяжелые разрушения приостановили работу никель комбината и других предприятий. Были смыты сотни жилых домов. Несколько суток работали бригады сварщиков и клепальщиков на восстановление железнодорожного моста – надо было скорее открыть путь поездам, идущим к фронту. К сентябрю 1943 года промышленность города по сравнению с двоенным уровнем выросла в 3,6 раза. Индустриальный Орск стал давать почти половину всей промышленной продукции области. В 1945 году предприятия города выпустили, сколько различной продукции, сколько в 1913 году давал весь Урал. В первые два года войны в Орск прибыли десятки тысяч людей, многие из которых остались здесь жить. За военные годы население города выросло с 91 тысячи человек до 131 тысячи. Зачастую люди приезжали без вещей, и надо было заново налаживать быт. В Орске и до войны были большие трудности с жильем, а с началом массовой эвакуации размещаться было просто негде. Тогда в городе стали возводить постройки облегченного типа. К 1945 году 59% жилья составляли землянки, бараки и саманные дома. Городом - тружеником, городом – бойцом был Орск в незабываемые годы Великой Отечественной войны. Орчане, как и подобает верным сынам Родины, самоотверженно помогали фронту, вместе со всем народом ковали Победу. Около 22 тысяч горожан (в том числе и мой дед) получили ордена и медали за самоотверженный труд в тот период. Ряду коллективов вручены на вечное хранение Красные знамена Государственного Комитета Обороны. Орчане не только крепили оборону трудом в глубоком тылу, но и мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Около 4 тысяч рабочих, инженеров, техников Орска за боевую отвагу были награждены орденами и медалями СССР, многим орчанам присвоено звание Героев Советского Союза.

В1943 году, мой дед Виктор Алексеевич Татаринов и теперь уже его супруга Анна Васильевна Татаринова (Карсанова) жили в Орске. Там уже 27 апреля родилась их единственная дочь /моя мама/ - Наталья Викторовна Татаринова (по мужу Урманова) . Жили они в Орске до 1944года. Затем в 1944-м, когда отогнали немцев на запад, они снова вернулись в Сталинград, Город был разрушен практически до основания, негде было жить и работать. Около года они прожили в землянке.

В 1945г. семья переехала в столицу Северной Осетии – тогдашний Дзауджикау (ныне Владикавказ), где у моей бабушки жила родня. Там они прожили до 1950 они переехали в московскую область – город Красногорск, где В.А. Татаринов преподавал в техникуме. Дед мой являлся ветераном Труда, Тружеником тыла, это отражено в его наградах, памятных значках.

Регион Москва
Воинское звание Главный инженер Сталинградского Тракторного завода
Населенный пункт: Москва

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: