Тетерин Николай Александрович
Тетерин
Николай
Александрович
Капитан, командир звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2, летчик фронтовой бомбардировочой авиации

История солдата

Потомственный сибиряк родился 19 марта 1923 г., в д. Тетерино, Емельяновского района Красноярского края. В Красной армии с 1940 года, призывался из г. Красноярска. Окончил Омскую военную школу пилотов младшим лейтенантом, войну - старшим лейтенантом, а военную службу в 1947 г. – капитаном. 

О боевом пути Николая Тетерина.
С февраля 1944г. до конца войны в мае 1945 г. Тетерин Н.А. воевал в составе авиационных частей 1-го Украинского фронта, был командиром звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в составе 3-й авиационной эскадрильи 38-го бомбардировочного Дембицкого Краснознаменного орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого авиационного полка (он же 38 сбап, пбап, ббап). В этом полку он воевал до конца войны и служил в нем по 1947 год.
38 бомбардировочный полк входил в состав 219-й бомбардировочной Ченстоховской орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии (219 БАЧД), которая входила в состав частей 4-го «Львовского» Краснознаменного ордена Суворова II степени Бомбардировочного Авиационного Корпуса.
Командир звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2, лейтенант Николай Тетерин совершил более 65 успешных боевых вылетов на бомбардировку аэродромов, узлов сопротивления, минометных и артиллерийских позиций, живой силы и техники противника не имея боевых потерь личного состава и материальной части. 
Неоднократно вылетал на разведку войск и техники противника а также, как летчик ас - на свободную охоту. Дерзкий и смелый, мастер пилотажа и эффективных бомбовых атак, действуя в одиночку – запомнился врагу. Его экипаж обнаружил несколько замаскированных аэродромов противника, где уничтожил и повредил много самолетов. Противник желал отомстить и уничтожить дерзкого и умелого командира и его экипаж. Вражеские посты наблюдения с земли заметив бортовой номер его самолета передавали по всем частям: - «Ахтунг! В воздухе Сибирский сатана!». 

По этому сигналу на его перехват и уничтожение поднимались в воздух истребители врага, пилотируемые лучшими фашистскими асами.

Вот результаты всего лишь 4-х боевых (из 65-и) задокументированных вылетов экипажа Николая Тетерина:
17 июля 1944 г. в районе населенного пункта город Зборов (Тернопольская область, Украина) его экипаж наносил бомбовый удар по скоплению техники и живой силы противника. Над целью был перехвачен и атакован истребителями врага. Принял бой, в ходе которого был подбит один мотор. Атаку отразил и на одном моторе смог увести самолет на запасной аэродром и произвел отличную посадку.
14 августа 1944 г. в районе г. Ожарув (Польша) наносил удар по скоплению живой силы и техники врага. Уничтожил три склада с боеприпасами и зенитную батарею. 
16 января 1945 г. нанес удар по аэродрому немцев города Краков (Польша), где уничтожил 10 и повредил 5 самолетов и два склада с боеприпасами.
19 марта 1945 года вылетел на разведку войск противника в район населенных пунктов Куяу и Обер Глогау. При выполнении задания было обнаружено большое скопление войск, танков и другой техники, произведено прицельное бомбометание и обстрел колонн, уничтожено до 15 танков и большое количество другой техники и личного состава. При отходе от цели был выслежен и атакован шестью истребителями: - четверкой «Фокке-Вульф» -190 и парой «Месссершмит» -109. Искусно маневрируя сам атаковал и давал возможность экипажу вести прицельный огонь из бортового оружия. В результате – один Ме-109 был сбит, другие – отступили.

В составе звена, эскадрильи и полка и дивизии принимал участие в прикрытии и обеспечении наступления Красной армии в Львовско-Сандомирской (с 13.07.1944 г. по 29.08.1944 г.), Карпатско-Дуклинской (с 8.09.1944 г. по 28.10.1944 г.), Сандомиро-Силезской (с 12.01.1945г. по 3.02.1945г.), Нижне-Силезской (с 8.02.1945 г. по 24.02.1945г.), Верхне-Силезской (с 15.03.1945г. по 31.03.1945г.), Берлинской (с 16.04.1945г. по 8.05.1945г.) и Пражской (с 6.05.1945г. по 11.05.1945г.) операциях.

Он лично и летчики его звена уничтожили большое количество самолетов врага на аэродромах и в воздушных боях, уничтожили большое число живой силы противника, танков и автомашин, взорвали несколько складов и автоколонн с боеприпасами и топливом.  

За отличное выполнение боевых вылетов на бомбометание, разведку и свободную охоту, за умелое вождение звена, а также за проявленные мужество и героизм только за пятнадцать дней - 30 апреля 1945 г. и 15 мая 1945 г. командир звена старший лейтенант Тетерин Николай Александрович был награжден двумя орденами «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ». В 1985 году - был награжден орденом "Отечественная война - 2 степени".

Информация о нем есть в Центральном музее авиации в Монино (под Москвой).

На обращение к Министру обороны РФ Шойгу С.К. от 03.05.2014 г. был дан ответ, переданы копии официальных документов из Центрального архива МО РФ (наградные листы) подтверждающие то, что Николай Александрович Тетерин дважды представлялся на звание Герой Советского Союз, хотя награды так и не получил.

Сведения из наградных листов от 30 апреля 1945 г. и 15 мая 1945 г. о награждении его двумя орденами «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ», подтвердили о совершении им 65 успешных боевых заданий. 
Эти обстоятельства полностью соответствовали Приказу Верховного Главнокомандующего Красной Армией, Народного Комиссара Обороны СССР И. Сталина № 0299 от 19 августа 1941 г. «О порядке награждения летного состава ВВС РККА» по которому летчики ближнебомбардировочной и штурмовой авиации, награждались следующим образом:
- «за успешное выполнение 30 боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза и получает денежную награду…
Во всех случаях качество выполнения боевых заданий и их эффективность должны быть обязательно подтверждены фотоснимками и разведывательными данными»…
Из наградных листов следует, что - командир звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2 капитан Тетерин Николай Александрович совершил более 65 успешных выполнений боевых заданий (боевых вылетов). Причем качество выполнения им боевых заданий и их эффективность во всех случаях были подтверждены фотоснимками и разведывательными данными наземных войск.

Что же касается – наградных листов на присвоение Николаю Тетерину звания Героя Советского Союза – остается загадкой.

Со слов самого Николая Александровича родным о том, почему он не получил Героя: - "Кого-то из его боевых товарищей, кажется из числа командиров эскадрильи или полка, по доносу обвинили в недопустимых высказываниях. Тому грозил трибунал. 
Летчики решили защитить товарища от обвинения, посчитав его ошибочным и обратились по инстанции – к вышестоящим начальникам и командирам (возможно – к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину)."
Но защита для защитников кончилась плохо – все их нереализованные наградные были перечеркнуты, на самих легло пятно недоверия… И ни одной Золотой Звездой Героя Советского Союза Николая Тетерина так и не наградили.

Возникло предположение – не сохранились ли сведения о представлении Николая Тетерина к званию Героя в материалах следственного дела военного периода в отношении его однополчанина? В боевых частях, тем более во фронтовой авиации, таких дел было немного. Основные дела направлялись в военный трибунал из двух источников – из Особых отделов НКВД (НКГБ) и военной Прокуратуры.
Поэтому от родных было обращение с запросом к Директору ФСБ РФ Бортникову А.В., котором просили: 
§ - проверить вышеизложенные обстоятельства в подведомственных архивах по возбужденным делам в отношении летного и командирского состава 38-г бомбардировочного Дембицком Краснознаменный орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого авиационного полк 219-й бомбардировочной Ченстоховской орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии (219 БАЧД) за 1944-1945 гг.;
§ - сообщить – какова была роль летчика лейтенанта Тетерина Н.А. в данном деле ?
§ - сообщить – нет ли в данных делах сведений о представлении Николая Александровича Тетерина к званию Героя Советского Союза либо к другим боевым наградам?
§ - если материалы имеются – предоставить их копии.
На запрос поступил ответ (к сожалению – отписка) из Центрального архива ФСБ от 06.08.2014 г. согласно которого следует: 1) в самом Центральном Архиве ФСБ – таких сведений нет; 2) в Архивах следственных дел фронта (полка, дивизии, авиакорпуса) никто из работников ФСБ искать эти сведения - не захотели «без биографических данных». Очень жаль, что самая могущественная структура страны не помогла в этом розыске…

После войны капитан Николай Тетерин переучился на реактивную авиацию, принимал участие в воздушном параде над Москвой.

Умер 27 мая 1990 года. Похоронен на кладбище Бадалык в г. Красноярске.

Регион Красноярский край
Воинское звание Капитан, командир звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2, летчик фронтовой бомбардировочой авиации
Населенный пункт: Красноярск

Боевой путь

С февраля 1944г. до конца войны в мае 1945 г. Тетерин Н.А. воевал в составе авиационных частей 1-го Украинского фронта, был командиром звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в составе 3-й авиационной эскадрильи 38-го бомбардировочного Дембицкого Краснознаменного орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого авиационного полка (он же 38 сбап, пбап, ббап). В этом полку он воевал до конца войны и служил в нем по 1947 год.
38 бомбардировочный полк входил в состав 219-й бомбардировочной Ченстоховской орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии (219 БАЧД), которая входила в состав частей 4-го «Львовского» Краснознаменного ордена Суворова II степени Бомбардировочного Авиационного Корпуса.
Командир звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2, лейтенант Николай Тетерин совершил более 65 успешных боевых вылетов на бомбардировку аэродромов, узлов сопротивления, минометных и артиллерийских позиций, живой силы и техники противника не имея боевых потерь личного состава и материальной части. 
Неоднократно вылетал на разведку войск и техники противника а также, как летчик ас - на свободную охоту. Дерзкий и смелый, мастер пилотажа и эффективных бомбовых атак, действуя в одиночку – запомнился врагу. Его экипаж обнаружил несколько замаскированных аэродромов противника, где уничтожил и повредил много самолетов. Противник желал отомстить и уничтожить дерзкого и умелого командира и его экипаж. Вражеские посты наблюдения с земли заметив бортовой номер его самолета передавали по всем частям: - «Ахтунг! В воздухе Сибирский сатана!». 

По этому сигналу на его перехват и уничтожение поднимались в воздух истребители врага, пилотируемые лучшими фашистскими асами.

Вот результаты всего лишь 4-х боевых (из 65-и) задокументированных вылетов экипажа Николая Тетерина:
17 июля 1944 г. в районе населенного пункта город Зборов (Тернопольская область, Украина) его экипаж наносил бомбовый удар по скоплению техники и живой силы противника. Над целью был перехвачен и атакован истребителями врага. Принял бой, в ходе которого был подбит один мотор. Атаку отразил и на одном моторе смог увести самолет на запасной аэродром и произвел отличную посадку.
14 августа 1944 г. в районе г. Ожарув (Польша) наносил удар по скоплению живой силы и техники врага. Уничтожил три склада с боеприпасами и зенитную батарею. 
16 января 1945 г. нанес удар по аэродрому немцев города Краков (Польша), где уничтожил 10 и повредил 5 самолетов и два склада с боеприпасами.
19 марта 1945 года вылетел на разведку войск противника в район населенных пунктов Куяу и Обер Глогау. При выполнении задания было обнаружено большое скопление войск, танков и другой техники, произведено прицельное бомбометание и обстрел колонн, уничтожено до 15 танков и большое количество другой техники и личного состава. При отходе от цели был выслежен и атакован шестью истребителями: - четверкой «Фокке-Вульф» -190 и парой «Месссершмит» -109. Искусно маневрируя сам атаковал и давал возможность экипажу вести прицельный огонь из бортового оружия. В результате – один Ме-109 был сбит, другие – отступили.

В составе звена, эскадрильи и полка и дивизии принимал участие в прикрытии и обеспечении наступления Красной армии в Львовско-Сандомирской (с 13.07.1944 г. по 29.08.1944 г.), Карпатско-Дуклинской (с 8.09.1944 г. по 28.10.1944 г.), Сандомиро-Силезской (с 12.01.1945г. по 3.02.1945г.), Нижне-Силезской (с 8.02.1945 г. по 24.02.1945г.), Верхне-Силезской (с 15.03.1945г. по 31.03.1945г.), Берлинской (с 16.04.1945г. по 8.05.1945г.) и Пражской (с 6.05.1945г. по 11.05.1945г.) операциях.

Он лично и летчики его звена уничтожили большое количество самолетов врага на аэродромах и в воздушных боях, уничтожили большое число живой силы противника, танков и автомашин, взорвали несколько складов и автоколонн с боеприпасами и топливом.  

За отличное выполнение боевых вылетов на бомбометание, разведку и свободную охоту, за умелое вождение звена, а также за проявленные мужество и героизм только за пятнадцать дней - 30 апреля 1945 г. и 15 мая 1945 г. командир звена старший лейтенант Тетерин Николай Александрович был награжден двумя орденами «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ». В 1985 году - был награжден орденом "Отечественная война - 2 степени".

Информация о нем есть в Центральном музее авиации в Монино (под Москвой).

На обращение к Министру обороны РФ Шойгу С.К. от 03.05.2014 г. был дан ответ, переданы копии официальных документов из Центрального архива МО РФ (наградные листы) подтверждающие то, что Николай Александрович Тетерин дважды представлялся на звание Герой Советского Союз, хотя награды так и не получил.

Сведения из наградных листов от 30 апреля 1945 г. и 15 мая 1945 г. о награждении его двумя орденами «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ», подтвердили о совершении им 65 успешных боевых заданий. 

Награды

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: