Тхакумачев Абдулах Мажидович
Тхакумачев
Абдулах
Мажидович
Командир звена, лейтенант, ст. лётчик (истребительная авиация)

История солдата

Мой папа, Вьюгин Яков Михайлович, кадровый военный, авиатехник, очень хорошо знал лётчика Тхакумачева, Сашу, как все называли его в Липово под Ленинградом, где стояла 12-я эскадрилья. Саша даже успел подарить ему свою фотографию с надписью,  папа её очень бережно хранил. Отгремела война, но память о погибших не оставляла, не давала покоя, и папа начал собирать материал, чтобы написать книгу и чтобы потомки знали, кто за них отдал свою жизнь. Рукопись была закончена, но всем было не до неё в начавшуюся перестройку. Когда я вышла на пенсию, папы уже не было. Я взяла в руки шесть увесистых тетрадей рукописи, прочитала и поняла, нельзя допустить, чтобы такой труд пропал, записалась на компьюторные курсы и перепечатала. Книгу папа назвал "В памяти живых", её издал Московский городской Совет ветеранов. Если найдутся родственники Саши Тхакумачева, я пришлю её им в подарок, мой e-mail: nina_zimina@list.ru Отзовитесь!

Из разных источников я узнала, Тхакумачев Абдулах Мажидович (Саша) родился 10.07.1919 г. в с. Куба Кабардино-Балкарии. Окончил педучилище в 1937 году после 8-го класса. В РККА с 25.12.37 года. 02.12.38г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище в звании мл. лейтенанта. С 1939 г. младший летчик 12-й КОАЭ, лейтенант, участник советско-финляндской войны. С 31.01.40 г. старший летчик, с 15.11.40 г. - командир звена. 20.09.41 г. тяжело ранен в воздушном бою. К этому времени совершил 185 боевых вылетов, из них 35 ночью, произвел 14 штурмовок, сбил в воздушных боях лично 3 самолета противника. Ст. лейтенант (19.02.42). С 29.05.42 г. пилот 2-й аэ 6-го гв. иап ВВС ЧФ, с 16.06.43 г. командир звена. 28.08.43 г. умер от ран после катастрофы самолета. Было ему 24 года.

На снимке №1 Вьюгин Я.М. маскирует самолёт, на котором летал лётчик Тхакумачев А.М.

Изображение №2 - обратная сторона подаренной фотографии, сам снимок на заглавной фотографии.

Фотография №3 - мой рассказ о лётчиках 12-й КОИАЭ КБФ

Регион Москва
Воинское звание Командир звена, лейтенант, ст. лётчик (истребительная авиация)
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

Участник советско-финляндской войны.

Участник Великой Отечественной войны. 

Награжден орденами Ленина (19.02.42), 2-мя орденами Красного Знамени (21.04.40, 09.12.42). Воздушных побед: 3 индивидуальных. Место: Ирбенский пролив.

Воспоминания

Я.М.Вьюгин, выдержки из рукописи "В памяти живых"

Лётчиком нашего самолёта был назначен лейтенант Тхакумачев Абдулах Мажидович. По национальности кабардинец, комсомолец, двадцать лет, холост. Согласно положению лётной службы, он был командиром экипажа, а я, воентехник, и Евгений Складаный, моторист – членами его экипажа. Среди лётчиков Тхакумачев отличался своей немногословностью, вступал в разговор только при необходимости, больше любил слушать. Если был не согласен, густые чёрные брови сдвигались к переносице, губы сжимались, взгляд становился осуждающим. Это могли заметить только те, кто его хорошо знал. В кругу друзей его звали просто Сашей. Однажды наш экипаж стоял в строю. Проходящий мимо командир звена, старший лейтенант Смирнов, заметил в шутку:
− А вот национальный экипаж лейтенанта Тхакумачева!
Саше понравилась эта реплика, он с сияющей улыбкой повернулся к нам, улыбка была открытая, но смущённая, скромность была в черте его характера. В свободное время он, как холостяк, появлялся на всех увеселительных мероприятиях и умел дружить со всеми без субординации.



Я.М.Вьюгин, эпизоды из рукописи "В памяти живых" Вооружённый конфликт с Финляндией

Командир нашего экипажа, лётчик А.М. Тхакумачев летал на выполнение боевых заданий днём и ночью. Его боевое мастерство позволяло летать ночью, что далеко не всем было по плечу.
Каждый день подвешивались бомбы, пополнялся боезапас для пулемётов, командир садился в кабину бодрым и решительным. В одном из полётов его подкараулила неудача. Была низкая облачность, на обратном пути отстал от строя и потерял ориентировку. Летал до полной выработки горючего и не нашёл своего аэродрома. Пришлось идти на вынужденную посадку и садиться на лесную поляну. Самолёт застрял между больших пней и был изуродован до непригодности к полётам, но Абдулах Мажидович оказался, к счастью, невредим, видно, в рубашке родился. Запасных самолётов не было, и мы, его экипаж, стал «безлошадным».



После окончания вооружённого конфликта с Финляндией наступила короткая передышка, Саша, съездил в отпуск и женился. При возвращении из отпуска, ехал в пассажирском вагоне долго и с воодушевлением рассказывал жене о жизни в гарнизоне. Юная кабардинка, очень красивая и стеснительная, всё время волновалась, ей казалось, что не сможет привыкнуть к военным и жизни в гарнизоне. Саша, увидев её страх, решил подшутить и сказал:
− Всех привезённых жён знакомят со всем личным составом. Для этого выстроят всех перед зданием штаба, мужа и жену поставят перед строем и командир скажет: «Все видите жену Тхакумачева? Смотрите и запоминайте, а потом везде её пропускайте, куда бы она ни захотела пройти».
Горная кабардинка дрожала от страха при одной мысли, что ей надо будет стоять перед строем военных. Саше надо бы сказать, что он пошутил, но не сделал этого. Приехав в гарнизон, молодая жена сидела дома дня три никуда не выходя. Саша, забыл про шутку и стал её спрашивать, не заболела ли. Она призналась, что боится выходить на обозрение перед всем гарнизоном. Долго ему пришлось уговаривать её выйти, даже пришлось просить соседей объяснить, что это шутка.

Я.М.Вьюгин, из рукописи "В памяти живых" Великая Отечественная война

Возвращаясь с задания, лётчик А.М. Тхакумачев правее от себя увидел разрывы зенитных снарядов и летящий Ю-88, который после авиаразведки возвращался на свою базу. Саша сделал поворот и оказался у него в хвосте.
Меткими очередями уничтожил хвостового стрелка-радиста. Юнкерс прибавил газ и начал уходить, Тхакумачев выпустил ещё две очереди из пулемётов. Из правой плоскости бомбардировщика вырвалось пламя и охватило кабину фашиста, он свалился на правое крыло,а затем камнем пошёл вниз и врезался в воду. На волнах показалось масляное пятно. Тхакумачев радовался и недоумевал, как это он пулями из пулемётов ШКАС пробил броню «юнкерса». Значит, у него есть уязвимые места, значит враг не такой уж сильный и страшный.
Саша радостный вернулся на свой аэродром и доложил командиру отряда П.П.Смирнову:
− Товарищ командир, я только что сбил Ю-88. Это правда, есть масляное пятно на воде!
Смирнов улыбнулся, пожал руку победителю и сказал:
− Лететь на проверку нет необходимости, посты ВНОС* подтвердили падение в воду сбитого вражеского самолёта.



*(Посты «ВНОС» – посты войск Воздушного Наблюдения Оповещения и Связи).



Лётчиков 12 КОИАЭ часто посылали на авиаразведку. Эти полёты были связаны с большим риском. Фотоустановок на самолётах не было, разведка проходила визуально, увидеть всё своими глазами, запомнить и доложить. Лучшие сведения доставляли авиаразведчики: Б.А. Годунов, А.М. Тхакумачев и П.Г. Сгибнев. Их посылали на самые сложные и ответственные задания.
Десятого июля они обнаружили в роще большое скопление техники и фашистов. На их уничтожение вылетели А.М. Тхакумачев, П.З. Кравченко, Г.А. Авакьян, П.Г. Сгибнев, М.И. Пивоваров и И.В. Красов.
Ими было уничтожено до роты врагов, три прямых попадания, и зенитные орудия полностью были уничтожены вместе с прислугой.
Возвращаясь на свой аэродром, они увидели на дороге колонну мотоциклистов.
Пролететь мимо них и не уничтожить было невозможно. Ведущие Авакьян и Тхакумачев дали сигнал к атаке. Каждый зашёл по одному разу, и фашистов как не бывало, хвалёные завоеватели прибыли к своему финишу. Одиннадцатого июля авиаразведчики обнаружили
недалеко от Виндавы три миноносца типа «Ягуар».
Миноносцы стояли на рейде, рядом с ними покачивались четыре торпедных катера. Фашисты приготовились следовать на боевое задание. Уничтожить их нелегко, на подходе к ним они обрушат лавину огня. На их уничтожение вылетели самые лучшие лётчики П.П. Смирнов, Г.А. Авакьян, А.М. Тхакумачев, П.Г. Сгибнев, А.М. Шитов, П.З. Кравченко, И.В. Красов и М.И. Пивоваров.
Шёл десятый час вечера, погода способствовала. Под покровом надвигающейся ночи фашисты были уверены, что их не тронут.
−Что, молодчики, не ожидали нас? – сказал Смирнов, - встречайте гостей!
На головы оккупантов посыпались бомбы. Один миноносец взорвался от прямого попадания, взрывную волну почувствовали все лётчики. Два других миноносца получили серьёзные повреждения. Лавину огня они выпустили по истребителям, но было поздно. Корабли тонули, но не прекращали стрельбы, торпедные катера отстреливались яростно. В воздухе рвались снаряды, казалось, что каждый метр простреливался, но опытные лётчики уходили из зоны обстрела. Красов и Кравченко обрушились на торпедный катер, он вспыхнул и стал погружаться в воду. Два других катера последовали по тому же курсу – в холодную чернильную воду гостеприимной Балтики.



Из хроники: Боевые действия летчиков 61-й иабр ВМФ

07.07.1941 г.



Лейтенант А.М. Тхакумачев из 12 коаэ (аг БОБР, КБФ), базировавшейся на аэродроме Явола (о. Эзель), возвращался с барража. Летчик внимательно смотрел за воздухом и заметил в районе Ирбенского пролива левее себя разрывы зениток. Вскоре он обнаружил бомбардировщик противника. Тхакумачев пристроился в хвост Ju-88 и дал две очереди. Стрелок с Ju-88 открыл ответный огонь. «Юнкерс» прибавил скорость и попытался уйти. Тхакумачев дал еще две прицельные очереди. На правой плоскости показалось пламя, которое захватило кабину летчика. В 16:37 с высоты 1000 м Ju-88 свалился на правое крыло и упал в Ирбенский пролив. Вскоре с поста ВНОС полуострова Церель пришло подтверждение о падении Ju-88.



2.07.1941 г.
Большой караван судов противника пытался пройти через Ирбенский пролив в Ригу. Советские летчики, летавшие на разведку, обнаружили более 40 кораблей под прикрытием миноносцев, торпедных катеров и сторожевых кораблей. Караван прикрывали истребители. Восемь И-153 из 12 коаэ (аг БОБР, КБФ) с подвешенными бомбами во главе с комэском Смирновым, набрав высоту 2000 м, у мыса Калкасрагс заметили идущие суда. Зашли со стороны солнца и, несмотря на сильный зенитный огонь с кораблей, сбросили бомбы. На трех кораблях произошли сильные взрывы, два подожженных транспорта сильно горели. Смирнов сбросил бомбы на головной миноносец. Одна бомба разорвалась на корме, где, видимо, находились глубинные бомбы. Прогремел сильный взрыв и миноносец с оторванной кормой начал погружаться в воду. Истребители после сброса бомб продолжали штурмовать горевшие суда. В это время подошли два ДБ-3, которые сбросили бомбы и уничтожили еще один миноносец и транспорт. Звено Г.А. Авакяна атаковало торпедный катер. П.Г. Сгибнев сбросил бомбы на торпедный катер после всех. Он оторвался от звена и сделал еще заход, чтобы посмотреть результаты своей работы. Когда начал догонять своих, его атаковали одновременно три Bf-109. Вскоре он был ранен в левую ногу, а машина получила повреждения. "Мессершмитты" добили бы его, но к месту боя вернулся Авакян с ведомым. Воодушевленный подмогой, Сгибнев атаковал и сбил ведущего Bf-109. Летчикам удалось отбиться от двух оставшихся "мессершмиттов". Раненый пилот, эскортируемый товарищами, довел машину до своего аэродрома. В налете на караван участвовали также летчики А.М. Тхакумачев, А.М. Шитов и Красов.

Из хроники: Воздушные бои

10.08.1941 г. в 10:34 четыре Як-1 (вед. Б.И. Михайлов) из 71 иап (10 сабр, КБФ) в районе ст. Веймарн встретили Fw-189, по которому произвели атаку и сбили. В это время советские самолеты сзади в хвост были атакованы четырьмя Bf-109 и Михайлов из-за повреждения мотора произвел вынужденную посадку в районе г. Кингисепп. Летчик невредим, самолет цел, мотор сгорел.
Шесть И-16 (вед. Г.И. Монахов) из 13 коаэ (61 иабр, КБФ) при прикрытии танков в районе Молосковицы в 11:40 на высоте 3000 м встретили три Ju-88 и атаковали их. В это время истребители сами были атакованы шестью Bf-109. Летчик В.Петров сбил Bf-109, летчик которого выпрыгнул на парашюте. Второй Bf-109 гнали до тех пор, пока он не упал в 15-ти км южнее Молосковицы. При возвращении встретили группу Ju-88, которая бомбила деревню. Атаковали их и одного сбили. Алехин произвел вынужденную посадку на а. Котлы без шасси. Летчик получил четыре пулевых ранения и отправлен в госпиталь.
В 12:15 четыре И-16 (вед. И.Р. Новиков) из 5 иап (61 иабр) при сопровождении СБ на обратном маршруте в районе д. Полеши были атакованы четырьмя He-112. СБ перешли на бреющий, а истребители вступили в бой. Из боя не возвратился летчик П.Ф. Галахов.
Пилот 5 иап И.А.Каберов на И-16 атаковал Ju-88, который совершил посадку на болото. Сам на поврежденном в бою самолете произвел вынужденную посадку в поле около деревни Б. Вруда.
Капитан И.И.Горбачев из 71 иап над Ирбенским проливом в районе о. Эзель из-под облаков был атакован шестью Bf-109. После атаки мотор задымил, после второй - стало пробиваться пламя. «Погибать, так с врагом вместе» решил капитан и направил свой МиГ-3 на проходивший внизу Bf-109. Оба самолета упали в воду. Горбачев с обгорелым лицом и руками выпрыгнул из поврежденного самолета на парашюте с высоты 300-400 м. Проплавав около трех часов, был подобран своим катером.
Летчики А.М. Тхакумачев и П.Г. Сгибнев из 12 коаэ (61 иабр) вели бой с тремя Bf-109 и сбили один из них. Остальные истребители противника после этого вышли из боя.




20.08.1941 г. пять И-153 Эзельской авиагруппы вылетали на бомбовый удар по кораблям противника и одновременно сопровождали торпедные катера. Во время сопровождения у полуострова Церель вступили в воздушный бой с двумя Bf-109. Летчик А.А.Ильичев сбил один Bf-109. Сбито два И-153. Спустившийся на парашюте летчик А.А. Трошин подобран нашими катерами. Он и пилот А.М. Тхакумачев ранены.

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: