Тимашкова Дарья Ильинична
Тимашкова
Дарья
Ильинична
20.10.1918 - 24.08.2002

История солдата

Дарья Ильинична Тимашкова родилась в деревне Колобынино Хиславичского района Смоленской области в 1918 году. В 1935 году после окончания школы уехала в Кронштадт. Поступила в школу фабрично-заводского ученичества при Кронштадтском морском заводе. После обучения в течение года работала токарем. По комсомольскому призыву пошла учиться в школу связи Учебного Отряда Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), которую окончила с отличием в мае 1939 года.После обучения была зачислена вольнонаемной в отдел вспомогательных судов и гаваней КБФ. Участвовала в Финской войне, с 22 июня 1941 в Великой Отечественной. Работала транспорте «Водолей», буксирах Ф-10, Ф-1, Ф-2, ледокольном буксире КП-1.Базой отдела вспомогательных судов и гаваней КБФ в начале войны был Таллин, затем суда перебазировалась в Ленинград и К ронштадт. Суда обеспечения не были предназначены для непосредственного участия в
боевых действиях, они занимались перевозкой личного состава, боезапаса,
артиллерии, автотранспорта и многих других грузов. К выполнению этих перевозок было привлечено около 1000 вольнонаемных моряков вспомогательного флота. Это были экипажи около 20 буксиров, многих и разнообразных несамоходных барж.
В годы Великой Отечественной войны фарватеры, по которым приходилось следовать судам обеспечения, соединяющим Ленинград с Кронштадтом, с Ораниенбаумом просматривались и простреливались
врагом. Каждый выход с участием различных сил и средств флота был смертельно опасной операцией. Сложность заключалась в том, что перевозки осуществлялись только в темное время суток. Каждую ночь переходы
совершали 8-12 буксиров с баржами, успевая за ночь вернуться в исходные
точки, чтобы в следующую ночь начать все сначала. Можно и сейчас себе
представить, каким нужно было обладать мужеством экипажам буксиров и
барж, чтобы из ночи в ночь ходить под самым носом у врага, под обстрелом,
не имея не только возможности отстреливаться, но и уклоняться от снарядов.
Адмирал Ю. В. Ладинский в своей книге «На фарватерах Балтики»
свидетельствует: «Перевозки морем — скромный, малозаметный труд моряков-транспортников, однако, в условиях блокады это был ежедневный
подвиг, требующий самоотверженности, большого мужества и героизма». Дарья Ильинична Тимашкова работала именно на таких судах, обеспечивала непрерывную радиосвязь, одновременно являясь шифровальщицей и сигнальщицей. В декабре в транспорт «Водолей», на котором служила радисткой Тимашкова, попал снаряд. Корабль был потоплен 28 декабря 1941 года. Дарье Ильиничне чудом удалось спастись.
За участие в обороне Ленинграда Тимашкова Дарья Ильинична 11 декабря 1943 года была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В мае 1944 года Тимашкова Д.И. была награждена медалью «За
боевые заслуги». В наградном листе говорится: «Товарищ Тимашкова Дарья Ильинична работая непрерывно радисткой на буксире «Ф-2» доказала не только высокую техническую грамотность, что позволяло ей самостоятельно
исправлять поврежденную огнем неприятеля радиоаппаратуру, но показала и
образец мужества и стойкости советской женщины, обеспечивающей
непрерывную радиосвязь на судне, поврежденном огнем неприятеля».В этом же наградном листе можно прочесть и такие строки: «Товарищ Тимашкова в ночное время под огнем финской артиллерии обеспечивала бесперебойную связь группы ЭПРОНа, работавшей по подъему затопленной немецкой лодки, передав за это время более 3000 радиограмм». За сухими строками сообщения кроется тяжелейшая операция по подъему немецкой субмарины в условия войны на Балтике.
Подводная лодка U-250 под командованием капитан-лейтенанта Вернера-Карла Шмидта ушла в первый боевой поход в Финский залив Балтийского моря.30 июля 1944 года в 12:42 с дистанции около 600 метров Шмидт выпустил по советскому противолодочному кораблю МО-105 из носового торпедного аппарата новую электрическую торпеду G7е "Крапивник". Катер переломился пополам и тут же затонул, 20 человек были убиты, а семерых взрывной волной выбросило за борт. В 13 часов 30 минут по тревоге на поиск вражеской подводной лодки вышел малый охотник МО-103 под
командованием гвардии старшего лейтенанта Александра Петровича Коленко. В 19:10 МО-103 обнаружил U-250 гидрофоном и сбросил серию из пяти глубинных бомб. U-250 получила небольшие повреждения, однако, с МО-103 сбросили следующие пять бомб. Одна из бомб взорвалась над палубой лодки, проделав огромное отверстие над дизельным отсеком. В 19:40 в районе с координатами 60°28′ с. ш. 28°25′ в. д. лодка пошла на дно. Шесть человек из центрального поста, в том числе командир субмарины, сумели выбраться на поверхность, остальные 46 человек погибли.
Наши моряки подобрали всех немцев и вернулись на базу. Информация с допроса, что на лодке были новые торпеды, вызвала величайший интерес у советского командования. Рота особого назначения Балтийского флота определила местоположение лодки на глубине 36 метров. Немцы попытались заминировать место гибели лодки, но эта операция провалилась. Советское командование решило произвести подъем затонувшей лодки.
Немцы и финны делали все, чтобы не дать поднять лодку, поскольку знали, что на лодке есть опытные образцы новых акустических торпед.
Финны подключили береговую артиллерию, немецкие катера сбрасывали глубинные бомбы на месте гибели лодки. В сентябре подводная лодка U-250 была поднята и отбуксирована в Кронштадт на экспертизу. На её борту были обнаружены секретные документы и шифровальная машина «Энигма». Особенный интерес у специалистов вызвала неповреждённая секретная торпеда Т5 «Цаункёниг», оборудованная системой акустического самонаведения, которую в дальнейшем вместе с советскими изучали и британские военно-морские эксперты. В этой операции по подъему немецкой лодки U-250 принимала участие Тимашкова Дарья Ильинична, под непрерывным огнем финской артиллерии она обеспечивала бесперебойную связь группы экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Победу 9 мая 1945 года Дарья Ильинична встретила в столице Финляндии – Хельсинки.
В 1949 вернулась вместе с мужем Печкиным Иваном Васильевичем на родину. Работала статистиком-учетчиком в Хиславичском райкоме ВКП(б), но большую часть своей жизни посвятила работе по своей фронтовой специальности – с 1961 года телеграфистка Хиславичской конторы связи (Хиславичский узел связи). За долголетний добросовестный труд имела многочисленные благодарности и поощрения от руководства, являлась ударником Коммунистического труда.
Умерла 24 августа 2002 года.

Источники:

А. Толстов Радиосвязь в армии России. Часть X: ВМФ СССР. Режим доступа:
https://www.qrz.ru/articles/article_radiosvaz_v_armii_rossii_cast_x_wmf_sssr_713

Тайна подлодки «U-250». Газета Республика Татарстан.
Режим доступа: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-37244/


Сайт Молодая гвардия. Опусти цветок в воду товарищ.
Режим доступа: https://www.molodguard.ru/heroes6531.htm


Сайт U-Boot.ru Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. Режим доступа:
http://www.u-boote.ru/boats/allboats.html


Сайт VOYNABLOG. RU. Немецкие и финские подлодки на Балтике в 1941-1945 годах.
Режим доступа: https://voynablog.ru/2013/11/26/nemeckie-i-finskie-podlodki-na-baltike-v-1941-1945-
godax/

Регион Смоленская область
Населенный пункт: Смоленский район
Место рождения д. Колобынино Хиславичский район Смоленская область
Дата рождения 20.10.1918
Дата смерти 24.08.2002

Боевой путь

Дата призыва 1941
Завершение боевого пути Финляндия, Хельсинки

Награды

За оборону Ленинграда

За оборону Ленинграда

Документы

Семья солдата

Иван
Печкин Иван Васильевич

Супруг, справа от Дарьи Ильиничны (внизу)

Александр
Печкин Александр Иванович

1953-10.08.1999

Виктор
Печкин Виктор Иванович

13.08.1950-07.08.2017

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: