Иван
Игнатьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Тынянкин И.И. родился 27 сентября 1923 года в селе Лиходеево Сталинградской области.
После окончания с золотой медалью средней школы в 1940 году поступил в Высшее Военно-Морское училище им. М.В.Фрунзе.
Прошёл войну с первого её дня и до последнего в составе частей и кораблей Военно-Морского флота.
Ветеран Балтийского и Черномосркого флотов.
Боевой путь
Балтийский флот, Черноморский флот
Воспоминания
Из воспоминаний Тынянкина И.И. о Великой Отечественной войне и службе в Военно-Морском флоте
В последнем классе школы я вступил в комсомол и мечтал служить Родине в Военно-Морском флоте.
Поэтому после окончания средней школы в июне 1940 г., успешно выдержав вступительные экзамены по 12 предметам, я был зачислен в Высшее Военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище им.М.В.Фрунзе в г.Ленинграде.
20 октября 1940 г. в зале Революции училища мы торжественно приняли военную присягу в присутствии Народного Комиссара ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова. Это было значимое и памятное событие для каждого из нас!
Но лишь один год довелось нам учится в мирное время.
Началась учебная практика после 1-го курса. Наша рота проходила её на учебном корабле «Комсомолец». Кроме общекорабельной практики мы занимались освоением штурманского оборудования, практиковались в прокладке маршрутов плавания по Балтийскому морю. После захода в Таллин начался переход в Выборг, где планировалось проведение шлюпочных соревнований в предстоящий выходной день (22.06.1941).
Но в ночь с 21 на 22 июня 1940 г. «Комсомолец», изменив курс, на рассвете подходил к Кронштадту. В это время мы были на штурманской вахте на верхней палубе и вдруг заметили немецкие самолеты-разведчики, летающие над Ленинградом.
Так мы стали одними из первых свидетелей начала Великой Отечественной войны.
С июля 1941 г. занятие в училище были прекращены. Все курсанты направлены на фронт. Наша 1-я рота была включена в 1-й батальон отдельной морской бригады и участвовала в обороне Ленинграда на позициях в районе Кингисепп-Котлы-Копорье. Размещались мы в подготовленных нами же специальных укрытиях-землянках. Всем выдали боевое снаряжение: винтовку, патроны, гранаты, сухой паёк. Распорядок дня был жёстким: посменное дежурство на постах наблюдения, постоянно действующая система сбора информации и командная линия управления ударными группами. В нашем взводе я был боец-снайпер.
Все время этой фронтовой жизни сопровождалось регулярными бомбёжками немецкой авиации и ожиданием немецких парашютных десантов. Боевой дух и готовность к сражениям у наших курсантов были неколебимы!
Но по решению командования ВМФ наша рота уже в сентябре 1940 г. была снята с боевых позиций и возвращена в училище для организации ускоренного выпуска офицеров для флота.
8 сентября 1941 г. началась блокада города Ленинграда. Режим службы и учёбы был военным: днём занятия по программе 2-го курса, а ночью – патрульная служба в городе, дежурство на боевых постах ПВО, выполнение хозяйственных мероприятий по плану города.
Наступали тяжелейшие дни блокадной жизни…
В конце ноября 1941 г. было принято решение об эвакуации нашего училища в г.Баку в Каспийское ВВМУ.
Наиболее трудными днями эвакуации были 8-11 декабря 1941 г., когда мы, после блокадных дней, полуголодные, шли пешком зимой по «Дороге жизни» на Ладожском озере и далее до железнодорожной станции Тихвин.
В Тихвине нас посадили в «теплушки» и поездом отправили в г.Баку. Прибыли мы на место в середине января 1942 г. Общая продолжительность эвакуации составила около 40 дней.
Уже в последующем за мужество, проявленное при выполнении боевых задач по обороне город Ленинграда, в торжественной обстановке нас наградили медалью «За оборону Ленинграда».
В г.Баку с 1 февраля 1942 г. возобновились учебные занятия по программе 2-го курса училища. При этом курсанты до конца своего обучения в училище не только учились, но и постоянно несли боевую службу ПВО на Апшеронском полуострове в целях противодействия возможного десантирования немцев.
Летом 1942 г. после 2-го курса была организована морская практика на кораблях Каспийской военной флотилии, при этом основное внимание уделялось навигационно-штурманской подготовке будущих морских офицеров.
После завершения 3-го курса училища нас направили на боевые корабли Черноморского флота для прохождения стажировки.
В период июнь-октябрь 1943 г. я стажировался в должности дублера командира БЧ-I на гвардейском эсминце «Сообразительный». За это время наш корабль дважды участвовал в операциях Черноморского флота, в том числе выполняя задачи по боевому тралению морских мин, установленных немцами на фарватерах, которыми пользовались советские корабли и подводные лодки.
С самого начала войны немцы, используя авиацию, корабли и подводные лодки, массово минировали отдельные районы Чёрного моря в целях блокировать действия нашего флота. Нам ставилась задача произвести траление мин с последующим их уничтожением в районах, прилегающих к советским военно-морским базам на побережье Кавказа, чтобы обеспечить свободный проход советских кораблей и судов. Успех этой непростой задачи, связанной с риском для жизни, во многом определялся слаженностью действий всего экипажа корабля, но в первую очередь успех зависел от точности навигационного обеспечения операции. Именно тогда я впервые получил самостоятельный опыт использования навигационных средств корабля в боевых условиях. К сожалению, в годы войны многие наши корабли, уходя в море для траления мин, не возвращались...
В апреле 1944 г. мы успешно сдали выпускные государственные экзамены. 7 мая 1944 г. был зачитан приказ Наркома ВМФ от 28.04.1944 № 0900 о присвоении 158 выпускникам нашего училища первого офицерского звания «лейтенант». На торжественном построении каждому из нас были вручены погоны и кортик (только что введенных тогда в Красной армии и Военно-Морском флоте для офицерского состава), нагрудный знак училища и наручные часы.
Все эти мероприятия проходили при личном участии Наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова, что стало в моей жизни вторым важным событием, связанным с его именем.
В специальном выпускном номере газеты «Фрунзенец» среди лучших выпускников училища была и моя фотография с кратким резюме. С этого момента начиналась офицерская жизнь молодых лейтенантов!
В первых числах мая 1944 г. я прибыл в порт Поти и был назначен командиром БЧ-I-IV подводной лодки «Щ-201» 1-го ДПЛ 1-ой СКБПЛ Черноморского флота. Быстро шло освоение с техникой и вооружением ПЛ, знакомство с экипажем подводной лодки.
В августе 1944 г. я принял участие в боевой операции по захвату главной военно-морской базы Румынии, расположенной в порту Констанца.
После предварительно проведенной разведывательной операции и высадки гидросамолётами первой группы десанта ночью с 29 на 30 августа 1944 г. наши быстроходные катера, на которых была вторая группа десанта, сформированного из моряков, на большой скорости вошли в акваторию порта Констанца. В результате самоотверженных действий наших моряков порт был захвачен.
После чего по заданию командованию в кратчайший срок мной успешно был изучен и освоен весь состав технических средств БЧ-I-IV немецкого производства, находящихся на захваченной румынской подводной лодке, и произведена её подготовка к скрытному переходу в нашу базу в Поти.
Чтобы не быть обнаруженными немецкой авиацией переход захваченной подводной лодки из порта Констанца в порт Поти производился в ночное время в подводном положении через минные поля исключительно по навигационным данным. И лишь только оказавшись в открытом времени мы всплыли и я смог уточнить наше местоположение по звёздам. Все трудности и сложности были с честью преодолены.
За отличное выполнение этого боевого задания я был награжден своим первым орденом Красной звезды.
В период сентябрь-декабрь 1944 г. продолжил службу на подводной лодке «ТС-2» (название одной из двух захваченных румынских подводных лодок немецкой постройки) командиром БЧ-I-IV. Наш экипаж активно осваивал трофейную подводную лодку, отрабатывая учебные задачи по использованию торпедного оружия и уклонения от атак кораблей противолодочной обороны.
В феврале 1945 г. мы пришли в Севастополь и загрузили полный комплект торпед немецкого производства.
21 февраля 1945 г. наша подводная лодка вернулась на базу в порт Поти.
Этот день оказался трагичным…
По действующим в ВМФ правилам неизрасходованный боекомплект торпед подлежал выгрузке на береговой склад. Поэтому, когда мы пришвартовались, только я и ещё несколько человек экипажа были направлены в штаб базы, а остальной экипаж принялся за выгрузку торпед.
При выгрузке торпед одна из них взорвалась. Подводная лодка стала медленно тонуть. Вся вахта и минно-торпедная группа погибли. Причинами взрыва, как оказалось впоследствии, были специальные технические устройства, не допускавшие выгрузку торпед. Это было известно немецкому командованию, требовавшему от своих командиров стрельбы торпедами по целям и запрещавшему возврат их на базы хранения. К сожалению, наши специалисты тогда этого не знали. Вины личного состава подводной лодки в этой трагедии не было.
И вот наступил долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года!!!
Помню ликование всего города Поти, радость на лицах людей!
Командование базы приняло решение об организации на главной площади г.Поти парада в честь этого знаменательного события.
С раннего утра готовились к параду и экипажи подводных лодок нашего дивизиона.
Возглавлять нашу колонну было поручено мне! Не скрою, в душе моей светилась гордость!
В 1945 г. состоялось награждение меня медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)».
Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается
(к 55-летию Победы - 9 мая 2000 г.)
Солдат, опаленный военной лавой,
И Матрос с бескозыркой в тельняшке
Навеки достойны бессмертной славы,
И всемирной легенды бесстрашья!
…
Годы пройдут столетий,
Но знамя Победы всегда
Будет светить над планетой
Как яркая в небе звезда!
вице-адмирал И.И.Тынянкин (1-5 мая 2000 г.)
После войны
1944 — 1949 — командир БЧ-1-4 подводной лодки, штурман дивизиона подводных лодок на Черноморском флоте;
1949 – 1954 – учёба в Военно-морской академии;
1954 — 1964 — старший офицер, начальник отдела Радиотехнического управления ВМФ;
1964 — 1970 — начальник управления 14 Научно-исследовательского института ВМФ;
1970 — 1974 — заместитель начальника Радиотехнического управления ВМФ;
1974 — 1976 — начальник 14 Научно-исследовательского института ВМФ;
1976 — 1988 — заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ.
Тынянкин И.И. завершил службу в Военно-Морском Флоте в звании вице-адмирала. Почетный радист СССР, ветеран подводник, ветеран Балтийского и Черноморского флотов; дважды лауреат Государственной премии СССР (1967 и 1978 годы); кандидат технических наук, автор более 90 научных работ и 11 изобретений,