Тынянкин Иван Игнатьевич
Тынянкин
Иван
Игнатьевич
лейтенант, военно-морской флот / штурман
27.09.1923 - 27.06.2017

История солдата

Тынянкин И.И. родился 27 сентября 1923 года в селе Лиходеево Сталинградской области.

После окончания с золотой медалью средней школы в 1940 году поступил в Высшее Военно-Морское училище им. М.В.Фрунзе.

Прошёл войну с первого её дня и до последнего в составе частей и кораблей Военно-Морского флота.

Ветеран Балтийского и Черномосркого флотов.

Регион Москва
Воинское звание лейтенант, военно-морской флот
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность штурман
Место рождения село Лиходеево Еланского района Сталинградской области СССР
Годы службы 1940 1988
Дата рождения 27.09.1923
Дата смерти 27.06.2017

Боевой путь

Место призыва г. Ленинград, Балтийский флот
Дата призыва 6.07.1940
Боевое подразделение Высшее Военно-Морское командное училище им. М.В.Фрунзе
Завершение боевого пути г. Поти, Черноморский флот
Принимал участие Оборона Ленинграда, оборона Кавказа, морская операция по захвату порта Констанца (Румыния)

Балтийский флот, Черноморский флот

Воспоминания

Из воспоминаний Тынянкина И.И. о Великой Отечественной войне и службе в Военно-Морском флоте

В последнем классе школы я вступил в комсомол и мечтал служить Родине в Военно-Морском флоте.
Поэтому после окончания средней школы в июне 1940 г., успешно выдержав вступительные экзамены по 12 предметам, я был зачислен в Высшее Военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище им.М.В.Фрунзе в г.Ленинграде.
20 октября 1940 г. в зале Революции училища мы торжественно приняли военную присягу в присутствии Народного Комиссара ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова. Это было значимое и памятное событие для каждого из нас!
Но лишь один год довелось нам учится в мирное время.
Началась учебная практика после 1-го курса. Наша рота проходила её на учебном корабле «Комсомолец». Кроме общекорабельной практики мы занимались освоением штурманского оборудования, практиковались в прокладке маршрутов плавания по Балтийскому морю. После захода в Таллин начался переход в Выборг, где планировалось проведение шлюпочных соревнований в предстоящий выходной день (22.06.1941).
Но в ночь с 21 на 22 июня 1940 г. «Комсомолец», изменив курс, на рассвете подходил к Кронштадту. В это время мы были на штурманской вахте на верхней палубе и вдруг заметили немецкие самолеты-разведчики, летающие над Ленинградом.
Так мы стали одними из первых свидетелей начала Великой Отечественной войны.



С июля 1941 г. занятие в училище были прекращены. Все курсанты направлены на фронт. Наша 1-я рота была включена в 1-й батальон отдельной морской бригады и участвовала в обороне Ленинграда на позициях в районе Кингисепп-Котлы-Копорье. Размещались мы в подготовленных нами же специальных укрытиях-землянках. Всем выдали боевое снаряжение: винтовку, патроны, гранаты, сухой паёк. Распорядок дня был жёстким: посменное дежурство на постах наблюдения, постоянно действующая система сбора информации и командная линия управления ударными группами. В нашем взводе я был боец-снайпер.
Все время этой фронтовой жизни сопровождалось регулярными бомбёжками немецкой авиации и ожиданием немецких парашютных десантов. Боевой дух и готовность к сражениям у наших курсантов были неколебимы!
Но по решению командования ВМФ наша рота уже в сентябре 1940 г. была снята с боевых позиций и возвращена в училище для организации ускоренного выпуска офицеров для флота.
8 сентября 1941 г. началась блокада города Ленинграда. Режим службы и учёбы был военным: днём занятия по программе 2-го курса, а ночью – патрульная служба в городе, дежурство на боевых постах ПВО, выполнение хозяйственных мероприятий по плану города.
Наступали тяжелейшие дни блокадной жизни…
В конце ноября 1941 г. было принято решение об эвакуации нашего училища в г.Баку в Каспийское ВВМУ.
Наиболее трудными днями эвакуации были 8-11 декабря 1941 г., когда мы, после блокадных дней, полуголодные, шли пешком зимой по «Дороге жизни» на Ладожском озере и далее до железнодорожной станции Тихвин.
В Тихвине нас посадили в «теплушки» и поездом отправили в г.Баку. Прибыли мы на место в середине января 1942 г. Общая продолжительность эвакуации составила около 40 дней.
Уже в последующем за мужество, проявленное при выполнении боевых задач по обороне город Ленинграда, в торжественной обстановке нас наградили медалью «За оборону Ленинграда».



В г.Баку с 1 февраля 1942 г. возобновились учебные занятия по программе 2-го курса училища. При этом курсанты до конца своего обучения в училище не только учились, но и постоянно несли боевую службу ПВО на Апшеронском полуострове в целях противодействия возможного десантирования немцев.
Летом 1942 г. после 2-го курса была организована морская практика на кораблях Каспийской военной флотилии, при этом основное внимание уделялось навигационно-штурманской подготовке будущих морских офицеров.
После завершения 3-го курса училища нас направили на боевые корабли Черноморского флота для прохождения стажировки.
В период июнь-октябрь 1943 г. я стажировался в должности дублера командира БЧ-I на гвардейском эсминце «Сообразительный». За это время наш корабль дважды участвовал в операциях Черноморского флота, в том числе выполняя задачи по боевому тралению морских мин, установленных немцами на фарватерах, которыми пользовались советские корабли и подводные лодки.
С самого начала войны немцы, используя авиацию, корабли и подводные лодки, массово минировали отдельные районы Чёрного моря в целях блокировать действия нашего флота. Нам ставилась задача произвести траление мин с последующим их уничтожением в районах, прилегающих к советским военно-морским базам на побережье Кавказа, чтобы обеспечить свободный проход советских кораблей и судов. Успех этой непростой задачи, связанной с риском для жизни, во многом определялся слаженностью действий всего экипажа корабля, но в первую очередь успех зависел от точности навигационного обеспечения операции. Именно тогда я впервые получил самостоятельный опыт использования навигационных средств корабля в боевых условиях. К сожалению, в годы войны многие наши корабли, уходя в море для траления мин, не возвращались...



В апреле 1944 г. мы успешно сдали выпускные государственные экзамены. 7 мая 1944 г. был зачитан приказ Наркома ВМФ от 28.04.1944 № 0900 о присвоении 158 выпускникам нашего училища первого офицерского звания «лейтенант». На торжественном построении каждому из нас были вручены погоны и кортик (только что введенных тогда в Красной армии и Военно-Морском флоте для офицерского состава), нагрудный знак училища и наручные часы.
Все эти мероприятия проходили при личном участии Наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова, что стало в моей жизни вторым важным событием, связанным с его именем.
В специальном выпускном номере газеты «Фрунзенец» среди лучших выпускников училища была и моя фотография с кратким резюме. С этого момента начиналась офицерская жизнь молодых лейтенантов!



В первых числах мая 1944 г. я прибыл в порт Поти и был назначен командиром БЧ-I-IV подводной лодки «Щ-201» 1-го ДПЛ 1-ой СКБПЛ Черноморского флота. Быстро шло освоение с техникой и вооружением ПЛ, знакомство с экипажем подводной лодки.
В августе 1944 г. я принял участие в боевой операции по захвату главной военно-морской базы Румынии, расположенной в порту Констанца.
После предварительно проведенной разведывательной операции и высадки гидросамолётами первой группы десанта ночью с 29 на 30 августа 1944 г. наши быстроходные катера, на которых была вторая группа десанта, сформированного из моряков, на большой скорости вошли в акваторию порта Констанца. В результате самоотверженных действий наших моряков порт был захвачен.
После чего по заданию командованию в кратчайший срок мной успешно был изучен и освоен весь состав технических средств БЧ-I-IV немецкого производства, находящихся на захваченной румынской подводной лодке, и произведена её подготовка к скрытному переходу в нашу базу в Поти.
Чтобы не быть обнаруженными немецкой авиацией переход захваченной подводной лодки из порта Констанца в порт Поти производился в ночное время в подводном положении через минные поля исключительно по навигационным данным. И лишь только оказавшись в открытом времени мы всплыли и я смог уточнить наше местоположение по звёздам. Все трудности и сложности были с честью преодолены.
За отличное выполнение этого боевого задания я был награжден своим первым орденом Красной звезды.



В период сентябрь-декабрь 1944 г. продолжил службу на подводной лодке «ТС-2» (название одной из двух захваченных румынских подводных лодок немецкой постройки) командиром БЧ-I-IV. Наш экипаж активно осваивал трофейную подводную лодку, отрабатывая учебные задачи по использованию торпедного оружия и уклонения от атак кораблей противолодочной обороны.



В феврале 1945 г. мы пришли в Севастополь и загрузили полный комплект торпед немецкого производства.
21 февраля 1945 г. наша подводная лодка вернулась на базу в порт Поти.
Этот день оказался трагичным…
По действующим в ВМФ правилам неизрасходованный боекомплект торпед подлежал выгрузке на береговой склад. Поэтому, когда мы пришвартовались, только я и ещё несколько человек экипажа были направлены в штаб базы, а остальной экипаж принялся за выгрузку торпед.
При выгрузке торпед одна из них взорвалась. Подводная лодка стала медленно тонуть. Вся вахта и минно-торпедная группа погибли. Причинами взрыва, как оказалось впоследствии, были специальные технические устройства, не допускавшие выгрузку торпед. Это было известно немецкому командованию, требовавшему от своих командиров стрельбы торпедами по целям и запрещавшему возврат их на базы хранения. К сожалению, наши специалисты тогда этого не знали. Вины личного состава подводной лодки в этой трагедии не было.



И вот наступил долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года!!!
Помню ликование всего города Поти, радость на лицах людей!
Командование базы приняло решение об организации на главной площади г.Поти парада в честь этого знаменательного события.
С раннего утра готовились к параду и экипажи подводных лодок нашего дивизиона.
Возглавлять нашу колонну было поручено мне! Не скрою, в душе моей светилась гордость!
В 1945 г. состоялось награждение меня медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)».




Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается
(к 55-летию Победы - 9 мая 2000 г.)



Солдат, опаленный военной лавой,
И Матрос с бескозыркой в тельняшке
Навеки достойны бессмертной славы,
И всемирной легенды бесстрашья!

Годы пройдут столетий,
Но знамя Победы всегда
Будет светить над планетой
Как яркая в небе звезда!



вице-адмирал И.И.Тынянкин (1-5 мая 2000 г.)

Награды

медали "за оборону Ленинграда", "За оборону Кавказа"

медали "за оборону Ленинграда", "За оборону Кавказа"

орден Красной звезды

орден Красной звезды

Фотографии

1943 год

1943 год

1988 год

1988 год

После войны

1944 — 1949 — командир БЧ-1-4 подводной лодки, штурман дивизиона подводных лодок на Черноморском флоте;

1949 – 1954 – учёба в Военно-морской академии;

1954 — 1964 — старший офицер, начальник отдела Радиотехнического управления ВМФ;

1964 — 1970 — начальник управления 14 Научно-исследовательского института ВМФ;

1970 — 1974 — заместитель начальника Радиотехнического управления ВМФ;

1974 — 1976 — начальник 14 Научно-исследовательского института ВМФ;

1976 — 1988 — заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ.

Тынянкин И.И. завершил службу в Военно-Морском Флоте в звании вице-адмирала. Почетный радист СССР, ветеран подводник, ветеран Балтийского и Черноморского флотов; дважды лауреат Государственной премии СССР (1967 и 1978 годы); кандидат технических наук, автор более 90 научных работ и 11 изобретений,

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: