Усманов Хатып(Госман) Усманович
Усманов
Хатып(Госман)
Усманович
гвардии капитан Красной Армии / Военный корреспондент фронтовой газеты «За Родину»
21.05.1908 - 11.01.1992

История солдата

С 13 июля 1941 г. по 6 мая 1946 г. наш дед и прадед, Хатип Усманов, находился в рядах Красной Армии: Северо-Западного, 2-го Белорусского фронтов, служил в 1-й гвардейской инженерно-саперной штурмовой бригаде.

 «Учительская династия Усмановых»

 

 

 

 

Выполнила: ученица 6 класса

МОУ «Сульмашинская СОШ»

Бравичева Наталья

Руководитель:

                                                                                                      Давлятшина А.В.

 

 

 

 

 

2014 г.

 

   Двадцатый век характеризуется насыщенностью исторических событий, их драматизмом, трагическими и героическими страницами, огромными людскими потерями, величайшими открытиями и успехами в области науки, техники и искусства. Он сформировал людей своей эпохи, наложил неизгладимый отпечаток на их психологию, их судьбы. Семья Усмановых, жившая в селе Сульмаш, является типичным представителем своего времени.

   Судьба семьи Усмановых отражает судьбы советского общества, татарской интеллигенции. Эта семья добилась больших успехов в различных сферах жизни, оставив после себя богатое научное и творческое наследие, а главное – доброе имя.    

     Семья муллы Усмана была самой грамотной в селе Сульмаш, только она получала газеты на татарском и русском языках. Кроме основной работы, мулла выращивал хлеб, держал скот. Он был человек крупного телосложения, сильным, на сабантуях неоднократно признавался батыром. У него было семеро детей:

   Сыновья Габдуллахан, Хатип, Шамиль, Тахир и Мухаматбаян.

   Дочери Назиба, Дания. Четверо из детей после школы уехали в Казань для продолжения учебы.

     Это: Усмановы Хатип, Шамит, Тахир и Назиба.

     Усманов Шамит работал в Казани художником-оформителем.        Усманов Тахир (Тахир Госман – Сульмаш) (1900 – 1983) был известным писателем. Его повести («Мост», «Семафор»), рассказы пользовались большим успехом у читателей 20-30-х гг.     

   История возникновения школы в селе Сульмаш напрямую связано с семьей Усмановых.   Усманов Габдуллахан Усманович родился в 1895г.   Он был старшим сыном муллы Усмана.  В 1918 году Габдуллахан Усманов поступает на 6-месячные курсы учителей татарских школ в городе Оса. На курсах он познакомился с Галимой Магафуровой, которая стала его женой. В 1919 году Усмановы начали обучать детей грамоте. В то время официальной школы не было, занимались в разных домах, в здании мечети.  Первыми учителями стали Габдуллахан Усманов и его жена Галима Магафурова.

    Многие родители не хотели учить своих детей, боясь, что они будут  учиться не по корану. Особенно не хотели обучать девочек. Благодаря большой разъяснительной работе Усмановых, через два-три года все дети школьного возраста, в том числе и девушки, были вовлечены в учебу. Многие из них, которые получили начальное образование в Сульмаше, продолжали обучение  в селе Рябки. Усманов сумел охватить учебой почти всех взрослых, не умевших читать и писать. Даже дети, которые научились читать и писать  обучали взрослых грамоте.

    Габдуллахан Усманов в 1930 году добился строительства семилетней школы. Поэтому официальной датой образования школы в селе Сульмаш считается 1930 год.

    В 1938 году Г. Усманова арестовали как «врага народа». В доме был тщательный обыск, но у него ничего не нашли. У его больной жены осталось на руках шестеро детей в возрасте от 2 до 15 лет. Можно себе представить, как трудно им тогда жилось. Многие сочувствовали Галиме  Усмановой,  помогали, чем могли. Немало было и тех, кто презирал эту семью. Дети не верили, что их отец мог быть «врагом народа». Старший сын Мидихат в первые дни войны ушел на фронт и геройски погиб в бою. После  смерти сына Мидихата за старшего остался,  второй сын Шамиль. Он помогал матери воспитывать остальных детей. Он работал почтальоном.

    Дочери Наиля, Фируза, сыновья Шаукат и Равиль пошли по стопам отца, стали учителями.

    Усманова Наиля Габдуллахановна, 1925 года рождения, выпускница Арского педагогического училища, Казанского педагогического института. С 1945 – 1969 г. в Сульмашинской школе работала учителем русского языка и русской литературы. С 1956 – 1968 г. работала директором школы. Имеет звание «Отличник народного образования РСФСР». Муж, Грицюк Федор Аксентьевич, в первые годы замужества с Усмановой Наилей, работал в школе учителем труда и физической культуры. Они воспитали четверых детей. Все четверо: Лябиб, Лябиба, Софья, Алмаз, закончили Сульмашинскую восьмилетнюю школу. Из этих детей Лябиба выбрала профессию учителя.  Грицюк Елена (Лябиба) родилась в 1950 году. Она закончила механико-математический факультет Казанского государственного университета. Проработав 24 года в научно-исследовательском институте по своей специальности, уходит работать в школу. С 1996 по 2007 год Елена Федоровна преподавала в Казанской школе татарский язык русскоязычным детям.

   С 2004 по 2006 год в Сульмашинской школе работала учителем математики  внучка Усманова Габдуллахана Усманова Венера Шамильевна.    

    Брат Габдуллахана Усмановича,  Усманов Хатип Усманович, был видным ученым-педагогом Казанского государственного университета.

Хатип Усманович Усманов (Хатип Госман) родился 21 мая 1908г. Хатип Усманов вначале учился в селе Сульмаш в религиозной татарской школе, затем - в средней Рябковской русской школе. В 1926 г. он уезжает в Казань и поступает на Татарский рабфак. Однако через год, сославшись на социальное происхождение, его исключили из данного учебного заведения как «сына муллы». Этот ярлык и в дальнейшем неоднократно приносил будущему профессору неприятности: преграды при поступлении в вуз, исключение из комсомола (правда, впоследствии он был восстановлен). После отчисления из рабфака X. Усманов работает ликвидатором неграмотности на Казанской бирже труда, учителем начальной школы в родной деревне. С сентября 1929 г. заведует библиотекой Свердловского татарского педучилища. Далее начинается журналистская деятельность Х.Усманова. Он работает в редакциях газет: «Социализм юлы» («Путь социализма»-Свердловск), «Сталинчы» («Сталинец»-Астрахань), «Коммунист» (Москва), «Яшь Сталинчы» («Молодой Сталинец» - Казань) и др. В 1935-1939 гг. X. Усманов - студент отделения татарской филологии Казанского государственного педагогического института. Он был одним из прилежных и активных студентов, учебу сочетал с литературной, журналистской деятельностью. Получив диплом с отличием, X. Усманов в течение года был старшим преподавателем Елабужского учительского института, затем читал лекции по западноевропейским литературам в Казанском педагогическом институте, параллельно работал в музее имени Горького в качестве научного сотрудника.

С 13 июля 1941 года по 6 мая 1946 год X. Усманов находился в рядах Красной Армии. В начале войны был рядовым, затем политработником. сотрудником фронтовых газет, служил в инженерно-саперной штурмовой гвардейской бригаде. За боевые заслуги капитан Хатип Усманов награжден

орденом «Красной звезды», медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга». В январе 1945 года он был принят в ряды КПСС.

После демобилизаций работает старшим преподавателем на кафедре зарубежной литературы Казанского педагогического института. В 1951 году успешно защищает кандидатскую диссертацию. В 1962 году он защищает докторскую диссертацию. 24 сентября в 1964 году ему было присвоено звание профессора. С 1975 года по 1989 год Хатип Усманов - профессор кафедры татарской литературы Казанского государственного университета.

Любовь к литературе у Усманова воспитывалась с детства. В семье царствовал культ книги. Старший брат Тахир был известным писателем. Хатип Усманов был человек эмоциональный, с поэтической душой. Первый сборник стихотворений «Лирика полей» был издан в Казани в 1931 году. В 30-40 е. годы издаются другие книги Хатипа Усманова на татарском языке:

 «Голос крови», «Йосыф», «Я поднимаюсь на небо», «Пламенное сердце», «На линий огня» и др.. Его книги отражают жизнь и быт советских людей, поучительные страницы истории, описывающие героизм бойцов Красной Армии.

Хатип Усманов умер 11 января 1992 года и похоронен в Казани на кладбище Татарской Слободы. В некрологе, подписанном руководителями Татарстана, деятелями науки, литературы и культуры, отмечалось, что Хатип Усманов был «видным ученым-педагогом, писателем и критиком», «Крупным ученым с поэтической душой», что «вся сознательная жизнь и многогранная творческая деятельность его были посвящены служению народу, развитию науки, национальной литературы и культуры». 14 января в Мраморном зале 2 корпуса КГУ, состоялась многолюдная гражданская панихида. Хатип Усманович Усманов  является образцом беззаветного служения татарскому народу и своей стране. Мы гордимся, что именно он родился в нашей деревне и учился в нашей школе.

      Выбрали профессию учителя и племянники Усманова Габдуллахана.

Это - Усманова Ануза Мухаматбаяновна 1929 года рождения, выпускница Арского педагогического училища. С 1951 по 1984 проработала учителем начальных классов в Сульмашинской школе.

Это - Усманов Раиф Шамитович1947 года рождения, выпускник Казанского государственного университета.

 Это – Васильева Земфира Ясавиевна 1938 года рождения, выпускница Елабужинского педагогического института. Она дочь Усмановой Назибы.

  По сей день продолжает учительскую династию молодое поколение Усмановых. Набиуллина Лилия Файзиевна, дочь Усмановой Фирузы, живет и работает в Ижевске. Она преподает уроки фортепиано в детском саду. А Усманова Гузель Зуфаровна, внучка брата Габдуллахана Усмановича Мухаматбаяна, живет и работает учителем в городе Нижневартовск.

Регион Республика Татарстан
Воинское звание гвардии капитан Красной Армии
Населенный пункт: Казань
Воинская специальность Военный корреспондент фронтовой газеты «За Родину»
Место рождения деревня Сульмаш, Чернушкинского района, Пермской области
Годы службы 1941-1947
Дата рождения 21.05.1908
Дата смерти 11.01.1992

Боевой путь

Место призыва Сталинским РВК город Казань
Дата призыва 13.07.1941
Боевое подразделение 2-й Белорусский Северо-западный фронт: 1-я гвардейская инженерно-саперная штурмовая бригада
Завершение боевого пути Войну закончил в немецком городке Гюстрофе.
Принимал участие Смоленское сражение: лето, начало осени 1941 года ожесточённые оборонительные бои 22-й Армии в окружении, весна 1945 года Штурм Кенигсберга.
Плен В плену не был. За период Великой отечественной войны (с 22.06.1941 по 9.05.1945)

С 13 июля 1941 г. по 6 мая 1946 г. наш дед и прадед , Хатип Усманов, находился в рядах Красной Армии: в начале войны был рядовым, затем – политработником, сотрудником фронтовых газет Северо-Западного, 2-го Белорусского фронтов, служил в 1-й гвардейской инженерно-саперной штурмовой  бригаде..

В начале 1942-го на Северо-Западном фронте начала выходить газета «За Родину», первая фронтовая газета на татарском языке, в редакции которой, дед работал военным корреспондентом. В густом сосновом лесу около Валдая была протянута железнодорожная ветка. Невдалеке от железнодорожной ветки – вырытые блиндажи. Эшелон был надёжно укрыт зеленой маскировочной сетью и охапками хвои. Объект назывался «Сосна». В этом поезде-типографии, укрывшемся в лесу от немецких самолетов, выпускалась фронтовая газета «За Родину», печатались листовки и сводки Совинформбюро.

Здесь было все: редакция, набор шрифта, вагон линотипа, цинкография, ротация и др. Газета на русском языке выходила ежедневно. Каждое купе – отдельная редакция. «Здесь, - вспоминал дед, - мы работали и жили, выпускали газету на русском, татарском, латышском, литовском, узбекском, казахском языках. Мы, военные журналисты разных национальностей – «правдист» Борис Изаков, поэты Михаил Светлов, Сергей Михалков, Михаил Матусовский, Валдис Лукс, Жубан Молдагалиев, Сагынгал Сеитов, писатели Юрий Корольков, Константин Горбунов – жили единой семьей, работали по-братски...».

Военные корреспонденты и журналисты писали правду о войне, запечатлевали на страницах газет ежедневные подвиги советских солдат на передовой линии огня сражений! Из под их пера рождались стихи, рассказы, баллады, песни военных лет о мужестве и героизме советских людей. В суровых фронтовых условиях военкоры передовых описывали масштабы сражений, народный героизм, величие Победы! В тот период деду удалось написать ряд рассказов о войне, которые, безусловно, имеют биографическую основу.

Войну дед закончил в немецком городке Гюстрофе, а демобилизовался в 1946 году. За боевые заслуги Гвардии капитан Хатип Усманов был награжден : Награжден орденами «Знак Почёта», орденом Красной Звезды, медалями «За Отвагу»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг, «За взятие Кенигсберга» и  юбилейными медалями.. 

В 1945г. Берлине, дедушка принимал участие в спасении немецких женщин, детей  и стариков при затоплении подразделениями  "сс"  Берлинского метро.

Награды

Нагрудный знак<<Гвардия>>
Нагрудный знак<<Гвардия>>
Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды
Медаль<<ЗА ОТВАГУ>>
Медаль<<ЗА ОТВАГУ>>
Медаль «За взятие Кёнигсберга»
Медаль «За взятие Кёнигсберга»
Медаль "За победу над Германией"
Медаль "За победу над Германией"
Орден За Трудовые заслуги перед своей Родиной
Орден За Трудовые заслуги перед своей Родиной

Документы

other-soldiers-files/7e1d82a5bd03fbefd843b0c9408f15335d6ab778.jpg
other-soldiers-files/7e1d82a5bd03fbefd843b0c9408f15335d6ab778.jpg
other-soldiers-files/ccj7zfowyae4ktx.jpg
other-soldiers-files/ccj7zfowyae4ktx.jpg

Письма

Фотографии

После войны

Хатип Усманович Усманов (Хатип Госман) похоронен в Казани, на кладбище Татарской Слободы. УДК 821.512.145 ББК 83.3 (2 Рос-Тат) Г М 62 Печатается по решению Юбилейной комиссии по издательской деятельности Казанского университета Научный редактор профессор Р.К.Ганиева Миннегулов Х.Ю. М62 Хатип Усманович Усманов, 1908–1992.– Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.– 20 с. ISBN 5-7464–0364 –4 Хатип Усманович Усманов (Хатип Госман) – доктор филологических наук, профессор, известный ученый-литературовед, писатель, наставник-педагог, автор многих научных трудов и художественных произведений, фронтовик, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, внесший большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров, в развитие филологических наук и татарской литературы. С 1951 г. и почти до конца своей жизни он работал в Казанском университете, около четверти века заведовал кафедрой. В издании кратко освещаются жизненный путь, научно-педагогическая и литературная деятельность Х.У.Усманова. Представлена библиография работ Х.У.Усманова и книг о нем. ISBN 5-7464-0364-4 © Миннегулов Х.Ю., 2002 УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ПИСАТЕЛЬ Двадцатый век характеризуется насыщенностью историческими событиями, их драматизмом, трагическими и героическими страницами, огромными людскими потерями, величайшими открытиями и успехами в области науки, техники и искусства. Он сформировал людей своей эпохи, наложил неизгладимый отпечаток на их психологию, их судьбы. Фронтовик, поэт, журналист, ученый, педагог Хатип Усманов является типичным представителем своего времени. Его судьба как бы в сконцентрированной форме отражает судьбу советского общества, татарского интеллигента. Но, в отличие от многих своих сверстников, несмотря на непомерные трудности, преграды, он не сгибался, шел с поднятой головой к поставленной цели, добился больших успехов в различных сферах жизни, оставил после себя богатое научное и творческое наследие, а главное – доброе имя. I Хатип Усманович Усманов (Хатип Госман) родился 21 мая 1908 г. в деревне Сульмаш нынешнего Чернушкинского района Пермской области в семье священнослужителя. Его отец – глава многодетной семьи, состоявшей из 10 человек, – кроме основной работы, выращивал хлеб, держал скот. Он был человеком крупного телосложения, сильным, на сабантуях неоднократно признавался батыром. Прилежность, целеустремленность, физическое здоровье отца перешли к его сыну. Хатип Усманов вначале учился у себя в деревне в религиозной татарской школе, затем – в соседней Рябковской русской школе. В 1926 г. он приезжает в Казань и поступает на Татарский рабфак, однако через год, сославшись на социальное происхождение, его исключили из данного учебного заведения. «Сын муллы» – этот ярлык и в дальнейшем неоднократно приносилбудущему профессору неприятности: преграды при поступлении в вуз, исключение из комсомола (правда, впоследствии он был восстановлен). После отчисления с рабфака Х.Усманов работает ликвидатором неграмотности на Казанской бирже труда, учителем начальной школы в родной деревне. С сентября 1929 г. по июль 1930 г. заведует библиотекой Свердловского татарского педучилища. Далее начинается журналистская деятельность Х.Усманова. Он работает в редакциях газет: «Социализм юлы» («Путь социализма» – Свердловск), «Сталинчы» («Сталинец» – Астрахань), «Коммунист» (Москва), «Яшь сталинчы» («Молодой сталинец» – Казань) и др. В 1935–1939 гг. Х.Усманов – студент отделения татарской филологии Казанского государственного пединститута. Он был одним из прилежных и активных студентов, учебу сочетал с литературной, журналистской деятельностью. Получив диплом с отличием, Х.Усманов в течение года был старшим преподавателем Елабужского учительского института, затем читал лекции по западноевропейским литературам в Казанском пединституте, параллельно работал в музее Горького в качестве научного сотрудника. С 13 июля 1941 г. по 6 мая 1946 г. Х.Усманов находился в рядах Красной Армии: в начале войны был рядовым, затем – политработником, сотрудником фронтовых газет Северо-Западного, 2-го Белорусского фронтов, служил в инженерно-саперной штурмовой гвардейской бригаде. За боевые заслуги капитан Хатып.Усманов награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга» и др. В январе 1945 г. он был принят в ряды КПСС. После демобилизации, в 1946–1951 гг. Х.Усманов работает старшим преподавателем на кафедре зарубежной литературы Казанского пединститута. В 1951 г. он успешно защищает кандидатскую диссертацию «Развитие эстетических идей Хади Такташа», в том же году избирается заведующим кафедрой татарского языка и литературы Казанского государственного университета, которая в 1960 г. разделилась на кафедру татарского языка и кафедру татарской литературы. Х.Усманов возглавлял кафедру татарской литературы до августа 1975 г. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию «Социалистическая революция и татарская поэзия» (официальные оппоненты – доктора филологических наук Б.А.Каррыев, Дж.Г.Киекбаев и М.Х.Гайнуллин). 24 сентября 1964 г. ему было присвоено звание профессора. С 1975 г. по 1989 г. Х.Усманов – профессор кафедры татарской литературы КГУ. Умер Х.Усманов 12 января 1992 г. В некрологе, подписанном руководителями Татарстана (М.Шаймиевым, Ф.Мухаметшиным, М.Сабировым, В.Лихачевым и др.), деятелями науки, литературы и культуры отмечалось, что Х.Усманов был «видным ученым-педагогом, писателем и критиком», «крупным ученым с поэтической душой», что «вся сознательная жизнь и многогранная творческая деятельность его были посвящены служению народу, развитию науки, национальной литературы и культуры» (Советская Татария. – 1992.– 14 янв.). 14 января в Мраморном зале второго корпуса КГУ состоялась многолюдная гражданская панихида. Х.Усманов похоронен в Казани, на кладбище Татар-ской Слободы. II Любовь к словесному искусству у Х.Усманова воспитывалась с детства. В семье царствовал культ книги. Старший брат Тахир Госман-Сульмаш (1900–1983) был известным писателем, его повести («Мост», «Семафор»), рассказы пользовались большим успехом у читателей 20–30-х гг. Кроме того, Х.Усманов – человек эмоциональный, с поэтической душой. Первый сборник стихотворений он издал в Казани в 1931 г. (Лирика полей. – 36 с.). Стихи насыщены размышлениями, переживаниями. В них заметно влияние поэзии Такташа и Кутуя. В 30–40-е гг. издаются другие книги Х.Усманова на татарском языке: «Голос крови» (Москва – Свердловск, 1933.– 79 с.), «Йосыф» (Казань, 1937. – 147 с.), «Я поднимаюсь на небо» (Казань, 1937. – 43 с.), «Пламенное сердце» (Казань, 1943.–136 с.), «На линии огня» (Казань, 1945. – 71 с.) и др. В них содержатся повести, рассказы и очерки автора, отражающие жизнь и быт советских людей, поучительные страницы истории, описывающие героизм бойцов Красной Армии. Повествование часто сочетается с лирическими размышлениями и отступлениями автора. Среди прозаических произведений Х.Усманова особо выделяется повесть «Пламенное сердце», написанная в суровых фронтовых условиях и завершенная 19 сентября 1942 г., т.е. в тяжелейшие для советского народа дни войны. Основные события, запечатленные в ней, происходят на передней линии фронта. Боевая часть, в которой служит один из главных героев повести Мардан, получает подкрепление. Среди новобранцев оказывается его младший брат Рустем, студент последнего курса педучилища. Их отец умер рано, и семейные заботы легли на плечи Мардана. Для Рустема он был не только братом, но и отцом. Когда началась война, пятерых братьев, одного за другим, призывают в армию. Мардану так хотелось, чтобы младший брат закончил учебу. Но военные законы строги. Кроме того, у самого Рустема пламенное сердце, он стремится на фронт, хочет сражаться за независимость родной земли. Начинается совместная служба братьев в рядах вооруженных сил. Мардан беспокоится за Рустема, предостерегает его от необдуманных поступков. Братишка довольно быстро привыкает к фронтовым условиям,проявляет гибкость и мужество, но во время очередной разведоперации геройски погибает. Мардан находит его и предает земле тело любимого брата. Конечно, как и во многих произведениях того времени, в повести Х.Усманова в изображении военных событий, участников фронтовых сражений наблюдаются определенная тенденциозность, контрастивность, идеализация своих, уничижение врагов. Однако в «Пламенном сердце» доминирует показ человеческих судеб, личностных взаимоотношений, преобладает жизнеутверждающее, гуманистическое начало. Основная идея повести заключается в том, что война – это страшная разрушительная сила, враждебная человечеству, любви. Гибель молодого Рустема, любимого красивой девушки, будущего педагога, творчески мыслящего человека, хотя и во имя высоких идеалов, противоестественна, это невосполнимая утрата. Книга «Пламенное сердце» богата драматическими коллизиями, напряженными ситуациями. Автор умело сочетает различные временные координаты, освещая душевное состояние героев, вводит в повествование воспоминания, письма, дневники действующих лиц. Как и в других произведениях, язык автора сочен, временами эмоционален. Общий настрой повествования близок к романтическому восприятию действительности. В повести встречаются интересные сравнения, детали, факты. Например, свет ночных прожекторов напоминает резкое движение больших мечей. Поле боя с мертвыми бойцами ассоциируется с полем с неубранными снопами. В повести есть такой эпизод: в критический для наших воинов момент друг Рустема прикрывает своим телом вражескую амбразуру. Как известно, такой подвиг впоследствии совершили татарские герои Александр Матросов (Шакирзян Мухаметзянов), Газинур Гафиятуллин. Некоторые художественные произведения Х.Усманова («Я поднимаюсь на небо» и др.) были переизданы. Этот факт свидетельствует о том, что книги писателя вызывали интерес у читателей. За активную творческую деятельность в 1939 г. Х.Усманов был принят в члены Союза писателей СССР. Создание художественных произведений позволяло будущему профессору более глубоко анализировать творчество других авторов, тонко ощущать смысл и форму поэтического слова. III Х.Усманов известен широкой общественности прежде всего как крупный литературовед, уважаемый педагог-наставник. Основной объект его научных исследований – татарская поэзия 10– 20-х гг., творчество Г.Тукая, М.Гафури, Ш.Бабича, Х.Туфана и других классиков татарской поэзии. Первый серьезный научный труд Х.Усманова посвящен исследованию жизни и творчества Х.Такташа. Автор лично знал этого замечательного поэта, любил его поэзию и считал, что Х.Такташ поднял татарское словесное искусство на новую ступень. По мнению исследователя, Такташ – великий талант: он синтезировал «не только классическое и современное», но и обобщил находки «множества поэтов, составляющих его окружение в литературе…...». Все наиболее важное и ценное… он творчески объединил и обобщил в «Веках и минутах». Монография Х.Усманова «Поэзия Такташа», вышедшая в 1953 г. (Казань. – 143 с.), принята в науке как новое слово о поэте. Ученый и далее продолжал исследование творческого наследия Такташа. Его спецкурс, посвященный Х.Такташу, был одним из наиболее интересных. Социалистическая революция и татарская поэзия…... Такая постановка проблемы была логичной и актуальной для своего времени. Докторская диссертация Х.Усманова, посвященная исследованию данной проблемы, характеризуется комплексным подходом к объекту, масштабностью, богатством фактов и материалов, научно-теоретической глубиной. Хронологические рамки диссертации охватывают вторую половину 10-х гг. и 20-е гг. прошлого столетия. Это очень сложный, противоречивый и драматичный период истории: первая мировая война, гибель и исковерканные судьбы миллионов людей, разрушенная экономика, бурные Февральские и Октябрьские дни, стремление угнетенных народов к свободе и демократии, кровавые сражения между красными и белыми – гражданами одной страны, вынужденные эмиграции, страшный голод в Поволжье, ожесточенная борьба за строительство социализма в СССР. Иногда даже не верится, что все это произошло в жизни одного поколения в течение десятилетия. Остается только восхищаться выдержкой людей, прошедших мост над адом социальных потрясений, испытавших непомерные трудности и переживания. Как один из очевидцев и участников революционных бурь и социалистического переустройства общества, исследование литературы этого периода Х.Усманов считал своим долгом перед народом. Это было внутренней потребностью его души. Как известно, поэтическое слово на протяжении всей истории сыграло огромную роль в духовной жизни татарского народа, в сохранении его как этнической целостности, его менталитета. На основе такого глубокого, общественно значимого понимания роли искусства слова Х.Усманов подходит и к литературе выбранного им исторического отрезка времени, доказывая, что поэзия действительно была мощнейшим фактором в идеологии, незаменимым средством воспитания и перевоспитания людей. По утверждению диссертанта, татарская литература, тесно связанная с жизнью народа, с его чаяниями и устремлениями, успешно выполняла возложенные на нее задачи, свою историческую миссию. «Отражая новую,рождающуюся действительность, – пишет Х.Усманов, – искусство преображается, при этом оно использует и развивает все лучшее из наследия прошлого. И этот синтез, осуществляемый с революционных позиций, протекает в обстановке острой идейной борьбы против всего устаревшего, реакционного» (Автореф. докт. дис.– Казань, 1962.–С.67). Диссертант исследует татарскую поэзию в широкой панораме, в реальной системе, в историческом движении, где каждому автору, произведению, литературному факту и явлению отводится свое место, своя роль. Наряду с анализом творчества известных поэтов, он вводит в научный оборот много доселе неизвестных или забытых имен, не оставляя без внимания и переводы на татарский язык, в частности произведения Ф.Шиллера, У.Уитмена, Р.Тагора, Д.Бедного и др. Х.Усманов хорошо знал не только татарское словесное искусство, но и русскую, западноевропейскую, восточную литературы и эстетические идеи. Такая эрудированность позволяла ему делать интересные сопоставления, выявлять контактные и типологические сходства и общности. Диссертация Х.Усманова «Социалистическая революция и татарская поэзия» – результат многолетних исканий, кропотливой работы автора. Характеризуя литературу выбранного периода, он пишет: «Стихов печаталось много, однако в отдельные сборники, изданные во время войны и в первые послевоенные годы, включена, к сожалению, лишь небольшая часть их. Это значительно осложнило задачу их собирания и исследования. Нами просмотрены все комплекты татарских газет, сохранившиеся в фондах Москвы, Казани, Уфы и других городов страны, а также у ряда частных лиц. Выявлены забытые сборники. И хотя многое уже было утеряно, нам, кажется, все же удалось восстановить полную картину развития татарской поэзии этого периода. При этом пришлось провести кропотливую работу по установлению неизученных биографий отдельных поэтов, а также по расшифровке многочисленных псевдонимов» (Автореф.– С.16). Данное исследование – своего рода итог литературно-критической и педагогической деятельности автора, результат его размышлений о жизни и литературе, духовной истории своего народа. Это своеобразный отчет о выполнении долга перед обществом, наукой. Несмотря на резкие политические и идеологические изменения в стране в последние годы, значительное развитие татарского литературоведения, диссертация Х.Усманова и сегодня поражает читателей и исследователей глубиной своих теоретических обобщений. В ней автор, с одной стороны, освещает сложный процесс развития литературы, соотношение ее с исторической действительностью, с другой – раскрывает своеобразие художественного мышления многих поэтов начала и первой трети ХХ в. Диссертация была опубликована в двух монографиях: «Татарская поэзия периода Великой Октябрьской революции и гражданской войны» (Казань: Изд- во КГУ, 1960. – 182 с.), «Татарская поэзия 20-х годов» (Казань: Изд-во КГУ, 1964. – 397 с.). Эти труды с отдельными изменениями и дополнениями были переизданы в Татарском книжном издательстве под названием: «Жизнь поэзии» (1978. – 206 с.) и «На столбовую дорогу» (1982. – 256 с.). У Х.Усманова имеется множество статей, посвященных различным аспектам истории, теории и методики литературы, а также современному состоянию словесного искусства. Так, например, в предисловии к «Антологии татарской поэзии» (1956) он живо и увлекательно освещает тысячелетнюю историю татарского поэтического искусства. Его перу принадлежат несколько школьных учебников, вузовских пособий по литературе. В частности, учебник и хрестоматия по татарской советской литературе для Х класса, соавтором и составителем которых был Х.Усманов, в 60 – 70-е гг. выдержали несколько изданий. Учебное пособие «Теория литературы» (Казань, 1980. – 144 с.), написанное совместно с З.Мазитовым, используется студентами и сегодня, в начале ХХI в. В 1958 г. Х.Усманов выпустил небольшую, но очень содержательную, емкую книгу под названием «О современной татарской литературе (К 1-му съезду писателей РСФСР)» (Казань. – 24 с., на рус. языке). В ней автор, с присущей ему масштабностью, довольно четко и ясно представляет состояние татарского словесного искусства, определяет его успехи и проблемы. Анализ ведется по видам и жанрам литературы: в частности, рассматриваются поэзия, проза, драматургия, литературоведение и др. Автор часто освещает творчество писателей в историческом контексте, в различных сопоставлениях и сравнениях, делает экскурсы в предыдущие периоды, высказывает свои пожелания, критические мысли. Для Х.Усманова основной критерий оценки литературы – её жизненность, правдивость и художественность. При этом большое значение он придает и национальной специфике искусства. «Этот вопрос...…,– пишет Х.Усманов, – не является чем-то обособленным. В сущности, он представляет одну сторону основного закона искусства – закона правды жизни. Национальная специфика – в самой правде жизни. Писатель, отражающий в своем творчестве глубокую и большую правду жизни своего народа, не может миновать национальную специфику или преувеличить ее...Если писатель хочет, чтобы его произведение стало национальным в лучшем смысле этого слова, то он должен глубже знать свой народ, вникать в его душевный мир, психический склад, его быт, должен научиться различать тончайшие мелодии в музыке его языка и т.д.» (с. 19). Х.Усманов, как один из ведущих литературоведов и критиков середины и второй половины ХХ в., остро чувствовал состояние и проблемы самой литературной науки. На последней странице книги «О современной татарской литературе» он представляет программные задачи для последующих научно-критических исследований: «Отстают все основные области науки о литературе: и теория, и история, и критика. Почти не исследованы внутренние закономерности развития татарской литературы, теоретически не изучены многие явления, составляющие ее своеобразие и самобытность. Многие из этих эстетических проблем требуют рассмотрения в их историческом движении. Но история литературы – еще малоизученный критиками край. Недостаточно глубокое знание истории, внутренних закономерностей развития татарской литературы лишает критиков возможности правильного раскрытия того, что переходит в традицию и что изживает свой век, что является новым, нарождающимся и нуждается в активной поддержке» (с. 24). После написания этих строк прошло около полувека. По реализации поставленных в них задач самим автором, его коллегами и учениками проделана большая работа. Однако, несмотря на это, слова маэстро даже в начале ХХI столетия звучат актуально. Х.Усманов внес большой вклад в исследование тюрко-татарского стихосложения, выпустил ряд серьезных полемических трудов по этой проблеме: «Татарский стих (исторический обзор)» (Казань, 1964. – 155 с.), «Стихосложение» (Казань, 1973. – 86 с.), «Древние истоки тюркского стиха» (Казань, 1984. –148 с., на рус. языке), «Тюркский стих в средние века» (Казань, 1987. – 144 с., на рус. языке) и др. Татарское стихосложение автор рассматривает в историческом контексте, в тесной связи с другими литературами. По его мнению, татарский стих развивался прежде всего за счет внутренних ресурсов, используя ритмику разговорной речи, поговорок и пословиц, достиг уровня великолепных поэтических произведений – Г.Кандалыя, Г.Тукая и Ш.Бабича. Теоретические взгляды Х.Усманова о стихосложении давно признаны во всей тюркологии. Сбор, текстологическое изучение и публикация памятников словесного искусства занимали важное место в научной деятельности Х.Усманова. При его активном участии вышли книги по татарскому фольклору, «Антология татарской поэзии», сборники избранных произведений Г.Кандалыя и Х.Такташа. В 1951 г. и 1954 г. увидели свет труды (524 с., 604 с.) под названием «Татарское народное творчество», составителями которых были А.Шамов, Г.Баширов, Х.Ярми и Х.Усманов. В 30 – 50-е гг., т.е. в период культа личности, в изучении духовного наследия средневековья имели место серьезные политические и идеологические преграды, даже запреты, в результате чего представление о древней и средневековой татарской литературе было смутным, противоречивым. После успешной защиты докторской диссертации Х.Усманов с присущей ему настойчивостью начал изучать духовное наследие татарского народа. С этой целью были организованы археографические экспедиции, в которых участвовали впоследствии известные ученые М.Усманов, А.Фатхи, М.Ахметзянов и др. Собрано огромное количество рукописных и печатных книг. Параллельно велось и научно-текстологическое изучение ценнейших материалов прошлого. Организатор этих начинаний профессор Х.Усманов показал пример и в данной области. В 1969 г. вместе с З.Максудовой в Издательстве КГУ он издает знаменитый роман золотоордынского поэта Кутба «Хосров и Ширин» (1342) в арабской графике. Вскоре вышел в свет критический текст с предисловием и научными комментариями произведения Хисама Кятиба «Джумджума султан» (1369). В 1980 г., при участии З.Максудовой и Р.Кадирова, арабской графикой издаются «Гулистан биттюрки» (1391) и лирические произведения С.Сараи (1321–1396). В пособиях, вышедших в 1966 – 1967 гг., помещены стихотворения татарских поэтов XIV в. и XVIII в. Изданная в 1981 г. книга «Источники древнетюркской и татарской литературы» и по сей день используется в качестве учебного пособия в университетах и педагогических институтах. Большое внимание Х.Усманов уделял подготовке высококвалифицированных научных кадров. Ф.Хатипов, Н.Юзеев, Ш.Садретдинов, Н.Хисамов, М.Бакиров, Х.Миннегулов, Э.Нигматуллин, К.Давлетшин, А.Шарипов, Д.Зайнуллин, А.Саяпова и другие доктора и кандидаты наук подготовлены при непосредственном участии и руководстве профессора Х.Усманова. Он помогал не только литературоведам, но и лингвистам, историкам, философам. Хатип Усманович – научный редактор ряда изданий. Основная часть нынешних татарских писателей и журналистов – бывшие студенты Х.Усманова. Усманов был настоящим педагогом. Его эрудиция, эмоциональная речь, глубина мысли всегда привлекали аудиторию. По словам члена-корреспондента АН Татарстана Н.Юзеева, «каждая его лекция открывала новый мир». Х.Усманов всегда был в центре научно-общественной и литературной жизни, часто выступал с докладами на различных собраниях, конференциях, симпозиумах, достойно представлял свойнарод, Казанский университет на международных конгрессах и встречах: выступал на юбилеях М.Ауэзова в Алма-Ате (1957 г.), Рудаки в Ашхабаде (1958 г.), сделал блестящий доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов в Москве (1960 г.) и др. Хатип Усманович поддерживал связи со многими известными писателями, учеными, деятелями культуры страны. Особенно уважительные отношения у него были с ректором КГУ М.Нужиным, академиком Б.Арбузовым, композитором Н.Жигановым и др. Х.Усманов неоднократно встречался с М.Джалилем: известный поэт помог ему даже в своё время устроиться на работу в редакцию газеты «Сталинчы». * * * Деятельность доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан, обладателя орденов Красной Звезды, Знака Почета и множества медалей, почетных грамот и благодарностей, ученого, писателя, фольклориста, журналиста, педагога, общественного деятеля, наставника, фронтовика Хатипа Усмановича Усманова – Хатипа Госмана – является образцом беззаветного служения своему народу и своей стране. БИБЛИОГРАФИЯ КНИГ Х.УСМАНОВА (Х.Госман язган, чыгарган китаплар) 1. Кырлар лирикасы (Лирика полей). — Казан: Татгосиздат, 1931.– 36 б. 2. Мин књккђ књтђрелђм (Я поднимаюсь в небо).—Казан: Татгосиздат, 1937. – 42 б.;)/Второе издание/.— Казан: Татгосиздат, 1949. – 32 б. 3. Йосыф: Хикђя (рассказ).—Казан: Татгосиздат, 1937. – 147 б. 4. Ялкынлы йљрђк (Пламенное сердце): Повесть.—Казан: Татгосиздат, 1943. – 136 б. 5. Ут сызыгында: ќыентык (На линии огня: сборник).—Казан: Татгосиздат, 1975. – 71 б. 6. Такташ поэзиясе (Поэзия Такташа).—Казан: Татгосиздат, 1953. – 141 б. 7. О современной татарской литературе (К 1-му съезду писателей РСФСР). – Казань: Таткнигоиздат, 1988. – 24 с. 8. Бљек Октябрь революциясе џђм гражданнар сугышы чорында татар поэзиясе (Татарская поэзия периода Великой Октябрьской революции и гражданской войны). – Казань: Изд-во КГУ, 1960. – 180 с. 9. Основные вопросы татарского стихосложения / Из серии докладов делегации СССР на XXV международном конгрессе востоковедов. – М.: Изд-во восточной литературы, 1960. – 0,5 п.л.10. Grundfragen des tatarischen Versbaus. – М.: Изд-во восточной литературы, 1960. – 0,5 п.л. (на нем. языке). 11. Егерменче елларда татар поэзиясе(Татарская поэзия 20-х годов). – Казань: Изд-во КГУ, 1964. – 395 б. 12. Татар шигыре: тарихи књзђтњ (Татарский стих). – Казан: Таткнигоиздат, 1964. – 155 б. 13. Татар ђдђбияты тарихыннан студентларныћ практик дђреслђре љчен уку материаллары (Из истории татарской литературы: Материалы для практических занятий студентов) / Составители – Х.Усманов и З.Максудова. – Казань: Изд-во КГУ, 1967. – 99 б. 14. Котб. Хљсрђњ-Ширин хикђяте («Хосров и Ширин» Кутба):В 2-х ч. / Подготовили к изданию Х.Усманов и З.Максудова.– Казань: Изд-во КГУ, 1964. – 441 б. 15. Хисам Кятиб. Ќљмќљмђ солтан ("Джумджума султан" Хисама Кятибa) / Подготовил к изданию Х.Усманов. – Казань: Изд-во КГУ, 1970. – 110 б. 16. Шигырь тљзелеше (Стихосложение: Пособие для студентов). – Казань: Изд-во КГУ, 1973. – 86 б. 17. Шигърият гомере (Жизнь поэзии) – Казан: Татгосиздат, 1978. – 206 б. 18. ђдђбият теориясе: ђдђби ђсђр (Теория литературы).–Казан: Татгос-издат, 1980. – 144 б. (в соавторстве с З.Мазитовым). 19. Сђйф Сараи. Китабе Гљлестан бит-тљрки ("Китабе Гулистан бит-тюрки" Саифа Сараи): В 2-х ч. / Подготовили к изданию Х.Усманов, З.Максудовa и Р.Кадиров. – Казань: Изд-во КГУ, 1980. – 249 с. 20. Борынгы тљрки џђм татар ђдђбияты чыгaнаклары (Источники по древнетюркской и татарской литертур: Учебное пособие для студентов).– Казань: Изд-во КГУ, 1981.– 248 б. 21. Олы юлга чыкканда (На столбовую дорогу: Монография). – Казан: Таткнигоиздат, 1982. – 256 б. 22. Древние истоки тюркского стиха. – Казань: Изд-во КГУ, 1984. – 148 с. 23. Тюркский стих в средние века. – Казань: Изд-во КГУ, 1987. – 144 с. и др. БИБЛИОГРАФИЯ О Х.УСМАНОВЕ 1. Гайнуллин Мљхђммђт. Хатип Госман (тууына 50 ел тулу ућае белђн) // Совет Татарстаны. – 1958. – 12 июнь. 2. Гатауллин Рђдиф. Татар китабы (Хатип Госмангa) / Мђхђббђткђ - Мђрхђмђт. – Казан: Таткитнђшр, 1987. – 137 – 138 б. 3. Госманов Миркасыйм. Каурый калђм эзеннђн: Археограф язмалары. – Казан: Таткитнђшр., 1994. – 34 – 36 б. 4. Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: Биобиблиографический справочник. – Казань: Тат. книж. изд-во, 1970. – С.418 – 420. 5. Гыйниятуллина А. Татар совет язучылары: Биобиблиографик белешмђ китабы.– Казан: Таткитнэђшр, 1986. – 163–167 б. 6. Камалов Барлас. ђдип, солдат, галим (Професор Хатип ага Госманга – 60 яшь) // Яшь Ленинчы. – 1968. – 18 май. 7. Кашшаф Гази. Хатип Госман // Казан утлары. – 1968. – №5.–131–133б. 8. Лаеклы бњлђк: Х.Госманга Татарстанныћ атказанган фђн эшлеклесе дигђн мактаулы исем бирелњ турында // Казан утлары.–1968.– №8.–158–159 б. 9. Маннурова Милђњшђ. Шау чђчђктђ иќат бакчасы (ђдђбият галиме, язучы Х.Госманга - 70 яшь) // Татарстан яшьлђре.– 1978.– 20 май. 10. Мђџдиев Мљхђммђт. Яшь йљрђкле аксакал // Ялкын.– 1968.–№5.–24 б. 11. Мљдђррис Шђрђф. Аныћ матурлыгы – хезмђт (Язучы-галим Х.Госманныћ тууына 50 ел тулу ућае белђн) // Татарстан яшьлђре.–1958.–21 май. 12. Мићнегулов Хатип. Шагыйрь йљрђкле галим // Татарстан яшьлђре.–1968.–21 май. 13. Мићнегулов Хатыйп. Бђрђкђтле гомер юлы (Хатип Госманныћ тууына – 90 ел) // Мђдђни ќомга. – 1998. – 22май. Шул ук мђкалђ: "Дљньяда сњземез бар...". К.: Таткитнђшр.,1999.–174 –183 б. 14. Миннегулов Х. Ученый, педагог и писатель ( Хатип Усманов.–1908–1992) / Фронтовики – ученые Казанского университета...– Казань: Хђтер, 2000. – С.182–188. 15. Нигъмђтуллин Харис. Профессор Хатип Госманныћ тормышы џђм гыйльми эшчђнлеге: Диплом эше / Фђнни ќитђкчесе – профессор Х.Й.Мићнегулов.– Казан дђњлђт университеты, татар ђдђбияты кафедрасы, 1998. – 56 б. (Кулъязма хокукында). 16.Тђрќеманов Ќђвад. Шигърият џђм ЭВМ // Х.Госманныћ "Шигырь тљзелеше" дигђн китабы (1975) турында / Очрашулар, очрашулар...– Казан: Таткитнђшр., 1990.–143–147 б. 17. Хатип Госманга 50 яшь // Совет ђдђбияты.–1958.–№ 6.–115 б. 18. Хатипов Фђрит. Шигырь тљзелеше турында ќитди хезмђт // Казан утлары.–1965.–№7.–130–132 б. 19. Хисамов Н. Бљек яћарышныћ чишмђлђре [Х.Госманныћ "Шигърият гомере" (1978) китабы турында] / Бђрђкђтле чишмђлђр. – Казан: Таткитнђшр., 1978.– 145–149 б. 20. Юзиев Нил, Халит Гали. Књренекле галим, язучы, педагог // Соц.Татарстан.– 1968.–21 май. 21. Юзиев Нил. Ќаваплылык: Хатип Госманга – 70 яшь // Соц.Татарстан.– 1978.–23 май. 22. Юзиев Нил. ђдђбият хђзинђлђре.– Казан: Таткитнђшр., 1978.– 153–170 б. 23. Юзиев Нил. Олы ќанлы галим: Профессор Хатип Госманга – 80 яшь // Соц.Татарстан.– 1988.–21 май.24. Юзиев Нил. Хатип Госман / Татар ђдђбияты тарихы: Aлты томда. – Казан: Раннур, 2001. – VI том. – 480– 491 a. 25. Ягъфђров Рђшит. Кайнар йљрђкле галим: Х.Госманга – 70 яшь // Казан утлары.– 1978.– № 5.– 171–173 б. 26. Ягъфђров Рђшит. Хатип ага ядкаре // Казан утлары.– 1998.– № 5.– 173–175 б. 27. Яхин Альберт. Кичђ генђ ђле февраль иде... : Хатип Госманга 80 яшь // Казан утлары.– 1988.– № 5.– 179–180 б. 28. Усманов Хатиб Усманович [некролог] // Советская Татария. –1992.– 14 янв.; Социалистик Татарстан.– 1992.– 14 янв. и др. Изд. лиц. 020674 от 19.01.98 г. Сдано 17.07.2002 г. Подписано в печать 20.09.2002 г. Формат 60 х 84 1/16 Бумага офсетная №1 Печать на ризографе Гарнитура Times ET 10 Усл.-печ. л. 1,16 Уч.-изд. л. 1,24 Тираж 200 экз. Заказ № 57 Издательство Казанского университета 420008 Казань, ул. Кремлевская, 18

Однополчане