Васильев Виктор Николаевич
Васильев
Виктор
Николаевич
Полковник. / Командир 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка ВВС ВМФ СФ.
1907 - 18.06.1944

История солдата

Награды.

Орден “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (08.11.1941).

Звание.

Подполковник.

Полковник.

Должность.

Командир 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка ВВС ВМФ СФ (22.06.1941 — 21.03.1942).

Командир 65 истребительного авиационного полка специального назначения Главного Управления ВВС ВМФ (04.1942 - 03.1944).

Командир особой авиационной группы по перегону американских самолетов-амфибий PBY “Catalina”, Главного Управления ВВС ВМФ (1.04.1944 - 18.06.1944).

                 Полковник ВАСИЛЬЕВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, 1907 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Санкт-Петербургская губерния, губернский город Санкт-Петербург (по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Ленинградская область, г. Ленинград; 2. РОССИИ: Ленинградская область, город федерального значения Санкт - Петербург), русский. в РККА призван в 1924 году. В Великой Отечественной войне, с 22.06.1941 года, в должностях: 1. Командира 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка ВВС ВМФ СФ; 2. Командира 65 истребительного авиационного полка специального назначения Главного Управления ВВС ВМФ; 3. Командира особой авиационной группы по перегону американскихсамолетов-амфибий PBY “Catalina”, Главного Управления ВВС ВМФ. Награды: Ордена “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (08.11.1941: Из НАГРАДНОГО ЛИСТА: “За период боевых действий с германским фашизмом полк, которым командует майор тов. ВАСИЛЬЕВ, произвёл 628 боевых вылетов, с общим налётом 1570 часов. В среднем, каждый лётчик сделал по 17 боевых вылетов. … Сам, тов. ВАСИЛЬЕВ, имеет 3 боевых вылета и 2 вылета, по специальному заданию, в тыл противника…. Выполняя полёт в тыл противника, по специальному заданию, тов. ВАСИЛЬЕВ, из-за мелкости озера, где была произведена посадка, не смог взлететь. Тов. ВАСИЛЬЕВ сжёг самолёт и благополучно, вместе с экипажем, прибыл в часть, преодолев огромные трудности. 7 дней, героический экипаж, пробирался в свою часть….. Ходатайствую о представлении к награде Правительством Союза ССР ордену ”КРАСНОГО ЗНАМЕНИ". Командующий ВВС Северного Флота Генерал - майор авиации КУЗНЕЦОВ. 28.09.1941 года."). С Великой Отечественной войны не вернулся: 18.06.1944 года, погиб, с экипажем, в авиацинной катастрофе, при перегоне американского самолета-амфибии PBY “Catalina”, на трассе г. Рейкьявик, Исландия - г. Мурманск, (протяжённость 595 км.). Через 63 года, после гибели экипажа, сильно искорёженные обломки самолета-амфибии PBY “Catalina” найдены военнослужащими 188 разведывательного батальона ВС Норвегии, в райне горы Андоттен. Захоронены: 1. Первично (немцами, на месте катастрофы): КОРОЛЕВСТВО НОРВЕГИЯ, провинция Финнмарк, коммуна Хасвик, гора Андоттен; 2. В настоящее время: Бельгия (фр. Royaume de Belgique), регион Валлония (Region Walloоn), провинция Льеж (Province Liège), муниципалитет во Французском сообществе Нёпре (Communauté française Neupré), деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах. Родственники: адрес неизвестен.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов (на 28.09.1941): 5 вылетов (в т.ч. 2 -по специальному заданию в тыл противника).

- воздушных боёв:

- сбил самолётов:

-  потопил: 

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения __.__.1907

Место рождения Ленинградская обл., г. Ленинград

Воинское звание майор ; подполковник

Воинская часть 118 разведывательный авиационный полк военно-воздушных сил Северного флота

Награды Орден Красного Знамени (2)

 

Информация из картотеки (ОБД “МЕМОРИАЛ”: https://clck.ru/356Bu6 ).

ID 75505548

Имя Виктор

Отчество Николаевич

Последнее место службы 65 ап СПЕЦНАЗ ГУВВС

Воинское звание полковник

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия 18.06.1944

Место выбытия Амер(ика).

 

Картотека награждений.

Васильев Виктор Николаевич

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1907

Воинское звание: подполковник

Кто наградил: СФ

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Дата документа: 08.11.1941

 

Экипаж PBN-1 Nomad («Номад») - Советской версии американского самолета-амфибии PBY "Catalina" (6 человек: 1. Командир - старший лётчик; 2. Младший лётчик; 3. Штурман; 4. Бортовой механик; 5. Бортовой техник; 6. Воздушный стрелок - радист):

1. Командир - старший лётчик: Васильев Виктор Николаевич (1907-1944), полковник, командир особой авиационной группы полковник (командир 118 авиаполка ВВС Северного флота), русский. Награды: Орден “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ”). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/vasilev-viktor-nikolaevich-5

2. Младший лётчик: Романов Николай Петрович (1904-1944), подполковник, русский. Награды: Ордена: “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (2), ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"1 СТЕПЕНИ. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

3. Штурман: Мосцепан Иван Федосеевич (1898-1944), полковник, главный штурман ВВС ВМФ СССР (участник операции Краснознамённого Балтийского флота по первой бомбардировке Берлина в 1944 году), русский. Награды: Орден “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ”. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

4. Бортовой механик: Скворцов Анатолий Михайлович (1915-1944), старший техник-лейтенант, русский. Награды: Ордена: “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ”, ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"1 СТЕПЕНИ. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

5. Бортовой техник: Чичкан Евгений Константинович (1918-1944), старший лейтенант-техник ( одновременно исполнял обязанности переводчика). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

6. Воздушный стрелок - радист: Кузнецов Николай Ефимович (1913-1944), старшина. Награды: Ордена: “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (2). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

 

Приложение:

1. 118 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Киркенесский полк ВВС СФ ("ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ":http://ava.org.ru/rap/118m.htm ; “ВИКИПЕДИЯ”: http://surl.li/jdhfm ; “Поисковое объединение ”ТРИЗНА", “Командный, начальствующий, политический состав ВВС ВМФ в 1941 - 1945 годах.”: https://clck.ru/352GF2 ; опубликовал: К.Б.Стрельбицкий К. Б., ник: Бортстрелок, Полковник”, адрес электронной почты: kbszajac@yandex.ru ); Разведывательная авиация Северного флота ("НАШЕЙ РОДИНЫ КРАСНЫЕ СОКОЛЫ": https://clck.ru/3555e6 ):

               "История. Сформирован 16 сентября 1939 года в трёхэскадрильном составе на базе 45-й морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильи и 18 самолётов с экипажами 15-го авиаполка Балтийского флота. Принимал участие в Зимней войне, вёл разведку коммуникаций противника до Тана-фьорда и Варангер-фьорда, побережья Баренцева моря, фотографировал территорию Финляндии, обеспечивал переброске войск морем в Петсамо, выполнял специальные задания штаба флота.

На 22 июня 1941 года базировался в Кольском заливе в бухте Грязная, имея в наличии 37 МБР-2 (32 исправных) и 7 ГСТ.

В составе Действующей армии: 22.06.1941 - 20.03.1943 года (как 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС Северного флота); 20.03.1943 - по 9.05.1945 года (как 118-й разведывательный авиационный полк ВВС Северного флота).

В задачи полка входили в частности поиск кораблей, поиск и уничтожение подводных лодок и мин противника, противолодочная оборона кораблей (включая противоминную и противолодочную оборону конвоев) и подходов к военно-морским базам, спасение на воде сбитых экипажей самолётов, переброска разведчиков в тыл, разведка арктической кромки льда и многие другие задачи.

С началом войны приступил к ведению разведки в интересах флота. Однако вскоре был перенаправлен на нанесение бомбовых ударов по рубежу Западная Лица, 29 июня 1941 года первая группа самолётов полка совершила удачный налёт, но вторая группа в полном составе, исключая один самолёт, была сбита немецкими истребителями. С 13 по 25 июля 1941 года полк ведёт охоту на эсминцы 6-й немецкой флотилии, и хотя особых успехов достигнуто не было, немецкие корабли были вынуждены под ударами вернуться на базу.

С 22 по 27 сентября 1941 года в состав полка включена 22-я отдельная авиационная эскадрилья, перелетевшая с Балтики и имевшая в составе 7 Че-2

С 6 по 13 июля 1942 года полк в частности вёл разведку и поиск транспортов печально знаменитого конвоя PQ-17.

В октябре 1942 года полк выделил одну эскадрилью для формирования 24-го минно-торпедного авиационного полка и в том же месяце на вооружение полка поступили истребители «Спитфайр»

В начале 1944 года полк получил переданные из 15-го гвардейского бомбардировочного полка два бомбардировщика B-25 модификации «G», вооружённые мощной 75-мм пушкой.

Силами полка неоднократно обнаруживался линейный корабль «Тирпиц», так 12 сентября 1943 года он был обнаружен на стоянке, что позволило британским ВМС осуществить диверсионную операцию и вывести из строя турбины корабля. 1 апреля 1944 года силами полка (один Пе-3 и два «Спитфайра») был обнаружен в Альтен-Фьорде линейный корабль «Тирпиц», который на следующий день подвергся удару шести британских авианосцев.

С июня 1944 года в полк начали поставляться американские гидросамолёты PBN-1 Nomad, и к 1 сентября 1944 году в полку было уже 8 таких самолётов.

В октябре 1944 года полк принял активное участие в Петсамо-Киркенесской операции, осуществляя разведку в интересах наземных войск. По окончании операции полк продолжил боевую работу по разведке в регионе в интересах флота.

За время войны полк действовал на различных видах самолётов: наряду с уже указанными, в разное время в состав полка входили такие самолёты, как СБ, Пе-3, даже редкий Як-4. Одна эскадрилья в полку была истребительной и в её состав входили Як-1, ЛаГГ-3, Hawker Hurricane, Curtiss P-40, Bell P-39 Airacobra

Кроме разведывательной работы, полк производил и вылеты на бомбардировку, в основном ночные, так ночь с 5 на 6 декабря 1941 года МБР-2 атаковали суда в порту Лиинахамари, повредив судно, а в ночь с 24 на 25 января 1943 года атака 12 МБР-2 на порт Киркенес привела к затоплению транспортного судна.

Командиры:

ВАСИЛЬЕВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Санкт-Петербургская губерния, губернский город Санкт-Петербург - 18.06.1944, КОРОЛЕВСТВО НОРВЕГИЯ, округ Тромс и Финнмарк, коммуна Хасвик, севернее города Хамерфест), подполковник (полковник), в должности: 22.06.1941 — 21.03.1942; погиб в должности командира особой авиационной группы по перегону американских гидросамолётов в СССР, оперция “Зебра”.

ПАВЛОВ НИКОЛАЙ ГЕРМАНОВИЧ (16.12.1909, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Санкт – Петербургская губерния, губернский город Санкт - Петербург - ), подполковник (полковник), в должности: 21.03.1942 — 1.07.1944.

ЛИТВИНОВ СЕМЁН КИРИЛЛОВИЧ (1.09.1905, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Екатеринославская губерния, Новомосковский уезд, Знаменская волость, деревня Лиманское - 12.03.1949, РОССИЯ, Архангельская область, Приморский муниципальный район, поселок Катунино), подполковник, в должности: 1.07.1944 — 9.05.1945.

Заместители по политической части:

ПОТАПЕНКО Василий Андреевич, полковой комиссар, в должности: 22.06.1941 — 2.10.1941.

БЛИНОВ Алексей Иванович, старший политрук, в должности: 2.10.1941 — 26.10.41, погиб.

РЕЗВАН Иван Алексеевич, старший политрук, батальонный комиссар, в должности: 10.11.1941 — 8.11.1942.

СОЛОВЬЕВ Николай Андреевич, батальонный комиссар (майор), в должности: 9.11.1942 — 12.07.1943.

МЕЩЕРИН Иван Епифанович, майор (подполковник), в должности: 12.07.1943 — 1.04.1944.

ЕМИН Моисей Савельевич, майор, в должности: 1.04.1944 — 9.05.1945.

Начальники штаба:

ВОРОНОВ Петр Иванович, майор, в должности: 22.06.1941 — 7.12.1941.

КАМЕНЩИКОВ Михаил Александрович, капитан (майор), в должности: 7.12.1941 — 25.10.1942.

ПРОНИН Алексей Степанович, майор (подполковник), в должности: 2.11.1942 — 9.05.1945.

- 65 истребительный авиационный полк специального назначения Главного Управления ВВС ВМФ ("Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap64m.php ):

             "История. Сформирован в сентябре 1941 г. в Саранске (Мордовия). Первоначально именовался 64 иап ОН. Специализировался на перегоне одноместных истребителей отечественного производства с заводов в авиаполки ВМФ. 08.06.42 г. переформирован на аэродроме Измайлово (ныне г. Москва) с наименованием 65 иап ОН. В период Великой Отечественной войны летчики полка участвовали в обеспечении боевых действий Военно-Морского Флота, в частности, осуществляли перегонку самолетов "Аэрокобра", "Кинг-Кобра", "Каталины", "Бостоны" и другие типы, поставляемые союзниками по лендлизу, а также выполняли боевые задачи, связанные с транспортными перевозками личного состава и боевой техники действующей армии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.44 г. полк награжден орденом Красного Знамени.

Приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота N0384 от 13.05.44 г. для 65 авиационного полка установлен годовой праздник - 8 июня - в честь дня его формирования в 1942 году.";

- Особая авиационная группа по перегону американских гидросамолётов в СССР ("Оперция “Зебра”; “ПОБЕДА РФ", “Трагедии «Операции Зебра», автор Сергей Гребёнкин, преподаватель, Военный институт иностранных языков МО США: https://clck.ru/3567Xa ; ”Между небом и морем": https://clck.ru/356A8o ):

Командование.

Командир: полковник ВАСИЛЬЕВ  ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ.

1 специальная группа – при 54-м смешанном авиационом полку ВВС, Беломорской военной флотилии (гарнизон Лахта).

Командование.

Командир: командир 54 смешанного авиационного полка подполковник ПАНКОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Штурман: флагманский штурман 54 смешанного авиационного полка майор ШАПКИН АРКАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Бортовой техник: заместитель командира 54 смешанного авиационного полка инженер-майор ДАВЫШЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ.

2 специальная группа  – при 16-м морском ближне-разведовательном авиационном полку ВВС, Тихоокеанского флота (гарнизон Суходол).

Командование.

Командир:

Штурман:

Бортовой техник:

                  "История началась 1 ноября 1941 года, когда по настоянию президента США Рузвельта американский Конгресс выделил 1 млрд. долларов (17 млрд. по текущему обменному курсу) в качестве военной помощи СССР, известной как Ленд-лиз. Одним из маршрутов доставки американского военного снаряжения для сражающейся Красной армии стал североатлантический коридор. Из-за значительных материальных и человеческих потерь, которые несли союзники в ходе транспортировки грузов, перед советским командованием встал вопрос об организации патрулирования маршрута доставки силами морской авиации, способной выслеживать и уничтожать немецкие подлодки, сбивать вражеские самолеты, сопровождать конвои и проводить поисково-спасательные операции в морских условиях.

                 К сожалению, советская военно-морская авиация не имела в своём составе самолетов, подходящих для выполнения перечисленных задач. Проблема усугублялась еще и тем, что единственный советский завод, который был способен разработать и наладить выпуск модернизированных самолетов-амфибий находился в руках немцев на территории Восточной Украины.

                 Проблемы с доставкой ленд-лизовской помощи рассматривались лидерами СССР и США в ходе их первой встречи, состоявшейся в Тегеране в 1943 году. На этой же встрече Советский Союз обязался после окончания войны с Германией начать боевые действия против Японии. Сталин и советское командование осознавали, что успех этой операции мог быть достигнут при наличии у Советского Союза мощной амфибийной авиации. Такими самолётами обладали тогда только США, имевшие на вооружении построенные по последнему слову морской авиационной техники самолеты-амфибии типа PBY (более известные как Catalina). По мнению Сталина и командования ВМФ, 150 таких машин явились бы гарантией успешной операции на Дальнем Востоке.

                Так родился сверхсекретный совместный советско-американский проект, вошедший в историю сотрудничества СССР и США в годы войны под кодовым названием «Операция Зебра».

                 На сегодняшний день не существует документально подтвержденных объяснений названия операции. По мнению ряда военных экспертов, дикое животное с черно-белыми полосами является метафорой многосторонней операции, участие в которой, помимо СССР и США, принимали и Королевские ВВС Великобритании.

                 Советская версия американского самолета-амфибии PBY получила название PBN-1 Nomad («Номад»).

                 Курировали проект с советской стороны министр иностранных дел В. М. Молотов, а с американской – вице-адмирал Патрик Беллинджер (Patrick Bellinger), командующий морской авиацией.

«Операции Зебра» был дан зеленый свет.

                Помимо производства и передачи Советскому Союзу самолётов-амфибий, «Операция Зебра» предусматривала перевод на русский язык всей технической документации по самолетам и подготовку советских пилотов. В качестве места проведения учебно-тренировочной части операции был выбран Элизабет Сити в штате Северная Каролина.

                3 апреля 1944 г. первая группа из 10 советских военнослужащих под командованием майора Пешарова прибыла в Элизабет Сити. Впервые в истории отношений между нашими странами им предстояло осуществить секретный советско-американский проект на территории США, работая плечом к плечу с их американскими союзниками. Через две недели, 17 апреля, прибыла очередная группа из 15 человек во главе с полковником Виктором Васильевым, принявшим командование над всеми 25 военнослужащими.

Целью Васильева было завершение подготовки за 20 дней после прибытия личного состава на базу.

                 К концу июня 1944 г. первые советские авиаторы, прошедшие подготовку на территории США, получили свои боевые приказы. В соответствии с ними, 25 новых самолётов-амфибий с советско-американо-британскими экипажами должны были осуществить перелёт по кратчайшему маршруту на североатлантический ТВД для борьбы с немецкими подлодками. Отрезок маршрута от Элизабет Сити до Гандера в канадском Ньюфаундленде самолёты вели американские лётчики, где их сменяли англичане, отвечавшие за участок от Гандера до Рейкьявика в Исландии. Последний этап протяжённостью 595 км на восток от Исландии до Мурманска или Архангельска входил в зону ответственности советских экипажей. Перелёт из США в СССР общей протяжённостью 7242 км должен был занять 25-30 дней в зависимости от скорости и направления ветра. После посадки в СССР под крыльями самолётов устанавливались 4 авиационные бомбы, в нижней части фюзеляжа крепились глубинные заряды, а в грузовой отсек загружали тысячи пулемётных патронов 50-го калибра.

                 22 июня 1944 г. последний из 25 «Номадов» под командованием полковника Васильева взял курс из Рейкьявика на Норвегию. В своем последнем радиосообщении Васильев передал, что высота полета 500 метров, экипаж наблюдает по курсу движения немецкие подлодки.

                Самолёту и его экипажу не суждено было достичь родных советских берегов. В период с 23 по 30 июня советские и британские летчики совершили несколько поисково-спасательных вылетов в район крушения экипажа Васильева.

                По официальной советской версии, самолет был атакован и сбит немецкими истребителями, поднятыми в воздух после получения информации с одной из РЛС на побережье Норвегии. По неофициальной версии, информация о маршруте самолёта была передана агентом немецкой разведки, служившим в штабе советских ВВС. Гибель полковника Васильева и его подчинённых имела далеко идущие последствия для всей “Операции Зебра”.

                 С этого момента советским военнослужащим-участникам операции запрещалось передавать какую-либо информацию о ней, что делало этих людей в глазах их родственников и друзей пропавшими без вести.

                 Другим значимым последствием трагедии стало закрытие маршрута доставки Атлантический океан-Исландия и замена его на более продолжительный северный путь через Аляску.

                 Однако, как считали советские руководители, по мере расширения сотрудничества между союзниками и увеличения объёмов ленд-лизовской помощи, росла и угроза проникновения иностранных разведок на территорию Советского Союза. В результате, по личному указанию Сталина, американским экипажам было запрещено входить в советское воздушное пространство и садиться на советских аэродромах. Ответная реакция властей США не заставила себя долго ждать, и теперь уже советские летчики были лишены возможности перегонять «Каталины», находясь в американском небе.

                 Протяжённость нового маршрута составила 10461 км, тогда как время в пути могло занимать до 14 дней в зависимости от метеоусловий и количества посадок для дозаправки самолета.

                  Через 63 года после его трагической гибели в 1944 г. сильно искорёженные останки его летающей амфибии были найдены военнослужащими 188-го разведывательного батальона ВС Норвегии недалеко от горы Андоттен. Согласно их донесению, в корпусе самолета отсутствовали пулевые пробоины или какие-либо другие повреждения, дающие основания утверждать, что самолет погиб в результате воздушного боя.

                 Норвежская сторона смогла установить имена и фамилии членов экипажа: подполковник Н.П. Романов, полковник И.Ф. Мосцепан, старший техник-лейтенант А.М. Скворцов, старшина Н.Е. Кузнецов, старший техник-лейтенант Е.К. Чичкан и полковник В.Н. Васильев.

                10 января 1945 года. Перелёт и доставка 100 самолётов по новому южному маршруту прошли успешно. Последняя группа должна была отправиться в путь вечером следующего дня. Экипажи, как обычно, провели проверку работы навигационных приборов и средств связи. В 20:00 следующего дня экипаж из 9 человек, включая одного британца, канадца и семерых советских пилотов, поднял в воздух свою огромную летающую машину и взял курс на Южную Америку. Этот самолёт и его смешанный интернациональный экипаж стал вторым, не достигшим своего места назначения.

                 Официальной причиной катастрофы, произошедшей в ночное время через пять минут после взлёта и закончившейся падением самолёта в реку Пасквотанк, стала ошибка британского пилота при пилотировании. В ходе поисково-спасательной операции, предпринятой в условиях сильного ветра и волнения в океане, удалось обнаружить и спасти одного британского и трёх советских пилотов. Пять других членов экипажа – офицеры ВМФ СССР капитан Н.М. Чиков, капитан В.М. Левин, лейтенант Д.М. Медведев, лейтенант Н.Н. Чизов и офицер королевских ВВС Великобритании гражданин Канады Питер Натарос считаются погибшими. Точная причина катастрофы не установлена.

                В общей сложности в США для нужд ВВС СССР было построено 185 “Номадов”. Первые 25 машин представляли собой исключительно морской вариант гидросамолёта, способного взлетать и садиться только на водную поверхность. Оставшиеся 160 самолётов могли совершать взлёт и посадку как на воде, так и на суше.

                 Летом 1945 г. операция “Зебра” вступила в свою завершающую стадию. Последняя партия из 25 машин сошла с производственной линии на заводе в Филадельфии и была переправлена морским паромом в Элизабет Сити.

                 Десятилетиями информация об “Операции “Зебра” оставалась под грифом “Совершенно секретно” в обеих странах. 31 декабря 2012 г. МО США официально сняло с неё гриф секретности.

                 В мае 2017 г. в офисе мэра Элизабет Сити Джозефа Пила раздался телефонный звонок. Звонили из посольства РФ в Вашингтоне. Звонивший представился Максимом Алексеевым, руководителем совместной российско-американской Комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. Вскоре состоялась и их первая встреча, в которой участвовал его американский коллега Джеймс Коннел. На встрече городские власти Элизабет Сити были проинформированы, что правительства РФ и США хотели бы увековечить память участников этой давно забытой программы. Российский представитель продемонстрировал и макет бронзового монумента весом 25 тонн и высотой 4 метра, на котором на фоне гигантского “Номада” плечом к плечу стоят советский, американский и британский лётчики. В ходе встречи было объявлено, что МО РФ возьмёт на себя финансирование работ по изготовлению, транспортировке и установке монумента.

               Однако в ходе дальнейших обсуждений, проходивших в атмосфере резкой эскалации напряжённости в российско-американских отношениях, несколько членов городского совета, ранее выступавших за установку монумента, резко изменили свои позиции и отказались от утверждённого ими плана. В результате горсовет Элизабет Сити большинством голосов постановил, что не будет подписывать меморандум о взаимопонимании с российской стороной.";

2. Подполковник (полковник) ВАСИЛЬЕВ В. Н. в:

- "Списке личного состава 118 отдельного Краснознаменного морского ближне - разведывательного авиационного Киркенесского полка ВВС ВМФ (СФ), увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице гвардии полковника ЛИТВИНОВА С. К. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/litvinov-semen-kirillovich ;

3. Фотографии:

- личная и групповая подполковника (полковник) ВАСИЛЬЕВА В. Н. ("Лётчикам - защитникам Советского Заполярья - посвящается": https://clck.ru/355zer ):

авторское описание групповой: "1942год. В полку бомбардировочной авиации Северного флота. Слева направо: Чухновский Ю. Г., известный полярный летчик, Жаров А. А, командир полка В.Н. Иванов." (уточнение поисковик Высоцкой М., Чернакова Г.: командир полка подполковник (полковник)  ВАСИЛЬЕВ В. Н.);

о персоналиях:

ЧУХНОВСКИЙ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ (9.04.1898 - 30.09.1975), подполковник (полковник), заместитель командира 118 омбрап. Один из первых полярных лётчиков;

ЖАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (13.04.1904 – 7.09.1984), батальонный комиссар (полковник). Автор стихотворения к песне – гимну пионерской организации СССР «Взвейтесь кострами, синие ночи!»;

-  советского транспортного гидросамолета ГСТ (морской разведчик; лицензионная копия американской летающей лодки PBY-1 "Catalina".) в т. ч. материальная часть 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка, ВВС ВМФ (СФ: "Оружие СССР и России: http://surl.li/jdhwg );

- 118  отдельный морской ближне-разведывательный авиационный полк, ВВС ВМФ (СФ; “ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/rap/118m.htm ):

авторское описание:

“118 омбрап. Летающая лодка ГСТ полка. Подготовка к боевому вылету."; 2 фотографии;

“118 омбрап. 1941 -1942 гг. Экипаж самолета ст.аршего лейтенанта Елькина.";

“118 омбрап (предположительно). 1941 -1942 гг. МБР-2, тактические номера 1 и 3, Северного флота.”;

“118 омбрап. Зима 1942 - 1943 гг. Гидроаэродром Грязная губа. Личный состав и летающие лодки МБР-2 у ангара.";

“118 омбрап. 1942 г. Летчики полка у самолета МБР-2.";

- американского самолета-амфибии PBY “Catalina” (“Трагедии «Операции Зебра», автор Сергей Гребёнкин, преподаватель, Военный институт иностранных языков МО США: https://clck.ru/3567Xa );

- "Особая авиационная группа по перегону американских гидросамолётов в СССР ("Оперция “Зебра”; ”Между небом и морем": https://clck.ru/356A8o ):

авторское описание: "1944. Военнослужащие Особой авиационной группы по перегону американских гидросамолётов в СССР (3-й справа, с большой долей вероятности, полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.";

- открытия памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н. (“В Норвегии открыли памятник погибшим в 1944 году советским лётчикам.”: https://www.murman.ru/news/2021/10/14/0549 ); 4 фотографии: 

авторское описание: “7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.”;

- захоронения (в настоящее время): Бельгия (фр. Royaume de Belgique), регион Валлония (Region Walloоn), провинция Льеж (Province Liège), муниципалитет во Французском сообществе Нёпре (Communauté française Neupré), деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах ("ВикибриФ": https://clck.ru/3566Dc ; Американское военное кладбище Невиль-ан-Кондроз: https://clck.ru/3566wH );

"Американское кладбище и мемориал в Арденнах - американское военное военное кладбище времен Второй мировой войны, расположенное в деревне, недалеко от юго-восточной окраины Нёпре, примерно в 20 км к юго-западу от Льеж в Бельгии. Кладбище, посвященное в 1960 году, содержит 5 329 американских погибших на войне и занимает площадь в 90,5 акров (36,6 га). Это одно из трех американских военных кладбищ в Бельгии, два других находятся в Flanders Field и Henri-Chapelle и находятся в ведении Американской комиссии по боевым памятникам.";

4. Список личного состава 118 отдельного Краснознаменного морского ближне - разведывательного авиационного Киркенесского полка ВВС ВМФ (СФ), увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”:

Бобков Сергей Дмитриевич (22.09.1915 - ), младший лейтенант, младший лётчик экипажа 4 авиационной эскадрильи. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/bobkov-sergey-dmitrievich

Наконечный Филипп Давидович (27.10.1917 - 11.07.1941), военный техник 2 ранга (лейтенант), бортовой техник экипажа 4 авиационной эскадрильи. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/nakonechnyy-filipp-davidovich ;

5. Подполковник (полковник) ВАСИЛЬЕВ В. Н. (Информация о гибели экипажа самолета "Каталина"; “В Норвегии открыли памятник погибшим в 1944 году советским лётчикам.”: https://www.murman.ru/news/2021/10/14/0549 ):

                 «В норвежском муниципалитете Хасвике губернии Финмарк западнее Хаммерфёста возле 350-метровой горы Андоттен был открыт мемориал шести советским лётчикам, погибшим в авиакатастрофе при перегоне из США в СССР самолета-амфибии "Каталина". В густом тумане 17 июня 1944 года самолёт врезался в отвесную скалу, в результате чего весь экипаж погиб.

Советские лётчики летели из США в Мурманск через Исландию и были переодеты в американскую военную форму. Их останки были захоронены немцами на местном церковном кладбище. После войны в 1946 году похоронная служба армии США эксгумировала останки и перезахоронила на военно-мемориальном кладбище "Арденны" в Бельгии.

В 2017 году российская сторона начала проработку вопроса установки памятника с норвежскими властями. Согласование заняло четыре года, и 7 октября 2021 года барельеф был торжественно открыт в присутствии официальных лиц трёх стран: Норвегии, России и США.

Доставка бронзовой плиты барельефа была осуществлена из Москвы в Мурманск самолётом Северного флота, а в Норвегию уже доставлена транспортом Министерства иностранных дел России.

На барельефе изображены три пилота в военной форме стран-союзниц по антигитлеровской коалиции, гидросамолёт "Каталина" и написаны имена погибших советских лётчиков. Также на русском, английском и норвежском языках начертана памятная надпись: "В память о советских лётчиках, погибших 17 июня 1944 года при выполнении задания по перегону самолётов "Каталина" из США в СССР в рамках программы “Ленд-Лиз.”;

6. Информация о: 1. Административном делении; 2. Портале “Лётчикам - защитникам Советского Заполярья - посвящается”; 3. Захоронении - поисковик Марина Высоцкая (РОССИЯ, Курская область, г. Курчатов); 2. Командовании 118  омбрап -поисковик Геннадий Чернаков (ФРГ, г. Берлин).

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание Полковник.
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность Командир 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка ВВС ВМФ СФ.
Место рождения Российская империя, Санкт-Петербургская губерния, губернский город Санкт-Петербург.
Годы службы 1924 1944
Дата рождения 1907
Дата смерти 18.06.1944

Документы

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Информаия из картотеки.

Информаия из картотеки.

Информаия из картотеки.

Информаия из картотеки.

Фотографии

Полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.

Полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.

Полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.

Полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.

Полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н. (справа).

Полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н. (справа).

Советский транспортный гидросамолет ГСТ (морской разведчик) в т. ч. материальная часть 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка, ВВС ВМФ (СФ).

Советский транспортный гидросамолет ГСТ (морской разведчик) в т. ч. материальная часть 118 отдельного морского ближне-разведывательного авиационного полка, ВВС ВМФ (СФ).

118 омбрап. Летающая лодка ГСТ полка. Подготовка к боевому вылету.

118 омбрап. Летающая лодка ГСТ полка. Подготовка к боевому вылету.

118 омбрап. Летающая лодка ГСТ полка. Подготовка к боевому вылету.

118 омбрап. Летающая лодка ГСТ полка. Подготовка к боевому вылету.

118 омбрап. 1941 -1942 гг. Экипаж самолета старшего лейтенанта Елькина.

118 омбрап. 1941 -1942 гг. Экипаж самолета старшего лейтенанта Елькина.

118 омбрап (предположительно). 1941 -1942 гг. МБР-2, тактические номера 1 и 3, Северного флота.

118 омбрап (предположительно). 1941 -1942 гг. МБР-2, тактические номера 1 и 3, Северного флота.

118 омбрап. Зима 1942 - 1943 гг. Гидроаэродром Грязная губа. Личный состав и летающие лодки МБР-2 у ангара.

118 омбрап. Зима 1942 - 1943 гг. Гидроаэродром Грязная губа. Личный состав и летающие лодки МБР-2 у ангара.

118 омбрап. 1942 г. Летчики полка у самолета МБР-2.

118 омбрап. 1942 г. Летчики полка у самолета МБР-2.

Американский самолет-амфибия PBY "Catalina".

Американский самолет-амфибия PBY "Catalina".

09.1921 г. Г. Мурманск. Доставка бронзовой плиты барельефа, из г. Москвы в г. Мурманск, самолётом Северного флота.

09.1921 г. Г. Мурманск. Доставка бронзовой плиты барельефа, из г. Москвы в г. Мурманск, самолётом Северного флота.

7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.

7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.

7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.

7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.

7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.

7.10.1921 г. Королевство Норвегия. Открытие памятника, на месте гибели и первичного захоронения, экипажа полковника ВАСИЛЬЕВА В. Н.

Захоронение: Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Захоронение: Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

Бельгия, регион Валлония, провинция Льеж, муниципалитет во Французском сообществе Нёпре, деревня Невиль-ан-Кондроз, американское кладбище и мемориал в Арденнах.

05.1944. Военнослужащие Особой авиационной группы по перегону американских гидросамолётов в СССР (3-й справа, с большой долей вероятности, полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.

05.1944. Военнослужащие Особой авиационной группы по перегону американских гидросамолётов в СССР (3-й справа, с большой долей вероятности, полковник ВАСИЛЬЕВ В. Н.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: