Виноградов Александр Николаевич
Виноградов
Александр
Николаевич
гв. техник-лейтенант / механик-водитель тяжелого танка КВ
14.11.1923 - 22.12.2002

История солдата

                   ... НЕТ, НЕ ЗАБУДЕТ СОЛДАТ!

В 1938 году наша семья переехала из Владимира в Тамбов к новому месту службы отца. Здесь я поступил в восьмой класс. В 1941 году, учась в десятом классе, занимался в аэроклубе.

18 июня 1941 года я получил аттестат об окончании средней школы. Разумеется, каждый выпускник задавал себе вопрос: кем быть? Кто-то хотел идти в вуз, кто-то на производство. Выбор был большой. Я же свой выбор сделал давно - стать летчиком. Закон­чив школу, можно учиться дальше - через аэроклуб в военном летном училище.

А пока, после выпускного вечера, мы планировали всем клас­сом в выходной день 22 июня отправиться загород и вместе про­вести этот день.

Но все наши мечты и планы в одночасье оказались разру­шенными. Началась Великая Отечественная война.

Моя учеба в аэроклубе продолжалась успешно. В августе начались учебные полеты на загородном аэродроме, но в сле­дующем месяце они были прекращены из-за непогоды. Дождевая вода так пропитала почву, что колеса врезались в землю. Надо было ждать подмерзания почвы, чтобы с колес перейти на лыжи.

В это же время аэроклуб был переведен в разряд летных школ, мы стали числиться курсантами, получили военную форму и переведены на казарменное положение. С наступлением замороз¬ков полеты возобновились. Стали летать с рассвета и дотемна.

Весной 1942 г. успешно сдавших государственные экзамены направили в Челябинскую военную авиашколу механиков. Про­шло три месяца учебы. Мы стали ждать направления в школу во­енных летчиков. Увы, согласно приказа командования, успешно сдавшие экзамены переводились для продолжения дальнейшей учебы в Челябинское танковое училище. Так я стал курсантом- танкистом и навсегда простился со своей мечтой стать летчиком.

Начались дни учебы. В основном мы изучали устройство танка, работу его агрегатов. Но наступил день, когда обучение кончилось. Выпускникам училища было присвоено воинское зва­ние лейтенант - механик-водитель тяжелого танка КВ. Затем мар­шевая рота, формирование экипажей и отправка на фронт.

Прибыв на станцию Починок, мы были приданы 233-й тан­ковой бригаде, с ней я прошел весь свой фронтовой путь, начиная с Западного фронта.

В одном из боев был убит заместитель командира по техни­ческой части, а моя машина была подбита (болванкой разбило направляющее колесо). Танк отправили на сборный пункт ава­рийных машин, а меня назначили на место погибшего заместите­ля командира.

Через некоторое время всех офицеров - водителей танков KB вообще сняли с машин и назначили на технические должности. Дело в том, что бригада воевала на иностранных танках, полу­чаемых по ленд-лизу: из Англии - «Валентайн», «Матильда», из США - «МЗ-С». Но эти танки по своим тактико-техническим ха­рактеристикам не удовлетворяли потребностей фронта. Ожида­лось, что мы получим новые машины американского производ­ства МЧ-А2.

Наша часть, исчерпав свои силы, была выведена из боев и отправлена на переформирование под Москву, в город Наро-Фо­минск. Здесь всех офицеров технической службы направили в танковый центр на учебу, которая закончилась в декабре 1943 года. Вскоре получили новую технику - танки МЧ-А2. Еще десять су­ток на ознакомление с новыми машинами, их особенностями. И снова в Действующую армию.

Повезли на Фастов. По пути - остановка в чистом поле. При­каз: немедленная разгрузка. Но как? Площадки для неё нет. Танк не может развернуться на месте, ему нужен определенный градус разворота. Но начальство требовало: немедленно!

Комбриг собрал весь технический персонал, командиров машин и попросил высказать свои мнения по существу. Старшина- регулировщик первого батальона предложил свой план. Так как у него уже была подобная ситуация, рассказал, что и как надо де­лать. Комбриг дал добро. Смысл состоял в следующем: надо по­добрать места, чтобы от земли до высоты платформы расстояние было не более метра, поставить наблюдателей с обеих сторон платформы и в ее центре, перед местом приземления машины настелить два слоя разбитых железнодорожных шпал для умень­шения угла соприкосновения носа машины с землей.

Подготовились, заняли свои места, открыли борта платформ, механики сели за рычаги. Разгрузка машин прошла благополучно. Экипажи стали проверять работу агрегатов и систем. Всё было в норме.

Об одной важной детали. На танках МЧ-А2 опорные и под­держивающие катки, траки гусениц были обрезинены (меньше износ металлических деталей, меньше шума при движении). Но осень 1943 и весна 1944 годов на Украине были дождливыми, с раскисшими дорогами и полями. Покрытие дорог, грязь и сырая резина способствовали скольжению и боковому юзу машин, а глав­ное - их опрокидыванию. К тому же ширина траков была на треть меньше, чем у Т-34. Поэтому надо отдать должное производителям МЧ-А2: они быстро среагировали на наши замечания - в после­дующем мы получали машины модернизированными.

Военные действия продолжались. Наша часть форсировала реку Прут, с ходу вступила в бой за город Яссы. Ранее мы понес­ли значительные потери в технике и людях. Нас вывели на до­укомплектование. В боях за Яссы меня ранило. Из госпиталя в часть вернулся в конце июля 1944 года.

Получив пополнение, вступили в бои на направлении Яссы - Бухарест. Приняли участие в освобождении Румынии, Австрии, Чехословакии. В ноябре 1944 г. в Венгрии в местечке Тюшпок- ладань бригаде было вручено гвардейское знамя, а бойцам и ко­мандирам - правительственные награды.

В марте 1945 г. в боях за город Веспрем я был вторично ра­нен, на этот раз тяжело. Из будапештского госпиталя вернулся в часть в начале мая. В чехословацком местечке Рожмиталь мы уз­нали о капитуляции гитлеровской Германии. Война в Европе кон­чилась. Вся техника была передана другим частям, а личный со­став бригады привезли в монгольский город Чойбалсан, где нас ожидала новая техника.

В связи вступлением СССР в войну с Японией наша часть двинулась вперед. Необходимо было преодолеть степи и Боль­шой Хинган, пустыню Гоби. Из-за размытых дорог и залитых во­дой полей нам предстояло пройти до 200 километров по шпалам железнодорожного полотна, отбивая атаки японских лётчиков- смертников.

21 августа часть вступила в город Мукден. Нам было прика­зано остановиться, соседние части пошли дальше по направле­нию к Порт-Артуру.

Второго сентября 1945 г. мы узнали об окончании операции. Это был второй праздник Победы. За боевые заслуги 233-я тан­ковая бригада 5-го механизированного корпуса стала именоваться: 46-й гвардейский, дважды Краснознаменный, орденов Суворова и Кутузова Днестровско-Венский танковый полк. Весь личный состав был награжден орденами и медалями.

Мой фронтовой путь отмечен двумя орденами Отечественной войны, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».

В сентябре 1945 года полк возвратился в СССР и был рас­квартирован на 74-м разъезде Оловянинского района Читинской области.

В мае 1947 года я демобилизовался из армии.


 

Регион Тамбовская область
Воинское звание гв. техник-лейтенант
Населенный пункт: Тамбов
Воинская специальность механик-водитель тяжелого танка КВ
Место рождения Владимир
Годы службы 1941 1947
Дата рождения 14.11.1923
Дата смерти 22.12.2002

Боевой путь

Место призыва Тамбовский РВК, Тамбовская обл., Тамбовский р-н
Дата призыва 1942
Боевое подразделение 46 гв. тбр 9 гв. мк 2 УкрФ (

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: