Юркевич Иван Иванович
Юркевич
Иван
Иванович
полковник

История солдата

Военный лётчик-истребитель, лётчик-снайпер, совершивший более 600 боевых вылетов и одержавший 12 побед в воздушном бою. Окончил Чугуевское ВАШП 1942 г. Воевал на Карельском и Волховском фронтах. Защищал небо Ленинграда, небо Мурманска, небо Гипербореи. После войны служил в Кубинке. Неоднократно принимал участие в авиационных парадах над Красной площадью в Москве. Воин-интернационалист. Защищал небо Китая и Кореи. Первый советский лётчик сбивший самолёт противника: F-86.

Регион Украина
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Украина

Боевой путь

Полковник Юркевич Иван Иванович

(1921 - 2010)

Родился 10 декабря 1921 года в селе Печенюги Черниговской области на Украине. Окончил Шосткинский химико-технологический техникум и одновременно аэроклуб. Старшим товарищем по техникуму и аэроклубу, а затем и авиационному училищу у него был Иван Никитович Кожедуб, впоследствии трижды Герой Советского Союза.

В 1940 году Юркевич И.И. поступил в Чугуевское авиационное училище летчиков истребителей. Летчиком-инструктором авиационной  группы И.И. Юркевича был старший лейтенант Мартынов А.В. По воспоминаниям И.И. Юркевича это человек, сыгравший большую роль в его лётной работе, с началом войны вылетел на фронт и стал одним из первых Героев Советского Союза. Война нарушила ход обучения, училище было эвакуировано в Среднюю Азию. По окончании училища в мае 1942 г. Юркевич И.И. был оставлен летчиком-инструктором, но с июня 1942 г. сержант И.И. Юркевич уже на фронтах Великой Отечественной войны.

В августе 1942г. на аэродроме «Африканда» И.И. Юркевич принял участие в своём первом воздушном бою. Бой проходил прямо над аэродромом сразу после взлета против трех немецких «мессеров» Ме-109е. Один самолет врага был сбит им на глазах всего личного состава полка. Аналогичный эпизод был показан в любимом многими зрителями художественном фильме «В бой идут одни старики». Немецкий летчик выбросился из горящего самолета, приземлился и был пленен. На допросе он сообщил, что прибыл с западного фронта из Франции и совершал свой первый полет для разведки нашей аэродромной сети. И был сбит при первом же вылете.

С этого момента начались напряженные боевые будни. Юркевич И.И. выполнял разные боевые задачи: сопровождал бомбардировщики, наносил штурмовые удары по войскам и аэродромам противника, прикрывал от вражеских налетов войска и объекты фронта и тыла, вёл воздушные бои. К концу войны лейтенант И.И. Юркевич выполнил более 300 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил  11 самолетов противника.

После окончания войны Юркевич И.И. в составе полка принимал участие в подготовке  к параду Победы в небе над Красной площадью в Москве. Полет самолетов был отменен, из-за сильного тумана над Москвой в этот день. Однако 18 августа 1945 г. в день Военно-Воздушного Флота СССР, проводился парад с показом Правительству страны и иностранным дипломатическим представительствам, современной авиационной техники. Капитан Юркевич показал одиночный пилотаж на современном истребителе на малых высотах. Он продемонстрировал присутствующим высокие летно-тактические характеристики самолета Як-9у, в том числе скорость, тяговооруженность, маневренность, аэродинамические качества, и высокий уровень подготовки личного состава Военно-Воздушного Флота страны.

В мирное время для Юркевича началась напряженная учебно-боевая работа, проведение войсковых  испытаний новых самолетов, участие в подготовке воздушных парадов. 29-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором служил И.И. Юркевич, дислоцировался в Кубинке, в феврале 1949 года  первым в ВВС приступил к освоению нового реактивного истребителя МиГ-15. Параллельно с войсковыми испытаниями МиГ-15 летчики 29 ГИАП  готовились к участию в воздушных парадах на новой авиационной технике.

В феврале 1950 года полк, в котором служил И.И. Юркевич, был направлен в КНР, была поставлена задача прикрыть с воздуха от ударов гоминдановской авиации город Шанхай. Полк был вооружен новыми реактивными истребителями МиГ-15, которые имели высокие летно-тактические характеристики и пушечное вооружение: две пушки калибра 23 мм и одна калибра 37 мм. Скорость самолета была более 1000 км/час.

Прибытие полка на самолетах МиГ-15 в Китай коренным образом изменило обстановку в действиях противника. Стоило нашим летчикам подняться в воздух на перехват авиации противника, как их самолеты, не вступая в бой, возвращались на свои аэродромы. Гоминдановская авиация старалась изменить тактику действий и перешла к налетам ночью. Но первый же налет на г. Шанхай ночью провалился. В воздушном бою был сбит стратегический бомбардировщик Б-29, а экипаж, состоящий из 12 человек, погиб.

25 июня 1950 года началась Корейская война, война между КНДР и Республикой Корея. Во время войны в Корее - в составе первой волны советских пилотов – гвардии капитан, командир 3-й авиационной эскадрильи 29-го Гвардейского истребительно авиационного полка Юркевич И.И. за время боевых действий лично сбил самолёт противника.

До конца декабря 1950 года лётчики 29-го Гвардейского ИАП около десятка раз встречались в небе Кореи с новейшими американскими истребителями F-86 "Сейбр", но только 21 декабря одержали первую победу над ними. Был обычный вылет в район Сингисю, четвёрку "МиГов" из 3-й эскадрильи вёл её командир гвардии капитан И. И. Юркевич. Неожиданно на встречном курсе они обнаружили группу из восьми F-86. Наши истребители были выше противника и Юркевич, зайдя со стороны солнца, атаковал эту группу "Сейбров" и поразил один из них короткой очередью из 37-мм пушки (всего 3 снаряда). Он видел, как один из снарядов поразил крыло F-86 на стыке с фюзеляжем, и тот провалился вниз. Однако прикрывающая группа F-86, которая шла сзади основной группы, атаковала  группу  Юркевича. Очереди "Сейбра" поразили самолёт Юркевича, но МиГ-15 выдержал удар "Сейбра" и благополучно вернулся на свою базу аэродром Андунь, привезя 21 пробоину калибра 12,7 мм, три из которых попали в турбину. Самолёт был восстановлен техническим составом полка на следующий день. Это был первый случай поражения F-86 «Сейбра». По воспоминаниям И.И. Юркевича, летчик со сбитого самолета катапультировался и был пленен. Интересен факт, что 2000 году два полковника американских ВВС, после работы в архиве о корейской войне, посетили И.И. Юркевича. Состоялся деловой разговор об описанном выше воздушном бое и о войне в Корее в целом.

23 января 1951 г. стал последним днем боевой работы 29-го ГИАП в Корее. Полк 23-24 января перебазировался на аэродром Аньшань, передал свою материальную часть 151-й ГИАД и в период 12-15 февраля отбыл в СССР. По результатам своей боевой деятельности (27 воздушных боёв, сбито 37 самолетов противника) является одним из самых результативных частей 64-го ИАК в Корее.

После окончания правительственной командировки Юркевич И.И. был принят в Военно-воздушную академию, ныне Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина.  В процессе обучения в Академии неоднократно принимал участие в парадах на Красной площади в г. Москве. В 1955 году он окончил Академию ВВС и продолжил летную работу на командных должностях.  В дальнейшем И.И. Юркевич  проходил службу в штабах дивизий и Воздушных армий Советского Союза.

В 1967 г. был зачислен в штат Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Следует особо отметить плодотворную работу полковника Юркевича И.И. в Генеральном штабе под руководством прославленных полководцев: маршалов Советского Союза Гречко А.А., Куликова В.Г., Ахрамеева С.В., его непосредственного начальника маршала авиации Силантьева А.П. Полковник Юркевич И.И. вписал славную страницу в деятельность мозгового центра Армии – Генерального штаба. Полковник Юркевич работая в составе главного оперативного управления ГШ использовал свои знания и большой практический опыт, успешно решал задачи направленные на дальнейшее повышение боевой готовности ВВС Советского Союза.

С 1979 по 1991 год полковник И.И. Юркевич служил в Штабе объединенных Вооруженных сил государств-участников Варшавского Договора.

За годы службы в Вооруженных силах СССР летчик-снайпер, летчик-истребитель, участник Великой Отечественной и Корейской войны, воин-интернационалист Иван Иванович Юркевич совершил 600 боевых вылетов и лично сбил 12 самолетов противника. За боевые действия в двух войнах полковник Иван Иванович Юркевич награжден: орденом Ленина; орденом Боевого Красного знамени; орденом Славы Ш степени; орденом Отечественной войны II степени; орденом Красной звезды и многими боевыми медалями. Женат. Имеет двух дочерей, внука и правнука.

Умер в Москве 19 ноября 2010 года. Памятник находится на Николо-Архангельском кладбище города Москвы.

Воспоминания

Вершинин Борис Владимирович

ВОЗВРАЩЕНИЕ!



Возвращенье с войны -
Возвращенье из пламени ада,
Возвращенье домой -
Возвращенье в объятья цветущего сада.
Ты целуешь берёзу и ласкаешь её,
Как родную, любимую Маму,
Она ветви склонила и шепчет,
Как она нескончаемо рада.
Ты лежишь на земле,
Прижимаясь в объятьях всем телом,
Это Родина-мама, и в счастье,
Она тебя - в изумрудную нежность одела.
Ты на небо глядишь,
Растворяясь в рубине рассвета.
Возвращенье домой -
Возвращенье к Небесному свету...

Награды

Благодарственное письмо

Благодарственное письмо

Благодарность командующего

Благодарность командующего

Наградной лист_1

Наградной лист_1

Наградной лист_2

Наградной лист_2

Наградной лист_3

Наградной лист_3

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: