Зеленовский Станислав Теофилович
Зеленовский
Станислав
Теофилович
сержант / шофёр спецмашин службы горюче-смазочных материалов
Дата рождения: 1912

История солдата

Зеленовский Станислав Теофилович родился в 1912 году в Каменец-Подольской области, Ярмолинецком районе, с. Татаринцы. Поляк.

После окончания автокурсов принят на работу шофёром в гараж облисполкома г. Каменец-Подольского.

Участник Великой отечественной войны. В соответствии с эвакуационным планом органов государственной власти и предприятий народного хозяйства 24 июня 1941 года в составе колонны легковых и грузовых автомашин Зеленовский С.Т. участвовал в эвакуации сотрудников и имущества городского исполнительного комитета. В числе членов семей сотрудников в автоколонне также следовали его жена Валерия Викентьевна, трёхлетний сын и годовалая дочь. Во время движения колонна неоднократно подвергалась авиационным ударам фашистской авиации и к 14 июля, за три недели следования, на подъезде к г. Миргороду Полтавской области в ней осталось всего три исправных грузовика, которые были остановлены группой красноармейцев и реквизированы для нужд фронта. Шофёров с машинами мобилизовали в армию, а гражданские пассажиры и дети были оставлены в г. Миргороде.

Таким образом, 16 июля 1941 года Зеленовский С.Т был призван Миргородским РВК в ряды Красной армии. Дальнейшую службу продолжил в составе 76-го района авиационного базирования 5-й Воздушной Армии 2-го Украинского фронта. Участвовал в обороне Москвы. Затем защищал Сталинград. После Сталинграда воевал на Курской дуге.

В конце 1942 года получил предложение вступить в Войско Польское. От предложения отказался. Продолжил служить в должности помощника командира спецвзвода автороты 870-го батальона аэродромного базирования. Поставленные задачи по использованию и ремонту автомобильной техники выполнял качественно и на высоком профессиональном уровне. 

4 декабря 1943 года представлен к награждению орденом Красной Звезды. В представлении к награде, подписанном командиром 870 БАО подполковником Гостевым, отмечается: работая в должности помощника спецвзвода автороты, тов. Зеленовский проявил себя как отлично знающий спец. автодело младший командир. Имеет большой практический опыт по ремонту автоспецтранспорта БЗ-35, БЗ-34, БЗ-39, ГАЗ-АА (стартер) и других.

С первых дней работы в БАО, тов. Зеленовский взялся за боевую работу по приведению спецтранспорта в боевую готовность. В то время спецтранспорт находился в неудовлетворительном состоянии. Две автомашины БЗ-35 требовали ремонта. Зеленовский, не считаясь с трудностями, в течение 3-х дней восстановил эти спецмашины. Авиационные части, перелетающие через обслуживаемые аэродромы Борисоглебск -1 и Борисоглебск-2, были всегда обеспечены горючим, маслом и водой одновременно.

Не было ни одного случая простоя самолётов по вине спецавтомашин. Были случаи, когда автомашины БЗ-35 отказывали в процессе работы, но Зеленовский непременно восстанавливал их в ночное время. В июне месяце отказала одна из автомашин БЗ-39. Зеленовский лично отремонтировал мотор и всю ходовую часть в течение двух суток. Получив приказ об обеспечении боевой работы 392 авиационного полка, специальные машины 930 авиаполка работали бесперебойно.

В тот момент, когда на аэродроме «Непокрытая» спецмашины БЗ-35 ушли за горючим, срочно потребовалась машина для заправки приземлившихся самолётов. Но на аэродроме оставалась лишь одна машина БЗ-34 с небензостойкими шлангами. Тов. Зеленовский, по своей личной инициативе, изыскал пригодные шланги и привёл машину в готовность, выполнив тем самым приказ командования в срок. 

В работе инициативный, дисциплинированный, пользуется уважением среди личного состава БАО и Командования. За хорошую работу имеет ряд благодарностей. Строевая подготовка хорошая. Политически грамотен. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.

Ходатайствую о представлении к правительственной награде ордену Красная Звезда.

Приказом Командующего 5 ВА награждён медалью “За боевые заслуги”

Когда Зеленовскому стало известно об освобождении советскими войсками города Миргорода Полтавской области (освобождён 18 сентября 1943 г), в котором оставалась его семья, он обратился к командованию с просьбой о предоставлении краткосрочного отпуска для встречи с женой и детьми. 

По воспоминаниям его внучки, Станислав Теофилович получил 3-х дневный отпуск, но в Миргород смог добраться только на третьи сутки. День поисков семьи не увенчался успехом. На следующее утро перед тем, как отправиться в обратный путь, он зашёл на базар, чтоб запастись продуктами на дорогу, и неожиданно столкнулся лицом к лицу со своей женой. Оставался с родными ещё пару суток, в результате чего прибыл в часть с существенным опозданием.

По законам военного времени предстал перед судом военного трибунала. Пришлось повоевать в штрафном батальоне. Ранен в бою под Яссами. Искупил вину. Возвратился в родную часть.

Боевой путь закончил под Будапештом.

25 сентября 1945 года награждён медалью «За боевые заслуги».

Демобилизован из рядов советской армии в 1945 году.

6 апреля 1985 года в связи с празднованием 40-й годовщиной Победы советского народа над фашистской Германией награждён орденом Отечественной войны II степени.

Регион Украина
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Каменец-Подольский
Воинская специальность шофёр спецмашин службы горюче-смазочных материалов
Место рождения Каменец-Подольская область, Ярмолинецкий район, с. Татаринцы
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1912

Боевой путь

Место призыва Миргородский РВК Полтавской области
Дата призыва 16.07.1941
Боевое подразделение 76 район аэродромного базарования 5 ВА
Завершение боевого пути Взятие Будапешта
Принимал участие Оборона Москвы, освобождение Украины и Венгрии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: