Зернышко Александр Федорович
Зернышко
Александр
Федорович
капитан первого ранга

История солдата

Зернышко Александр Фёдорович,  06.04.1914 г. рождения г.Луганск, умер Кронштадт
21 апр 2004, на службе в РК ВМФ с 1934 г., украинец. 

  • В июне 1939 г. окончил Высшее Военно-Морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского, получил военное звание «военный техник 1-го ранга» и направлен на Черноморский флот.
  • Некоторое время служил начальником ремонтной группы учебного корабля «Нева», а 02.11.1939 г. приказом НК ВМФ назначен командиром моторной группы ПЛ С-33 13-го дивизиона 1-й БПЛ ЧФ.Зачислен в списки личного состава этой бригады 17-го ноября 1939 г. (приказ комбрига № 592) и отправлен в г.Николаев, где строилась лодка.
  • Очередное военное звание «военный инженер 3-го ранга» присвоено наркомом ВМФ 29-го марта 1940 г. Приказом командующего ЧФ № 0233 от 23.06.40 г. командир моторной группы С-33 военный инженер 3-го ранга Зернышко А.Ф назначается командиром БЧ-5 той же лодки.
  • При переаттестации в 1940 г. присвоено звание «старший инженер-лейтенант».
  • Приказом командира 1-й БПЛ ЧФ от 20.12.40 г. за активное участие в строительстве и проведении испытаний С-33 командир её БЧ-5 старший инженер-лейтенант Зернышко А.А. получил благодарность и денежное вознаграждение - 250 руб.

Немного о лодке. За время боевой службы подводная лодка "С-33" выпустила 21 торпеду из которых в цели попали 8 торпед. Также израсходовала 14 100-мм и 9 45-мм снарядов. 
Подводная лодка "С-33" потопила и повредила 5 целей. Из которых на сегодняшний день установлены: 
1 охотник заподводными лодками тоннажом 830 тонн 
1 быстроходная десантная баржа тоннажом 220 тонн 
3 транспорта общим тоннажом 12696 брт 
Суммарный тоннаж поражённых целей на настоящий момент составляет 13746 тонны. 
На подводную лодку "С-33" силами ПЛО были сброшены более 141 глубинной бомбы. 

Мой дед ушел из жизни совсем недавно в 2004 году. Я его помню как умного, доброго но вспыльчивого человека. Много о войне он не рассказывал, видимо воспоминания были не приятные, Мы часто ходили в гости к его другу, он увлекался моделированием кораблей и подводных лодок.

Мой дед был изобретателем, инженером, есть несколько патентов.

Рассказ будет проделжен.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание капитан первого ранга
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Боевой путь

  • Серия - IX-бис 

  • Дата закладки - 16.11.1937 - Завод № 198, г. Николаев, Заводской номер 349

  • Дата спуска на воду - 30.5.1939 - Завод № 198, г. Николаев, Заводской номер 349

  • Дата вступления в строй - 18.11.1940 - Завод № 198, г. Николаев, Заводской номер 349

  • Коммандиры

    • Б.А. Алексеев - 22.6.1941 – 3.6.1944

    • А.Б. Темин (ВРИО) - 03.6.1944 – 10.6.1944

    • П.И. Парамошкин - 10.6.1944 – 09.1944

    • В.И. Матвеев - 9.1944 – 9.5.1945

  • Карьера

    • Черноморский Флот - 12.1940

    • 2-й дивизион подводных лодок ЧФ - 22.6.1941 – 10.8.1942

    • 1-й дивизион подводных лодок ЧФ - 10.8.1942 – 9.5.1945

  • Боевой результат

    • 16 боевых походов в ВОВ (302 суток). Выполнила 9 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, в результате которых потопила 20.4.1943 – румынский транспорт "Suceava" (5695 брт) и 12.5.1944 – по-видимому германскую быстроходную десантную баржу "F 130".

  • Судьба

    • 14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 12.3.1974 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для реализации, но 14.3.1975 вновь зачислена в списки судов Черноморского флота. 12.10.1977 отнесена к подклассу РЗС. 3.1.1978 окончательно исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

11-19.6.1941 принимала участие в маневрах флота.

К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.

Карта позиций патрулирования ПЛ

1-й боевой поход (17 суток):

6.7.1941 в 16.00 вышла из Севастополя на позицию № 4 в район мыса Шаблер.

8.7.1941 прибыла в район позиции, но была задержана приказом командира 1-й бригады подводных лодок в районе зарядки аккумуляторных батарей.

10.7.1941 в 2.40 обнаружила румынскую подводную лодку "Delfinul", которую приняла за Щ-206. После передачи опознавательного сигнала "эска" погрузилась.

В ночь на 13.7.1941 заняла позицию.

В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела.

22.7.1941 начала возвращение в базу.

23.7.1941 в 19.45 прибыла в Севастополь.

2-й боевой поход (15 суток):

27.8.1941 в 14.27 вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.

29.8.1941 прибыла на позицию.

31.8.1941 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большой дистанции.

4.9.1941 южнее Бургаса обнаружила конвой в составе транспорта (2500 т) и сторожевого катера. В 8.40 выстрелила по транспорту из подводного положения одной торпедой с дистанции 6 кабельтовых. Промах (зарубежных данных нет, возможно атакованы германский транспорт "Корделия" и венгерский транспорт "Сегед"). В 9.00 лодка безрезультатно выпустила еще одну торпеду по той же цели – возможно торпеды с установкой глубины хода 2 метра прошли под целью. Преследования не было.

9.9.1941 в 20.30 начала возвращение в базу.

11.9.1941 в 13.12 прибыла в Севастополь.

3-й боевой поход (12 суток):

11.10.1941 в 13.00 вышла из Севастополя на позицию № 20 в район мыса Шаблер.

Вечером 14.10.1941 наблюдала силуэты 2-х кораблей противолодочной обороны.

Днем 15.10.1941 обнаружила группу кораблей, охранявших румынский минный заградитель "Amiral Murgescu", но при попытке сблизиться была обнаружена и контратакована миноносцем "Sborul" и болгарским самолетом типа Letov S-328, сбросившими 3 глубинных бомбы. Вторая попытка атаковать румынские минный заградитель "Amiral Murgescu" и эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand" и "Marasesti" сорвалась из-за мнимого обнаружения лодки противником.

Днем 16.10.1941 обнаружила группу боевых кораблей с румынским минным заградителем "Dacia", но из-за большой дистанции и сильной противолодочной обороны выйти в атаку не удалось.

21.10.1941 в 19.00 начала возвращение в базу.

23.10.1941 в 11.15 прибыла в Севастополь.

4-й боевой поход (15 суток):

4.11.1941 в 7.13 вышла из Севастополя на позицию № 20 в район мыса Шаблер.

Утром 5.11.1941 прибыла на позицию. Вечером не смогла выйти в атаку на 2 румынских эскадренных миноносца, следовавших в южном направлении (это были румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand", "Regina Maria" и "Marasesti" вышедшие из Констанцы для встречи итальянского танкера "Torcello").

Утром 6.11.1941 восточнее мыса Шаблер обнаружила 2 румынских эскадренных миноносца (это были румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand", "Regina Maria" и "Marasesti", вышедшие из Констанцы для поиска итальянского танкера "Torcello", потопленного подводной лодкой Щ-214). В 8.46 произвела 2-торпедный залп по эскадренному миноносцу из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых. Торпеды прошли мимо противника, даже не заметившего атаку. В 14.34 в том же районе произвела 2-торпедный залп по румынскому эскадренному миноносцу из подводного положения с дистанции 7 кабельтовых. Промах. По зарубежным данным румынский эскадренный миноносец "Marasesti" из группы эсминцев, занимавшихся поиском "Torcello", наблюдал след торпеды, шедшей по поверхности. Преследования не было.

Вечером 15.11.1941 начала возвращение в базу.

19.11.1941 в 11.25 прибыла в Поти.

5-й боевой поход (18 суток):

8.12.1941 в 11.00 вышла из Поти на позицию № 20 в район мыса Шаблер.

Утром 11.12.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела, но 8 раз обнаруживала самолеты противолодочной обороны.

13.12.1941 дважды коснулась минрепа мины румынского минного заграждения.

Вечером 24.12.1941 начала возвращение в базу.

26.12.1941 в 15.15 прибыла в Поти.

12.1.1942 вышла из Поти и 13.1.1942 прибыла в Туапсе для гарантийного ремонта.

23.3.1942 во время налета на Туапсе авиации противника в 14.30 повреждена 500-кг бомбой, взорвавшейся в 8-10 метрах за кормой по правому борту. В прочном корпусе VI и VII отсеков образовались трещины, вышел из строя компрессор воздуха высокого давления, сорваны с мест кормовые торпедные аппараты, повреждена обшивка цистерн главного балласта.

28.3.1942 вышла из Туапсе и 29.3.1942 прибыла в Поти, где начала аварийный ремонт.

3-18.8.1942 находилась в доке.

9.1942 вступила в строй.

6-й боевой поход (5 суток):

30.9.1942 в 19.00 вышла из Поти для разведки и отработки задач боевой подготовки в район севернее Ризе – Трабзон.

Встреч с кораблями противника не имела.

5.10.1942 в 7.02 прибыла в Поти.

7-й боевой поход (20 суток):

14.10.1942 в 18.30 вышла из Поти на позицию № 46 в район выхода из пролива Босфор.

18.10.1942 прибыла на позицию.

24.10.1942 в точке 41°25' с.ш./ 28°54,0' в.д. обнаружила одиночный транспорт (800 т). В 4.33 произвела по транспорту 2-торпедный залп из надводного положения с дистанции 3 кабельтова. Торпеды сошли с курса при 6-бальном шторме. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Туркан".

Вечером 31.10.1942 начала возвращение в базу.

Утром 3.11.1942 расстреляла плавающую мину и в 8.50 прибыла в Поти.

8-й боевой поход (20 суток):

19.11.1942 в 17.30 вышла из Поти на позицию № 46 в район выхода из пролива Босфор.

23.11.1942 прибыла на позицию.

Днем 28.11.1942 обнаружила 2 эскадренных миноносца, к которым вскоре присоединился танкер. Из-за большой дистанции выйти в атаку не удалось. Предпринятая командиром лодки попытка преследовать конвой в надводном положении сорвалась из-за плохой видимости.

6.12.1942 начала возвращение в базу.

9.12.1942 в 6.28 прибыла в Поти.

9-й боевой поход (20 суток):

27.12.1942 в 22.00 вышла из Поти на позицию № 50 в район мыса Шаблер.

Утром 28.12.1942 при срочном погружении от самолета противника из-за неисправности указателей электродвигателей горизонтальных рулей и неправильных действий личного состава погрузилась на глубину 127 метров при дифференте на нос 45°. Из баков аккумуляторных батарей вылилось 20 ведер электролита.

30.12.1942 прибыла на позицию и в дальнейшем по приказу командования маневрировала в районе в 20-60 милях восточнее мыса Шаблер.

Встреч с кораблями противника не имела.

13.1.1943 в 18.00 начала возвращение в базу.

16.1.1943 в 9.40 прибыла в Поти.

10-й боевой поход (19 суток):

9.2.1943 в 18.00 вышла из Поти на позицию № 48а в район Судак - Феодосия.

12.2.1943 в 2.00 прибыла на позицию. Днем в точке 44°57' с.ш./ 35°29' в.д. обнаружила подводную лодку противника в позиционном положении, но не смогла атаковать ее из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Преследование субмарины противника продолжалось до тех пор, пока она не всплыла в крейсерское положение и оторвалась, развив полный ход. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 9".

26.2.1943 в 22.15 начала возвращение в базу.

28.2.1943 в 7.25 прибыла в Поти.

11-й боевой поход (19 суток):

11.4.1943 в 19.00 вышла из Поти на позицию № 73 в район мыса Тарханкут для совместных действий с ВВС (обеспечивающий – Н.Д. Новиков).

16.4.1943 в 5.00 прибыла на позицию.

В ночь на 20.4.1943 в точке 44°58,9' с.ш./ 31°11,8' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (? т), эскадренного миноносца и сторожевого катера. В 2.20 произвела 3-торпедный залп по транспорту из надводного положения с дистанции 12 кабельтовых. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным попаданиями 2 торпед потоплен румынский транспорт "Suceava"(5695 брт) (Дальний корабль) с грузом пустых емкостей из-под бензина и железного лома (28 погибших), шедший из Севастополя в Констанцу в охранении румынского эскадренного миноносца "Regina Maria", германских моторных тральщиков "R 163", "R 164", а также катера-тральщика "MR 7". Погрузившаяся лодка была контратакована румынским эскадренным миноносцем "Regina Maria" и германскими моторными тральщиками, сбросившими 18 глубинных бомб. На субмарине получили незначительные повреждения палубный настил, освещение и гирокомпас, пропустили воду клапана шахты подачи воздуха к дизелям. После всплытия лодка обнаружила спасательный круг с потопленного транспорта. 

В ночь на 22.4.1943 получила приказ перейти к мысу Тарханкут.

27.4.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.

30.4.1943 в 4.00 прибыла в Поти.

12-й боевой поход (21 сутки):

29.6.1943 в 20.46 вышла из Поти на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.

3.7.1943 в 3.24 прибыла на позицию.

Утром 4.7.1943 обнаружила конвой противника в составе 2-х парусно-моторных шхун и 2-х барж. Командир лодки отказался от атаки из-за малой ценности обнаруженных судов.

В ночь на 7.7.1943 предприняла безуспешную попытку перехватить конвой западнее Севастополя.

В ночь на 11.7.1943 по приказу командования начала переход на позицию № 85 в район Босфора. Целью перевода С-33 и Щ-203, а затем и Л-4 к Босфору был перехват румынских транспортов "Трансильвания" и "Бессарабия", которые по данным агентурной разведки должны были перейти в румынские порты.

12.7.1943 в 2.00 прибыла на позицию № 85.

Встреч с кораблями противника не имела

16.7.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.

20.7.1943 в 1.10 прибыла в Поти.

13-й боевой поход (30 суток):

9.9.1943 в 19.30 вышла из Поти на позицию № 85 в район Босфора.

14.9.1943 в 4.30 прибыла на позицию.

Днем 17.9.1943 отказалась от атаки нескольких одиночных транспортов, опознав их как турецкие.

21.9.1943 в 1.40-18.20 по приказу командования перешла на позицию № 81 в район Сулина – Констанца. В 23.24 начала переход на позицию № 82б в район мыса Тарханкут.

В ночь на 22.9.1943 в точке 44°38' с.ш./ 31°39,7' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т), эскадренного миноносца и 2-х сторожевых катеров. В 4.19 произвела 3-торпедный залп (4-я торпеда не вышла из аппарата) по транспорту из надводного положения с дистанции 9 кабельтовых (схема). Через 75 секунд услышано 2 глухих взрыва. Зарубежных данных нет. Возможно атакован германский конвой, включавший танкер "Продромос" и румынский минный заградитель "Amiral Murgescu". Лодка была контратакована кораблями охранения, сбросившими на большом удалении несколько глубинных бомб. В 20.30 прибыла на позицию № 82б.

Вечером 24.9.1943 перешла на позицию № 82а.

6.10.1943 в 20.00 начала возвращение в базу, но на переходе получила приказ произвести поиск спасшихся в районе гибели лидера "Харьков" и эскадренных миноносцев "Беспощадный" и "Способный" (окончился безрезультатно).

9.10.1943 в 5.20 прибыла в Поти.

14-й боевой поход (33 суток):

7.12.1943 в 17.00 вышла из Поти на позицию № 94 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

14.12.1943 в 8.00 прибыла на позицию. Днем была обнаружена самолетом противника, который сбросил на лодку, находившуюся на перископной глубине, 3 бомбы. Спустя полчаса не смогла выйти в атаку на конвой из-за обнаружения противником.

Днем 21.12.1943 обнаружила 2 больших охотника типа "КТ" ("Uj 103" и "Uj 106"). При попытке выйти в атаку лодка была обнаружена и подверглась 3,5 часовому преследованию, в ходе которого на лодку было сброшено 111 глубинных бомб. В результате разрывов некоторые электроизмерительные приборы вышли из строя, выскочили из гнезд лампы гидроакустической станции.

Днем 23.12.1943 обнаружила 2 больших охотника типа "КТ". Командир лодки отказался от атаки из-за профилактического бомбометания.

Вечером 27.12.1943 в точке 45°12' с.ш./ 32°38' в.д. обнаружила 2 больших охотника типа "КТ", которых командир лодки принял за транспорты. В 19.12 произвела 4-торпедный залп по транспорту в 4000 т (по донесению командира) из подводного положения с дистанции 1,5 кабельтовых. Через 13 и 17 секунд услышано 2 взрыва, в перископ наблюдались взрывы торпед. По зарубежным данным торпеды, оснащенные неконтактными взрывателями, взорвались на расстоянии 150 и 75 метров от германского большого охотника "Uj 106". От близких взрывов торпед на лодке отказало электрическое управление рулями, была выведена из строя часть освещения и лаг. Через клапан аварийного продувания цистерн главного балласта в I отсеке внутрь корпуса поступила вода. Лодка была контратакована большим охотником "Uj 101", сбросившим 2 глубинных бомбы.

В ночь на 29.12.1943 при срочном погружении от сторожевого катера противника не закрылся газоотводный клапан правого борта – внутрь V отсека поступила вода (до всплытия откачивалась главной осушительной помпой).

С 5.1.1944 действовала также и на позиции № 93.

В ночь на 6.1.1944 в точке 45°07' с.ш./ 32°32' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (4000-5000 т), быстроходной десантной баржи и 2-х сторожевых катеров. В 1.40 произвела 4-торпедный залп по транспорту из надводного положения с дистанции 13 кабельтовых. Через 110 секунд услышано 2 глухих взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакованы корабли германского конвоя "Зенит". Преследования не было. В 20.00 начала возвращение в базу.

9.1.1944 в 7.10 прибыла в Поти.

10.1.1944 начала в Поти текущий ремонт.

21.2.1944-30.3.1944 находилась в доке.

28.4.1944 завершила текущий ремонт.

15-й боевой поход (8 суток):

9.5.1944 в 21.00 вышла из Поти на позицию № 9 в район юго-западнее мыса Сарыч.

12.5.1944 в 10.38 обнаружила брошенную быстроходную десантную баржу противника в точке 43°43,5' с.ш./ 32°00' в.д., но при сближении в 11.00 атакована самолетом противника, сбросившим 4 бомбы. К 12.08 баржа была осмотрена (в качестве трофея взяты кормовой флаг и автомат) и потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 14 100-мм и 9 45-мм снарядов). Зарубежных данных нет. По-видимому, потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 130", ранее поврежденная ВВС. В 14.30 прибыла на позицию № 9.

В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела.

15.5.1944 в 23.00 начала возвращение в базу.

17.5.1943 в 10.00 прибыла в Поти.

27.7.1944 перешла из Поти в Батуми.

16-й боевой поход (30 суток):

16.8.1944 в 23.00 вышла на позицию № 47/55 в район мыс Бахлар – мыс Стефанос.

20.8.1944 в 2.46 прибыла на позицию.

С 28.8.1944 по указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.

В течение похода наблюдала несколько шхун, от атаки которых командир отказался из-за малой ценности объектов.

12.9.1944 в 20.25 начала возвращение в базу.

15.9.1944 в 5.55 прибыла в Поти.

14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

12.3.1974 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для реализации.

14.3.1975 вновь зачислена в списки судов Черноморского флота.

12.10.1977 отнесена к подклассу РЗС.

3.1.1978 окончательно исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Награды

Орден "Красной звезды"

Орден "Красной звезды"

Орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" II степени

Орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" II степени

Орден "Красного Знамени"

Орден "Красного Знамени"

Медаль "за оборону Севастополя"

Медаль "за оборону Севастополя"

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За боевые заслуги"

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт: