Василий
Матвеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Преподавал в Лисоклинской семилетней школе (Калининская обл.)
После призыва направлен в школу воздушных стрелков-радистов.
В 1941г. воздушный стрелок радист 130 скоростного бомбардировочного авиаполка.
К началу войны полк базировался на аэродроме Гноево (д.Бобровичи, Гомельская обл., Белоруссия). На вооружении имел самолеты СБ.
22 июня 1941г. в 05-00 в полку была объявлена боевая тревога.
С 07-40 началась подготовка 3 девяток самолетов СБ. Во главе первой- командир полка майор Кривошапко Иван Игнатьевич, второй- капитан Коломийченко Иван Петрович, третьей- капитан Андреев Александр Николаевич.
В 10-40 самолеты полка без сопровождения истребителей (командование дивизии не смогло их выделить) вылетели для бомбардировки складов горючего (первая девятка), железнодорожной станции (вторая девятка), авиазаводу (третья девятка) в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест).
Бомбометание производилось с высоты 5000м. с 12-15 до 13-00. При подходе к цели бомбардировщики были встречены огнем дивизиона зенитной артиллерии. После ухода от цели, в 15км восточнее от неё, бомбардировщики были встречены группой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). С задания не вернулись 20 самолетов полка. Семь экипажей совершили посадку на аэродроме Нов.Гудково, в их числе экипажа: заместитель командира 5-й эскадрильи капитан Катасонов Иван Григорьевич, штурман- военком эскадрильи старший лейтенант Коваль Иван Моисеевич, воздушный стрелок радист старший сержант Жуков Василий Матвеевич.
23 июня экипажи приводили материальную часть (самолеты) в порядок, готовя к вылетам.
24 июня группа под командованием капитана Коломийченко в составе 6 самолетов в 13-00 вылетела с аэродрома, имея задание- нанести удар по колонне противника на шоссе Кобрин- Береза-Картузская. В 14-55 с высоты 800м. на врага было сброшено 36 авиабомб ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики были атакованы четверкой истребителей Ме-109. Самолет капитана Катасонова был подбит, загорелся правый мотор. По команде летчика самолет сумел покинуть старший лейтенант Коваль. Командир экипажа и стрелок радист погибли.
Были похоронены местными жителями, перезахоронены в братской могиле советских воинов и партизан в г.Белоозерск, Березовский р-н, Брестская обл.
Боевой путь
Воспоминания
- При подлёте к шоссе, - вспоминает штурман экипажа Катасонова: Коваль И.М., - мы увидели колонну немецких танков и мотопехоты. Я подал Катасонову целеуказание. Сбросили бомбы и, как требовалось по заданию, несмотря на интенсивный зенитный огонь, начали обстреливать автомашины с пехотой. Сразу не заметил, что самолёт разворачивает влево. Командир что-то кричал, но я не понял его. Оглянулся. Вижу: горит левый мотор. Наверно, самолёт загорелся от прямого попадания снаряда. Пламя по плоскости прорвалось в кабину лётчика. Катасонов махнул рукой - прыгай! Я выпрыгнул, раскрыл парашют и увидел, что наш горящий бомбардировщик с небольшим снижением продолжает полёт. Что с ним произошло дальше, не знаю. Я приземлился в болоте, поросшем местами кустарником. Выбрался на сухой бугорок. Отчётливо просматривалось шоссе. Хорошо были видны результаты нашего удара - горела вражеская техника, рвались боеприпасы. Вскоре на этот же участок шоссе совершили налёт ещё две группы бомбардировщиков, как позже узнал, не нашего полка.